Программа «Бионика и основы проектной деятельности»

Актуальность данной программы заключается в том, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

 

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и проблемный подходы.

 

Поскольку работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы, то поиск решения способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.

 

Бионика рассматривается на занятиях курса как наука, возникшая на стыке знаний о биологических объектах и технических достижений современности.

 

Бионика иллюстрирует способы решения открытых задач биологическими системами и позволяет перенять этот опыт для решения технических противоречий, возникающих перед человеком.

Педагоги

Басаргин Евгений Александрович, к.б.н., педагог дополнительного образования.

Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1. Введение. Наука и научная деятельность.

2. Психологическая инерция (инерция мышления). Бином фантазии (поиск неочевидных связей).

3. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

4. Морфологический анализ и метод фокальных объектов.

5. Карта мышления.

6. Понятие об открытых задачах. Примеры открытых задач и их решения.

7. Обобщение. Коллоквиум.

8. Источники информации. Качество информации.

9. Пути передачи информации. Игра «Табу» и/или "Активити".

10. Интернет – друг или враг? Некоторые правила безопасного пользования сетью Интернет.

11. Из истории возникновения бионики. Бионика как наука.

12. Разделы современной бионики: архитектурно – строительная бионика; нейробионика.

13. Бионический подход в современных исследованиях.

14. Бионика – техника живых организмов. Где находят применение – эти "патенты природы"?

15. Организмы в естественной среде обитания. Экологическая морфология.

16. Что такое исследований? Что такое проект?

17. Объект и предмет исследования. Как выбрать тему исследования? Как сформулировать проблему проекта?

18. Название, цель, задачи, объект и предмет исследования.

19. Гипотеза исследования.

20. Методы исследования.

21. Постановка эксперимента, проведение наблюдения, работа с архивами, поиск исторических сведений и документов.

22. Анкетирование и интервьюирование – как способы добычи информации.

23. Способы фиксации промежуточных результатов исследования.

24. Различные способы представления результатов. Некоторые правила оформления презентации и составление доклада.

25. Как подготовиться к защите. Тренинг.

26. Презентация индивидуальных проектно-исследовательских работ.

27. Участие в НПК.

28. Рефлексия результатов исследовательской деятельности и публичного выступления.

 

Итого- 36 часов в год.

Цели программы

Цель программы: создание условий для реализация детьми своих способностей и потенциала личности, формирования естественнонаучной и технологической грамотности посредством организации исследовательской и проектной деятельности.

 

Задачи:

метапредметные:

· способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

· раскрыть, развить и удовлетворить интересы личности в области познания окружающего мира посредствам проектной исследовательской деятельности;

· развить эмоционально-чувственную сферу личности, как основу естественнонаучной и технологической грамотности.

 

личностные:

· сформировать у детей положительный личный опыт взаимодействия с окружающим миром;

· привлечь детей к решению актуальных социально-значимых проблем;

· содействовать формированию нравственных качеств личности.

 

предметные:

· овладеть системой знаний о системном устройстве окружающего мира, роли человека в этом мире.

· расширить базовые знания школьников по отдельным отраслям естественных наук;

· сформировать умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

· совершенствовать умение объяснять наблюдаемые факты и явления природы, природные взаимосвязи;

· совершенствовать навыки учебно-исследовательской работы;

· сформировать умение определения и формулирования социально значимой проблемы, на решение которой направлен проект;

· сформировать умения командной работы над проектом.

Результат программы

Предметные результаты:

По итогам 1-го года обучения учащиеся будут знать:

Ø понятия связанные с тематикой выполняемого исследования или проекта.

 

Уметь:

Ø давать определения основным понятиям;

Ø выделять признаки характеризующие объединяющие объект исследования и позволяют рассматривать его как часть системы окружающего мира.

 

Метапредметные результаты:

По итогам 1-го года обучения учащиеся должны уметь:

Ø сравнивать объекты: находить сходства и различия;

Ø устанавливать аналогии и находить противоположности;

Ø обобщать;

Ø находить системные и внесистемные (аналогии, метафоры) связи;

Ø овладеть навыками применения приёмов преодоления инерции мышления.

 

Личностные результаты:

Ø умения наблюдать, понимать и объяснять объекты и процессы, происходящие в естественной, искусственной и социальной среде;

Ø анализировать среду как целостную систему, замечать возникающие в ней проблемы и применять естественнонаучные методы их решения;

Ø в повседневной жизни принимать компетентные решения, связанные с окружающей средой, и прогнозировать их влияние, учитывая естественнонаучные и социальные аспекты; проявлять интерес к естественным наукам как основе мировоззрения и развитию культурных явлений; ценить естественное многообразие природы, вести ответственный и бережный по отношению к окружающей среде образ жизни.

Особые условия проведения

Приветствуется наличие увлечений (хобби), желания узнавать новое, общительности.

Материально-техническая база

Компьютер (системный блок и монитор) или ноутбук, проектор, экран, учебная доска.