Программа «Ансамблевое и сольное пение»

  • (15)

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность.

 

Жанр музыкальной миниатюры в условиях современного мира – это своеобразная находка для воспитания подрастающего поколения, вовлеченного в быстрый темп жизни, необходимость мгновенного (как минимум – в короткие сроки) результата и всевозрастающей визуализацией любого вида деятельности (даже в академических концертных залах люди не только слушают музыку, но и наблюдают на экране видеоряд, призванный «расшифровать» услышанное либо усилить эмоциональное воздействие).

 

Музыкальная миниатюра во всех ее преображениях (от ритмических элементов, включенных в процесс пения до небольших музыкальных спектаклей) просто создана для реализации вышеуказанных потребностей современных детей. Также посредством создания миниатюры ребенок имеет возможность невербально выразить свои эмоции, побыть в «чужой шкуре» и научиться работать в коллективе с ровесниками и детьми других возрастных категорий.

 

Период дошкольного детства – это время, когда происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослой жизни с определенными законами и правилами.

 

Образовательное учреждение, куда его приводят родители, становится тем самым макетом «взрослой» жизни, где малыш уже не «центр» вселенной, а участник коллектива, живущего по своим законам и правилам. Именно здесь, через осознание «своего места» в социуме, общение со сверстниками и взрослыми, закладывается основа формирования личностных качеств, необходимых ребенку для его социального развития и успешности в обществе.

 

Как правило, на занятиях художественного направления обучение направлено в первую очередь на развитие эмоциональной – чувственной сферы ребенка. В студии «музыкальных миниатюр» дошкольники открывают для себя окружающий мир посредством музыки и театра *(элементов театра).

 

Реализация настоящей программы, кроме развития музыкального слуха, вокального тренинга и общемузыкального развития, предполагает участие детей в мини-постановках игровых песен и работу в музыкальных спектаклях.

Педагоги

Головина Юлия Сергеевна.

Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов «Белая акация» (лауреат 3 степени, Марий-Эл),лауреат международного вокального конкурса «Rendes-Vous», Париж (гран-при), солистка новосибирской филармонии, педагог дополнительного образования, руководитель студии "Музыкальные миниатюры".

 

Образование – высшее. Окончила Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова, Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ, филологический факультет), Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (магистр музыкального искусства). Педагогическая квалификация – педагог высшей категории.

Обучение по дополнительной профессиональной программе «Организация и осуществление дополнительного образования детей  с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет».

 

Содержание программы

 

Учебно-тематический план для ансамблей "Скворушки" и "Божьи коровки"

Инструктаж по технике безопасности. Просмотр наиболее яркой работы по итогам предыдущего учебного года (1 час для каждого года обучения)
Знакомство с особенностями фортепиано, есго различиями и сходством с человеческим голосом (7 часов для каждого года обучения)
Ритм.Темп.Мелодия (7 часов для каждого года обучения)
Одно-многоголосие. Работа с октавой (7 часов для каждого года обучения)
Динамика. Ее роль в исполнении музыки. Динамическая имп овизация (7 часов для каждого года обучения)
Анализ и собственная интерпретация музыкального произведения . Работа с темпами и динамикой (7 часов для каждого года обучения)
Стоккато и легато: знакомство с терминами (9 часов для каждого года обучения с учетом "отработки" теории на практике)
Виды дыхания. Дыхание-основа кантилены (9 часов для каждого года обучения)
«Музыкально-эмоциональный анализ музыкального произведения (8 часов для каждого года обучения)
Голос в общей многоголосной партитуре(8 часов для каждого года обучения)

 

 

Учебно — тематический план вокальный ансамбля «Одуванчик»


Знакомство с вновь поступившими студийцами. Инструктаж по технике безопасности. Просмотр наиболее яркой работы по итогам предыдущего учебного года ( 1 час для каждого года обучения)

Работа с терцией (распевка-а-капелла-произведение), (7 часов для каждого года обучения)
Усложнение двухголосия (7 часов для каждого года обучения)
Исполнение трезвучия (7 часов для каждого года обучения)
Исполнение трезвучия в гармоническом и мелодическом развитии (7 часов для каждого года обучения)
Усложнение трехголосия. Разные формы гармонических обращений (7 часов для каждого года обучения)
Дыхание — основа кантилены: основные виды дыхания, анализ особенностей и возможных вариантов применения (12 часов для каждого года обучения)
Эмоционально-музыкальный  анализ музыкального произведение, знакомство с терминологией.
Голос-участник общей партитуры(10 часов для каждого года обучения)

 

Учебно — тематический план индивидуального курса обучения (солисты)

Работа с a-capella и усложнением фактуры аккомпанемента (6 часов)
Работа со сложным ритмом: канон с другим голосом и партией фортепиано; пунктир и синкопа; переменный размер (5 часов)
Знакомство с основными музыкальными терминамиь (5 часов)
Усложнение двух- и трехголосия. Элементы полифонии и канона в многоголосии (5 часов)
Дыхание-основа пения. Исполнение элементов «подвижной техники», работа с «длинными фразами», чередование кантилены и stokatto (5 часов)
Элементарный анализ музыкального произведения: стиль, форма, динамика, анализ художественного текста (5 часов)
Классическая музыка-основа формирования вкуса. Исполнение классической музыки.

Слушание классической музыки в исполнении мастеров мирового уровня(3 часа)

 

 

Поскольку обучение вокалу-это по большей мере постоянная отработка определенных навыков на протяжение всего периода исполнительской деятельности (даже у профессионалов), то темы остаются неизменными на каждом году обучения.

 

В зависимости от конкретных данных каждого участника и ансамбля в целом индивидуально определяеться степень погружения каждого конкретного ученика в тему.

 

Также указанное количество часов может изменяться в зависимости от усвения темы каждым конкретным коллективом.

Цели программы

Цель: оптимизация процесса адаптации в социуме сверстников через совместную деятельность посредством музыкального развития в группе и сольно.

 

Задачи: 

личностные:

-формирование и осознание роли собственной личности, а также ее места в творческом коллективе;

-формирование гражданской позиции путем понимания своей роли в разных социумах (семья, коллектив);

-формирование эмоционального отношения к творчеству.

 

метапредметные:

-умение работать в коллективе, понимать свою роль и ответственность в коллективной работе;

-видеть общие задачи, находить индивидуальные и коллективные пути решения, определять приоритеты:

-видеть и понимать связи между разными видами искусства и использовать точки соприкосновения для общего и профессионального развития.

     

предметные:

-освоения навыков вокального исполнения (техническое, эмоциональное, пластическое воплощение музыкального образа).

 

Результат программы

Результативность образовательной программы Предметные результаты освоения программы.

Ансамбль «Скворушки»

Знать:

Высокий и низкий регистр.

    Быстрый и медленный темп.  Понятия: форте и пиано.

Варианты движения мелодии.

    Простейшие ритмоформулы.

    Элементарные динамические оттенки и штрихи.

    Основные виды штрихов.

    Основные способы дыхания и его использование при определенном штрихе.

    Способы «украшения» музыки с помощью динамики, штриха и гармонического обогащения при звучании многоголосия).

Уметь:

  Адекватно оценивать свою значимость в общем успехе коллективной работы.

 Владеть минимальным навыком анализа музыкального произведения, и демонстрировать навык с помощью наводящих вопросов педагога.

 Стабильно чисто интонировать (либо позитивная динамика чистого интонирования).

Уметь исполнять произведение в ансамбле с максимальной отдачей «сильных» навыков и максимальной корректировкой и нивелированием по ходу исполнения проблемных навыков.

 

Ансамбль «БОЖЬИ коровки»

Знать:

Высокий и низкий регистр.

    Быстрый и медленный темп.

    Понятия: форте и пиано.

Варианты движения мелодии,  Простейшие ритмоформулы.

Элементарные динамические оттенки и штрихи

    Основные виды штрихов.

    Основные способы дыхания и его использование при определенном штрихе.

    Чем отличается одноголосие от многоголосия.

Уметь:

    Адекватно оценивать свою значимость в общем успехе коллективной работы.

    Владеть минимальным навыком анализа музыкального произведения и демонстрировать навык с помощью наводящих вопросов педагога. е Проявлять положительную динамику чистого интонирования.

о Уметь исполнять произведение в ансамбле с максимальной отдачей «сильных» навыков и максимальной корректировкой и нивелированием по ходу исполнения проблемных навыков.

    Исполнить в ансамбле произведение от начала до конца в заданном ритме, темпе и интонации.

 

Ансамбль «ОДуванчик»

Знать:

Что такое многоголосие. е Принцип построения октавы. о Что такое трезвучие.

Базовый набор музыкальных терминов, их значение и возможности применения в собственной интерпретации музыкального произведения. о Основные музыкальные формы (куплетная, трехчастная, рондо, сквозная).

Виды дыхания и варианты их использования в собственной интерпретации музыкального произведения.

Уметь:

 Владеть личной стратегией решения собственных проблем и соотносить ее со стратегией партнера по ансамблю и общей стратегией коллектива.

 Анализировать музыкального произведения адекватно общему уровню подготовки и с учетом владения базовых элементарных навыков анализа. Соотносить результаты анализа с личной стратегией исполнения,

Стабильно чисто интонировать собственную партию внутри многоголосия (также позитивная динамика чистого интонирование в ансамбле с другим голосом), о Проявлять собственную индивидуальность в исполнении, и адекватно соотносить ее с общим рисунком исполнения.

 

Солисты.

Знать:

    Особенности своего вокального аппарата.

    Собственные тембральные и диапазонные возможности.

    Основные музыкальные стили.

    Особенности многоголосия (параллельное, канон, двух-трехголосие, полифония и т.д., без называния терминов).

    Роль каждого голоса в трехголосии (база-мелодия-окраска).  Динамические оттенки и штрихи.

 Уметь:

    Самостоятельно выбрать репертуар, адекватно оценивая свои возможности.

    Более глубоко анализировать музыкальные произведения для создания собственной интерпретации музыкального произведения с учетом личностных качеств и особенностей мировоззрения.

    Стабильно чисто интонировать.

    Владеть навыком «педагога» в работе ансамбля (умение слышать проблему при работе в ансамбле с младшими учащимися в спектаклях, формулировать их ошибку и понимать способы решения ошибок).

 

В интеллектуальной сфере:

    владение начальными общемузыкальными навыками;

    владение начальными вокальными навыками;

    знание основных музыкальных стилей;

    умение работать с помощью специальных техгических средств.

 

В социальной сфере:

    умение работать в коллективе;  умение коллективно решать поставленную задачу и находить компромиссное решение;

    умение быть ответственным за коллективный результат.

 

В сфере физической деятельности:

    умение координировать разные группы мышц;

    умение распределяться на заданной площади (умение использовать сцену); - умение распределять дыхание на нужный временной отрезок.

 

В эстетической сфере:

 выявление эстетических достоинств музыкального материала, формирование вкуса к классической музыке.

 

Комплексным результатом реализации программы «Театр музыкальных миниатюр» является развитие интеллигентного начала на основе музыкального развития личности ребенка и умение видеть единомышленников в социуме.

 

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности учащихся:  самостоятельность;  творческая активность;  умение работать в команде.

Материально-техническая база

-отдельное помещение(класс с посадочными местами), соответствующее требованиям СанПиН;

-музыкальный инструмент ;

-ноутбук, колоноки, радиомикрофоноы и микшер для работы с фонограммами;

-студия звукозаписи с профессиональным оборудованием;

-нотная библиотека;

-фонотека (диски с записями образцов мировой классики, современной детской музыки и записей самих студийцев разных лет обучения);

-библиотека (методическая литература разных авторов, биографии и автобиографии известных вокальных исполнителей, дирижеров, режиссеров и т.д., а также художественная детская литература о музыке).