Программа «Творческие пробы. Литературное творчество»

Предлагаемая программа направлена на формирование потребности у детей в постоянном чтении книг, способствует развитию интереса к литературе и самостоятельному литературному творчеству, рассчитана на получение начальных литературных навыков, этим определяется педагогическая целесообразность программы.

 

Программа ориентирована на изучение таких литературных жанров как рассказ, юмористический рассказ, сказка, фантастика, детектив, также включает знакомство с азами стихосложения. Необходимо отметить, что большое внимание в программе уделяется драматургии художественного произведения, что может помочь в дальнейшем в создании сценариев телепрограмм и фильмов.

 

Особенностью программы является то, что все школьники в процессе обучения выступают в роли начинающих писателей: учатся придумывать сюжеты, героев, создавать литературные миры, выдавать результат.

Педагоги

Подистов Андрей Владимирович.

Образование: высшее. Новосибирский государственный педагогический институт. 1984 год. Полученная специальность: «Русский язык и литература», квалификация по диплому: «Учитель русского языка и литературы средней школы».

Квалификация: педагог высшей категории.

Руководитель объединения журналистики и литературного творчества.

Наличие наград и званий:

Памятный знак «За труд на благо города» в честь 115-летия со дня основания города Новосибирска.

Диплом победителя (1 место) литературного конкурса им. П. Дедова, июль 2018 год.

Член Российского Союза Писателей.

Член Союза журналистов России.

Участник  литературного семинара писателя Г.Прашкевича.

Участник творческой мастерской детских писателей «Счастливое детство».

Автор нескольких литературных сборников.

 

Повышение квалификации:

 «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта» ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО. 72 часа. 2017.

 Региональный учебно-практический семинар для педагогов образовательных организаций города Новосибирска и Новосибирской области по теме: «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования». МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Галактика».

Литературная учеба на семинаре прозаиков в рамках второго регионального совещания сибирских авторов». Август. 2018 года.

Содержание программы

Содержание программы для учащихся первого года обучения

 

        1.    Введение – 12 часов.

         2.    Сказки  –  12 часов.

         3.    Рассказ – 8 часов.

         4.    Юмористическая проза - 14 часов.

         5.    Фантастика – 20  часов.

         6.    Поэзия – 10 часов.

         7.    Коллективное сочинение жанровых произведений (сказка, короткая юмористическая повесть, короткая фантастическая повесть, м.б. литературный сценарий) – 32 часа.

        

Итого- 108 часов.

 

Содержание программы для учащихся второго года обучения

 

         1.    Введение – 8 часов.

         2.    Сказки – 10 часов.

         3.    Рассказ – 8 часов.

         4.    Юмористическая проза - 10 часов.

         5.    Фантастика – 18 часов.

         6.    Поэзия – 12 часов.

         7.    Коллективное сочинение жанровых произведений (сказка, короткая юмористическая повесть, короткая фантастическая повесть, м.б. литературный сценарий) – 42 часа.

        

Итого- 108 часов.

 

Содержание программы для учащихся третьего года обучения

         1.    Введение – 7 часов.

         2.    Сказки  –  8 часов.

         3.    Рассказ – 8 часов.

         4.    Юмористическая проза - 10 часов.

         5.    Фантастика – 10  часов.

         6.    Детектив – 10 часов.

         7.    Поэзия – 14 часов.

         7.    Коллективное сочинение жанровых произведений (сказка, короткая юмористическая повесть, короткая фантастическая повесть, м.б. литературный сценарий) – 41 час.

        

Итого- 108 часов.

 

С каждым годом темы разделов варьируются и усложняются.

 

Цели программы

Цель: создание условий для творческой самореализации школьников в литературной деятельности, практического овладения малыми литературными формами.

 

Обозначенная цель реализуется в течение трех лет посредством решения задач различного типа.

 

Задачи:

 

Личностные:

·                 воспитание литературного вкуса обучающихся;

·                 формирование способности к самооценке через восприятие героев литературных произведений;

·                  формирование мировоззренческих взглядов и убеждений умения сделать свой личностный моральный выбор;

·                 воспитание потребности в активной творческой деятельности с соблюдением этических норм и нравственных позиций.

·                 формирование гражданской идентичности, патриотических чувств через воспитание любви к родному слову и национальному языку.

 

Метапредметные:

Познавательные:

·                 формирование навыков владения словом в письменной и устной форме.

·                 знакомство с особенностями литературного процесса, литературного творчества, с отдельными теоретико-литературными понятиями.

·                 систематизация знаний в области литературного творчества;

·                  развитие операций мышления (сравнение, анализ, синтез).

·                 развитие творческого подхода к решению нестандартных моделируемых ситуаций.

Коммуникативные:

·                 формирование коммуникативной компетентности обучающегося, умения точно выражать свои мысли;

·                  формирование умения находить нестандартные решения конфликтных ситуаций;

·                  создание благоприятного психологического климата в коллективе на основе сотрудничества.

Регулятивные:

·                  формирование у ученика универсальных учебных действий;

·                 формирование потребности в развитии воображения, образного мышления;

·                 формирование собственного мнения в процессе общения с литературным творчеством.

 

Предметные:

·                 овладение приемами написания сказок, рассказов, юмористической прозы,  детектива, фантастики, поэзии;

·                 формирование собственного авторского стиля написания работ;

·                 определение литературной специализации (сферы, области, профиля, жанра).

Результат программы

В соответствии с задачами программы к концу первого года обучения ребенок будет:

знать и владеть:

   приемами написания сказки;

   приемами написания рассказа;

   приемами написания юмористической прозы;

   приемами написания детектива;

   приемами написания фантастики;

   приемами написания поэзии;

   словом в письменной и устной форме;

   универсальными учебными действиями;

   особенностями литературного процесса.

иметь:

   развитое воображение;

   развитые операции мышления;

   творческий подход к решению нестандартных моделируемых ситуаций;

   литературный вкус;

   любовь к чтению;

   коммуникативную компетентность.

 

К концу второго года обучения ребенок будет:

иметь:

   углубленные знания в области литературного творчества;

   сформированные компетенции по профилю;

   развитые наклонности и способности;

   творческое развитие личности;

   основы мировоззренческих взглядов личности;

   сформированную потребность к творческой деятельности;

   любовь к родному языку и родному слову;

   чувство патриотизма;

   литературный вкус;

   любовь к чтению.

 

К концу третьего года обучения ребенок будет:

иметь:

   углубленные и систематизированные знания в области литературного творчества;

   собственного авторского стиля написания работ;

   литературную специализацию;

   сформированные компетенции по профилю;

   развитую творческую активность и инициативность;

   нестандартное творческое мышление;

   развитое мышление и воображение;

   основы мировоззренческих взглядов личности;

   сформированную потребность к творческой деятельности;

   любовь к родному языку и родному слову;

   чувство патриотизма;

   литературный вкус;

   любовь к чтению;

   сформированные регулятивные универсальные учебные действия;

   сформированные духовно-нравственные начала личности.

   

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности учащихся:

· самостоятельность;

· творческая активность;

· умение работать в команде.

Особые условия проведения

Специального отбора нет

Материально-техническая база

Занятия по реализации образовательной программы осуществляются в специально оборудованном для занятий помещении. В помещении имеются столы и стулья.   

   

Необходим компьютер с возможностью доступа в интернет.   

   

Информационное обеспечение:  ноутбук  подключение через wi-fi к интернет-ресурсам, а также  учебные видеоматериалами и текстовыми материалами, накопленными за многие годы работы.