Программа «Зеркало»

В творческом объединении «Зеркало» обучающиеся постигают мастерство изготовления художественной куклы.

 

Кукла – первая среди игрушек, известна с глубокой древности, при этом  оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

 

Самые вдохновленные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее не вложена душа и глядя на такую куклу теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.

 

Наряду с промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной авторской художественной кукле. Это происходит потому, что такая кукла обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.

 

Образовательная программа "Зеркало" включает в себя:

  • изучение истории создания художественной куклы;
  • изучение истории создания и изготовления костюма,  аксессуаров;
  • разработка эскиза «Классической \стилизованной  куклы», пластики тела;
  • формирование технических умений и навыков;
  • знакомство с народным искусством;
  • работа над собой (самосовершенствование);
  • участие в выставках, в различных конкурсных и фестивальных программах.

Педагоги

Рахлинская Ольга Фёдоровна. Педагог высшей квалификационной категории.

Общий педагогический стаж 29 лет.

Профессиональное образование.

1984 год Московский  технологический институт легкой промышленности. 

 

Профессиональная переподготовка:

- НГПУ, присвоена квалификация: "Педагогика дополнительного образования.

- Удостоверение о повышении квалификации по программе: "Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта" (72 часа), 2019г.

- МАУДПО г. Новосибирска "Дом учителя" - удостоверение о повышении квалификации  об освоении дополнительной профессиональной программы: "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе (24 часа) 

Профессиональные достижения педагога:

награждена почетной грамотой Министерства просвещения РФ «За добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования. 17.10 2019г.

На протяжении 5 лет педагог становится Лауреатом 1 степени в Международном конкурсе преподавателей и руководителей творческих коллективов "Отражение таланта".

Социально-педагогические проекты:

 «Очарование минувших эпох» и Педагогический «Мини-музей «Путешествие по странам и континентам», отмечены

Большими медалями памяти М.Н. Мельникова в Региональных конкурсах «Через прошлое в будущее» на Учсиб-2019г и Учсиб-2020г.

 

Достижения обучающихся:

Лауреат 1степени Международной Олимпиады талантов «Богатство России".

с 2019 по 2021 год Лауреаты во: Всероссийских фестивалях-конкурсах исполнительских искусств «YELLOW FEST», "GREEN FEST», «RED FEST». 

Расписание

Занятия проходят в учебных группах:

первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;

 второй и третий год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.

Содержание программы

 

В первый год обучения идет выявление творческих способностей и одарённости детей (на занятиях используется индивидуальный подход). Система работы выстроена таким образом, что в течение года обучающийся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества, получают теоретические знания по предмету, пробуют выполнять несложные работы в разных техниках и выбирают понравившееся направление.

 

2 год обучения – обучающиеся больше погружаются в предметную технологию, постигают специфику, различные виды росписи по ткани (холодный и горячий батик), практические задания усложняются. Уделяется внимание коллективной работе.

 

3 год обучения – это закрепление и совершенствование освоенных предметных навыков непосредственно на практике, обучающиеся реализуют свой творческий проект, им дается больше самостоятельности в работе, авторство прослеживается в костюме, эскизе в выборе способа изготовления куклы и декоративной обработки изделия.

 

Учебный план 1 года обучения.

  • Введение в программу – 8 часов.
  • Разработка эскиза «Классической куклы» - 18 часов.
  • Пластика тела – 42 часа.
  • Изготовление кукольного костюма – 4 часа.
  • Пошив и сборка кукольной одежды – 18 часов.
  • Создание деталей, аксессуаров – 40 часов.
  • Создание кукольной композиции – 10 часов.
  • Контрольные, зачетные занятия -  4 часа.

 

Учебный план 2, 3 года обучения

  • Введение в программу – 8 часов.
  • Разработка эскиза «Классической куклы» - 8 часов.
  • Пластика тела – 30 часов.
  • Конструктивное решение фигуры по эскизам «Классической куклы» - 12 часов.
  • Изготовление кукольного костюма – 4 часа.
  • Пошив и сборка кукольной одежды – 12 часов.
  • Создание деталей, аксессуаров –28 часов.
  • Создание кукольной композиции и ее презентация – 6 часов.
  • Создание композиционного эскиза «Стилизованной куклы» и дальнейшая работа над ней по технологическому алгоритму – 90 часов.
  • Выставочная деятельность – 18 часов.
  • Контрольные, зачетные занятия (защита проекта) -  8 часов.

Цели программы

 Создание условий для развития творческого потенциала детей, их профессионального самоопределения посредством приобщения к созданию авторской художественной куклы.

 

Задачи

Предметные :

  • формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладной деятельности;
  • познакомить с историей возникновения и развития авторской куклы;
  • обучить технологии создания авторской куклы;
  • формировать умения и навыки работы с различными материалами при создании авторской куклы.

 

Развивающие:

  •  развивать творческие способности обучающихся посредством предоставления спектра творческих направлений           деятельности: художественно-эстетического и декоративно-прикладного;
  • развивать творческую активность детей путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации  задуманного образа);
  • активизировать образное мышление и творческий поиск посредством освоения различных технологий изготовления куклы.

 

Личностного развития:

  • развивать творческую фантазию и активность обучающихся путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа);
  • активизировать образное мышление и творческий поиск посредством освоения различных технологий изготовления куклы;
  • развивать художественный вкус, нравственно – эстетическую отзывчивость;
  • формировать активную гражданскую позицию.
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от работы;

 

Метапредметные

Формировать:

  • способность отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла, привлекать различные художественные материалы и средства для создания творческих работ;
  • положительное отношение к труду и творчеству, стремление своим трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение. 
  • навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • навыки организации рабочего и свободного времени.

 Способствовать приобретению профессионального опыта.

Результат программы

В результате реализации программы: 

  • обучающиеся получат предметные компетенции, необходимые для создания авторской куклы;
  • освоят весь технологический цикл работы над куклой;
  • смогут самостоятельно выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности.

 

У них будет развиты:

  • конкретные художественные умения и навыки;
  • способности и ценностные ориентации;
  • художественный вкус, фантазия и воображение.

 

Получат развитие личностные качества:

  • умение эстетически оценивать различные явления нашей жизни, видеть красивое в окружающем мире, 
  • способность легко ориентироваться в решении творческих задач;
  • готовность к продуктивной творческой деятельности;
  • умения анализировать, сравнивать и обобщать различные направления своей и коллективной деятельности.

 

Метапредметные результаты

Развита способность:

  • планировать и разумно организовывать свое время;
  • работать с различными источниками информации: литература, интернет-технологии;
  • самостоятельно выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации творческого замысла.

Обучающиеся социально адаптированы, у них возникает потребность творчества, самореализации и личностного роста.  

Сформированы:

  • личная ответственность за свои поступки и действия при достижении поставленной цели;
  • аккуратность, трудолюбие и целеустремленность.
  • навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Материально-техническая база

Учебное помещение

Учебный кабинет (из расчета 2,5 м на одного учащегося), отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. 

Подсобное помещение для хранения текущих работ.

 

Материально - техническое обеспечение.

 Оборудование: комплект мебели, стол для выполнения графических работ, записей информации по теме, практических работ – лепке из полимерной глины; стеллажи для хранения наглядных образцов, дидактических пособий по предмету, зеркало.

Оборудование для проведения занятий: швейная машина для стачивания изделий (одежда и аксессуары для кукол) и гладильная доска, утюг.

Материалы, необходимые для практической работы: ножницы, иголки, шильца для надкола, карандаши, кисти и стеки, проволока, плоскогубцы и кусачки, краски и кисти (акрил, темпера ПВЛ или масляные краски), полимерный пластический материал (фимо, паперклей, ладол и т.п.), клей «момент», пищевая фольга, фурнитура, текстильный материал, трессы (волосы для куклы) и другие приспособления необходимы для создания авторской куклы.

 

Информационное обеспечение.

  •  методические таблицы;
  • схемы, образцы изделий;
  • аудио-, видео- записи, интернет-материалы;
  • методические разработки занятий (блоков занятий);
  • фотоальбомы;
  • разработки педагогических проектов;
  • книги по истории костюмов, энциклопедии.