Программа «За страницами учебника математики»

 

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.

 

Программа «За страницами учебника математики» направлена на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами решения задач, формировать способности учащихся рационально использовать умения и навыки, полученные на уроке; расширить и углубить знания по данной теме, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин. Она позволяет формировать ясность и точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей, представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов; воспитывать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

 

Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. На занятиях  предусматривается знакомства учащихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.

 

Программа призвана помочь подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

 

 

Новизна данного курса заключается в том, что материал изучается блоками. Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Программа «За страницами учебника математики» позволит организовать работу кружка с учётом дифференцированного подхода. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться.

 

На занятиях продолжится развитие основных математических приемов и навыков:

- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;

- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

 

Особенность программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекций, семинаров, решения тестов. Также в комплекс программы входят организация и участие в различных математических олимпиадах. Постепенность и разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.

 

Педагоги

Карпушина Ольга Николаевна, учитель математики первой квалификационной категории.

Стаж работы: 22 года.

Образование: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы

 

1. Числа и выражения - 6 часов.

2. Преобразование выражений - 6 часов.
3. Проценты - 4 часа.
4. Уравнения - 6 часов.
5. Системы уравнений - 6 часов.
6. Неравенства - 6 часов.
7. Функции - 6 ччасов.
8. Текстовые задачи - 4 часа.

9. Уравнения с модулем - 4 часа.
10.Уравнения и неравенства с модулем - 4 часа.
11. Уравнения и неравенства с параметром - 8 часов.
12. Геометрические задачи - 8 часов.
13. Обобщающее повторение - 2 часа.

 

 

 

 

Цели программы

Цели и задачи программы:

Цель программы: формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи; выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике

Задачи:

Обучающие:

  • научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений;
  • научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем;
  • научить строить графики и читать их;
  • научить различным приемам решения задач прикладного характера;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.

 

Развивающие:

  • повышать интерес к математике ;
  • развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
  • развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

 

Воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие;
  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях;
  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Результат программы

В результате обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • понятия тестов;
  • примеры решения тестовых заданий;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.

 

В результате обучения по программе обучающиеся будут уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями;
  • выполнять разложение многочленов на множители;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу, находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

 

 

 

 

 

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана на одновременную работу параллельно нескольких групп разноуровневой подготовки, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН и оборудованный ученической мебелью и школьной доской;

- компьютер;

- печатные и электронные варианты тестовых заданий;

- таблицы с теоретическим материалом;

- раздаточный материал.

Список литературы:

1. Основная литература

 

1. Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 1988

2. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе./Л. В.Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2007.-191с.:ил.- (Итоговая аттестация).

3. Галицкий М. Л. И др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов:Учеб. пособие для Учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.-2-е изд. –М.: Просвещение, 1994.-271с.: ил.

4. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л. О. Рослова, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, И. Р. Высотский; под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко, – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013. – 399, [1]с. (Серия "Банк заданий ГИА«)

5. Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник

 

2. Дополнительная литература

1. Газета «Математика», приложение к 1 сентября

2. ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ГИА-2013. ФИПИ-школе)

3. ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2012.

4. Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник

5. Зейфман А.И.и др. «Сборник задач повышенной сложности по основным разделам школьного курса математики», Вологда, 2004

6. Королева Т.М. и др. «Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования», М, 2003

7. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Издательство Дрофа, Москва, 2006

8. Серия " Профильное обучение. Математика", выпуски 1 – 4, Вологда, Русь, 2004

 

3. Информационные ресурсы

 

http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,

http://www.coolreferat.com/,

www.zadanonadom.ru,

matematikalegko.ru

http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variant-REALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx

www.mathgia.ru – Открытый банк задач по математике (ОГЭ)

http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики

http://wvvw.fipi.ru/ – ФИПИ

http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

http://egeigia.ru/ – Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ОГЭ, ЕГЭ).

http://festival.1september.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.ziimag.narod.ru/

http://www.alleng.ru/

http://bbk50.narod.ru/

http://smekalka.pp.ru/

http://pedsovet.su/load/18