Программа «Начальная туристская подготовка»

Туризм формирует у учащихся чувство коллективизма, ответственности за общее дело, верность данным обещаниям, собранность, упорство – именно эти качества воспитывает в ребятах объединение «Друза – Хрусталь» и его руководитель.

 

Программа «Начальная туристская подготовка» создана в 2006 году с целью подготовки кадров из учащихся начальных классов для занятия в объединении «Друза -Хрусталь» по авторской дополнительной общеразвивающей программой «Спортивный туризм». Реализация программы позволяет решить те педагогические цели, которые в настоящее время ставит общество перед воспитанием гражданственности и патриотизма у подростков.

 

Реализация программы позволяет решить те педагогические цели, которые в настоящее время ставит общество перед воспитанием гражданственности и патриотизма у подростков.

 

Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и дает ребенку возможность овладеть знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему стать успешным учеником и лидером среди своих сверстников.

 

Успешные учащиеся к концу учебного года могут принимать участие в простых соревнованиях по спортивному туризму. Занятия теоретические и часть практических проходит в клубе «Друза», СОШ № 195 по адресу г. Новосибирск, ул. В.Высоцкого № 1, практические на спортивной площадке СОШ № 195, экскурсии в парковых зонах города и окрестностях Октябрьского района.

 

Программа «Начальная туристская подготовка» способствует интеллектуальному, физическому развитию, повышает эрудицию учащихся.

Педагоги

Руководитель детского объединения «Спортивный туризм» – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Роцкий Николай Николаевич.
Образование высшее.

 

Окончил в 1970 г. Новосибирский электротехнический институт, радиотехнический факультет по специальности радиоинженер. Работает в Доме творчества с 1987 г. стаж педагогической работы и в данном учреждении 32 года, В 1995 году в Новосибирском государственном педагогическом университете окончил курсы «Руководитель структурного подразделения дополнительного образовательного учреждения».

 

До работы в системе дополнительного образования автор получил, работая в НИИ Центральном совете по туризму и экскурсиям (учёба, стажировка) высшее в СССР инструкторское звание туриста общественника – Старший инструктор – методист.

 

Получив инструкторское звание по туризму в 1969 году, автор постоянно вёл инструкторскую работу по туризму в студенческом добровольном спортивном инженером, в период отпусков без отрыва от производства на всесоюзных сборах при обществе (ДСО) «Буревестник», затем ДСО «Зенит», работал на Всесоюзных сборах туристов горников, вёл кружковую работу по туризму в подшефной школе учреждения, в котором работал.

 

С 1988 года автор работает руководителем детского объединения в Доме творчества. В 1995 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования». Роцкий Н. Н. имеет звание «Заслуженный путешественник России» и награждён значком «Отличник физической культуры и спорта Российской федерации», награждён Федерацией спортивного туризма России почётным знаком «За развитие спортивного туризма в России».

 

За работу с детьми в области спортивного туризма он неоднократно отмечен памятными медалями: «За труд на благо города к 110-летию г. Новосибирска», «За труд на благо города к 120-летию г. Новосибирска», награждён Юбилейной медалью «80 лет Новосибирской области», награждён почётным знаком «100 лет детскому туризму России»

Содержание программы

Учебный план:

1. Введение.

2. Спортивно – оздоровительный туризм в России.

3. Туристско – спортивный клуб «Друза».

4. Физическая культура и общая физическая подготовка – основа успехов туриста – спортсмена.

5. Комплекс физических упражнений туриста.

6. Туристская песня.

7. Обеспечение безопасности на занятиях.

8. Техника движения на лыжах по равнине и пересечённой местности.

9. Гигиена туриста на занятиях ОФП. Контроль, самоконтроль и доврачебная помощь на занятиях.

10. Особенности поведения туриста на привалах в зимних условиях.

11. Питание лыжника в зимних переходах.

12. Экскурсии по окрестностям города и паркам.

13. Лыжный кросс.

14. Туристские узлы.

15. Элементы туристской техники.

16. Спортивное ориентирование.

17. Элементы топографии.

18. Элементы скалолазания.

19. Итоговое занятие. Сдача физических нормативов.

 

Примечание:

1. Базовый учебный план рассчитан на 35 учебных недель.

2. Учебный год начинается 15 сентября.

3. Учебный материал из различных разделов учебного плана используется в зависимости от задач конкретного учебного материала.

Цели программы

Цель: ознакомление детей начального школьного возраста с элементами туризма и краеведения.

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • содействие формированию у учащихся начальных знаний о туризме и краеведении, основам безопасности на экскурсиях: в транспорте и улицах города; получения начального опыта участия в соревнованиях;
  • способствование формированию у воспитанников самостоятельности на занятиях и при проведении туристско – краеведческих экскурсий;
  • углубление знаний учащихся по природоведению школьной программы.

Развивающие:

  • содействие интеллектуальному развитию личности ребёнка;
  • содействие физическому развитию;
  • содействие формированию эстетического вкуса учеников.

Воспитательные:

  • содействовать формированию таких черт личности ребенка как вежливость в общении друг с другом, ответственность за порученное дело, коммуникабельность, коллективизм;
  • содействовать воспитанию морально-волевых качеств ребенка: смелости, настойчивости, дисциплинированности, трудолюбия;
  • способствовать формированию личности, умеющей исходить из интересов коллектива, подчиняться его требованиям.

Оздоровительные:

  • приучение к элементарным привычкам здорового образа жизни;
  • содействие физическому оздоровлению учащихся.

Результат программы

На начальном уровне обучающиеся:

ЗНАЮТ:

· о ТСК «Друза» и его традициях;

· основные требования воспитанности;

· как подготовить лыжи к прогулке;

· какую одежду одевать на экскурсию на природе в зависимости от погоды;

· об основных правилах безопасности на занятиях, в транспорте и в быту;

· технику безопасности в соответствии с инструктажем;

· о способах оказания себе первой помощи при простейших травмах (ушиб, растяжение, ссадины, порезы;

· об основных приёмах движения на лыжах, о движении по сложному рельефу;

· о действиях по предупреждению простудных заболеваний, обморожения рук и ног, теплового удара на экскурсии на природе (в походных условиях);

· о географии туристских возможностей г. Новосибирска и пригорода;

· о личной гигиене туриста – лыжника;

· об основных упражнениях, снижающих травматизм в походе;

· понятия о закаливании организма;

· о способах разведения костра и типах костров;

· хоровые, маршевые, туристские, детские песни (до 10);

· об условных знаках на картах для туристских походов и для спортивного ориентирования;

· устройство компаса;

· понятие масштаба;

· основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.

 

УМЕЮТ:

· общаться между собой;

· подготовить лыжи к занятиям и к транспортировке;

· передвигаться на лыжах попеременным и одновременным ходами;

· осуществлять подъём на лыжах скользящим и ступающим шагом, «полуёлоч-кой», «ёлочкой» и лесенкой;

· осуществлять развороты на месте, повороты на спусках в движении переступанием, плугом, упором;

· на спусках применять способы остановки плугом, упором, падением;

· выполнять требования тренера по обучению и физической подготовке;

· выполнять требования тренера по технике безопасности и избеганию травм на занятиях;

· уметь одевать страховочное снаряжение, знают название, входящих в неё устройств и их назначение;

· работать с компасом;

· оказывать себе помощь при микротравмах в походе;

· иметь навыки работы с бивачным снаряжением: топором, ножом, пилой;

· разводить костёр в летних и зимних условиях;

· укладывать рюкзак;

· коллективно петь походные песни;

· передвигаться по пересечённой местности зимой и летом;

· передвигаться по простому снежному рельефу;

· передвигаться по простому скальному рельефу;

· ориентировать карту по компасу и окружающей обстановке;

· определять стороны горизонта в лесу без компаса;

· найти КП (контрольные пункты) по линейным ориентирам на жилом массиве;

· оказать первую доврачебную помощь при легких травмах.

 

Показатели диагностики – качества характера подростка: решительность, дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели определяются педагогом методом включённого педагогического наблюдения.

 

Их проявление особенно ярко можно увидеть на экскурсии, в походе, на соревнованиях. Педагогу просто надо поставить перед собой и ответить на следующие вопросы:

· насколько ребёнок дисциплинирован во время подготовки к соревнованиям и во время соревнований;

· помогает ли товарищу в соревнованиях, предполагающих движение в связках или в команде;

· как ребёнок выстраивает взаимоотношения с остальными членами коллектива;

· демонстрирует ли он самообладание в непростых ситуациях или склонен обвинять товарищей в неудаче;

· учитывает ли он в совместных действиях мнение своих товарищей.

 

Данное наблюдение возможно осуществить практически во всех ситуациях на соревнованиях, начиная с подготовительного этапа и заканчивая анализом действий обучающихся после окончания соревнований.

 

Диагностика качеств характера воспитанников особенно эффективна в течение походов выходного дня. Здесь «диагностичной» является общая коллективная жизнь, в которой ясно проявляются черты характера отдельного воспитанника.

 

Включённое педагогическое наблюдение начинается с организационных моментов сбора на экскурсию (в поход), продолжается в течение всей экскурсии и заканчивается с окончанием маршрута.

Особые условия проведения

Занятия бесплатные, но одним из источников финансирования деятельности коллектива являются денежные средства, поступающие за счёт родительских взносов: на транспортные расходы, организационные взносы для участия в соревнованиях.

 

Родители должны прибрести для нормального хода занятий соответствующую для сезонов спортивную одежду и лыжи.В первый год занятий, как правило, воспитанники обеспечиваются страховочным снаряжением, имеющимся в объединении, но в дальнейшем родители должны приобрести его на свои средства, т.к. в объединении оно имеется в недостаточном для всех воспитанников количестве, кроме того оно должно быть индивидуально подогнано, а это возможно только при личном снаряжении.

 

Каждый ученик должен иметь страховку от несчастного случая на весь период занятий (на календарный год), поставить прививку от клещевого энцефалита (в октябре, ноябре и марте).

Материально-техническая база

На весь период реализации программы необходимы:

· палатки «Зима» с тентом – 1 шт.;

· набор верёвок капроновых для вязания узлов – 30 концов;

· набор верёвок капроновых для тренировок и соревнований – 7 шт. разных длин от 20 м. до 40 м.;

· альпинистские карабины разных типов – 30 шт.;

· страховочные системы – 8 комплектов;

· каски строительные – 6 шт.;

· спусковые устройства – 8 шт.;

· жумары – 8 шт.;

· спальные мешки – 3 шт.;

· коврики – 15 шт.;

· тенты – 1 шт.;

· костровое оборудование (тросик) – 1 шт.;

· топоры – 2 шт.;

· котлы для приготовления пищи в полевых условиях 3 шт.

 

Педагогом для лучшего освоения программного материала разработаны и изготовлены стенды и тренажёры:

- Для изучения туристских узлов разработан стенд, на котором размещены узлы, применяемые в спортивном туризме. К нему разработано «Методическое пособие «Туристские узлы» (для учащихся первого года обучения).
- Для работы с туристской индивидуальной страховочной системой имеется Тренажёр «Навесная переправа».
- Для разучивания песен разработан и изготовлен сборник туристских песен «Песни, которые мы поём» (для учащихся первого года обучения).
- Разработан тренажёр «Горка» для отработки и подъёма и спуска по крутому склону.