Программа «Физическая подготовка туриста»

Туризм формирует у учащихся чувство коллективизма, ответственности за общее дело, верность данным обещаниям, собранность, упорство – именно эти качества воспитывает в ребятах объединение «Друза – Хрусталь» и его руководитель.

 

Программа «Физическая подготовка туриста» создана в 2009 г. и соответствует современным требованиям к программам дополнительного образования детей. Она применяется совместно с авторской дополнительной общеразвивающей программой «Спортивный туризм». Поэтому, как правило, учащиеся занимаются в объединении в обоих образовательных программах. Реальность событий в стране показала, что физические способности учащихся проживающих в городе, по сравнению с учащимися сельской местности, значительно понизились. Это стало видно на соревнованиях по показателям соревнующихся спортсменов и, естественно, по показателям внешней экспертной оценки.

 

Реализация программы позволяет решить те педагогические цели, которые в настоящее время ставит общество перед воспитанием гражданственности и патриотизма у подростков.

 

Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и дает ребенку возможность овладеть знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему стать успешным учеником и лидером среди своих сверстников.

 

Учащиеся кроме мероприятий Федерации спортивного туризма принимают участие в слётах и соревнованиях системы образования вплоть до российского и международного уровней, в профильных сменах для учащихся, проводимых МЧС и военно – патриотических мероприятиях.

 

Программа «Физическая подготовка туриста» способствует физическому развитию учащихся и совместно с программой «Спортивный туризм» изучает основы знаний, умений и навыков спортивных походов от походов выходного дня до категорийных спортивных походов 1-3 категорий по Новосибирской области и горному Алтаю. Для закрепления теоретического материала. Учащиеся тренируются на тренажёрах в клубе и выступают на соревнованиях по спортивному туризму. Учащиеся осваивают основы безопасного прохождение препятствий на туристских маршрутах, работать с индивидуальной страховочной системой и туристско – альпинистским снаряжением.

Педагоги

Руководитель детского объединения «Спортивный туризм» – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Роцкий Николай Николаевич.
Образование высшее.

 

Окончил в 1970 г. Новосибирский электротехнический институт, радиотехнический факультет по специальности радиоинженер. Работает в Доме творчества с 1987 г. стаж педагогической работы и в данном учреждении 32 года, В 1995 году в Новосибирском государственном педагогическом университете окончил курсы «Руководитель структурного подразделения дополнительного образовательного учреждения».

 

До работы в системе дополнительного образования автор получил, работая в НИИ Центральном совете по туризму и экскурсиям (учёба, стажировка) высшее в СССР инструкторское звание туриста общественника – Старший инструктор – методист.

 

Получив инструкторское звание по туризму в 1969 году, автор постоянно вёл инструкторскую работу по туризму в студенческом добровольном спортивном инженером, в период отпусков без отрыва от производства на всесоюзных сборах при обществе (ДСО) «Буревестник», затем ДСО «Зенит», работал на Всесоюзных сборах туристов горников, вёл кружковую работу по туризму в подшефной школе учреждения, в котором работал.

 

С 1988 года автор работает руководителем детского объединения в Доме творчества. В 1995 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования». Роцкий Н. Н. имеет звание «Заслуженный путешественник России» и награждён значком «Отличник физической культуры и спорта Российской федерации», награждён Федерацией спортивного туризма России почётным знаком «За развитие спортивного туризма в России».

 

За работу с детьми в области спортивного туризма он неоднократно отмечен памятными медалями: «За труд на благо города к 110-летию г. Новосибирска», «За труд на благо города к 120-летию г. Новосибирска», награждён Юбилейной медалью «80 лет Новосибирской области», награждён почётным знаком «100 лет детскому туризму России»

Содержание программы

Учебный план:

1. Введение.

2. Общая физическая подготовка.

3. Специальная физическая подготовка.

4. Туристская подготовка.

5. Лыжная подготовка.

6. Соревнования.

7. Итоговое занятие.

 

Примечание:

1. Занятия в группе 1 года обучения начинается с 1 сентября. В нашем случае базовый учебно-тематический план рассчитан на 37 учебных недель, т.к. ученики первого года обучения, как правило, набираются из выпускников, обучавшихся перед этим по программе «Начальная туристская подготовка».

 

2. Форма контроля по всем разделам программы осуществляется по протоколам соревнований, проводимых Федерацией спортивного туризма (ФСТ), в ходе реализации настоящей программы и методом включённого педагогического наблюдения.

Цели программы

Цель: Оздоровление учащихся путём их привлечения к занятию физкультурой и спортом, адаптация к жизни содействием гармоничному развитию личности обучающихся.

 

Задачи программы:

Обучающие:

• содействие формированию у учащихся знаний, умений, навыков по физической подготовке, в области физкультуры, спорта, гигиены, медицины.

Развивающие:

• содействие развитию основных физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость;
• содействие развитию памяти, внимания, воображения у учащихся.

Воспитательные:

• содействие формированию потребностей в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни;
• содействие воспитанию у учащихся чувства коллективизма и товарищества.

 

Оздоровительные:

• содействие формированию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ);

• содействие психическому и физическому оздоровлению учащихся.

Результат программы

Начальный уровень.

Учащиеся должны:

знать: основы физиологии, технику бега, простейшие упражнения, основы регулярной тренировки, виды тренировок;

уметь: играть в беговые игры: пятнашки, выбивала и др., разминаться перед соревнованиями;

иметь навык бега по пересечённой местности в кроссовках.

 

Уровень освоения деятельности.

Учащиеся должны:

знать: физиологию беговых нагрузок, виды тренировок, в уличных условиях. Упражнения для разминки, построение занятий по бегу. Упражнения для развития техники и равновесия;

уметь: участвовать в соревнованиях на клубном уровне, выступать за клуб;

иметь навык: бега на различных по характеру беговых трассах, асфальте, грунте, траве.

 

Уровень совершенствования деятельности.

Учащиеся должны:

знать: разные виды разминок: на растяжение стопы, колена, бедра, туловища, основы массажа;

уметь: самостоятельно тренироваться в различных условиях, самостоятельно готовиться к соревнованиям районного масштаба.

 

Уровни по разделу «Туристская подготовка»

Начальный уровень.

Учащиеся должны:

знать: виды верёвок, узлов, виды костров, групповое, личное, специальное снаряжение;

уметь: развести костёр в сухую погоду, проходить чащу, завал, болото.

иметь навык:

  • укладки рюкзака для коротких походов в лес, кипячение воды, мыть котлы и другую общественную посуду.
  • участия в туристских соревнованиях без применения специальных приспособлений.

Уровень освоения деятельности.

Учащиеся должны:

знать:

  • состав медицинской аптечки,
  • способы оказания первой помощи, некоторые лекарственные травы,
  • обязанности в туристской группе,
  • состав ремонтного набора,
  • узлы: схватывающий, проводник.

уметь: спускаться и подниматься на склоне по вертикальным и наклонным перилам со страховкой на схватывающем узле.

иметь навык: приготовления пищи в полевых условиях.

 

Для программы «Физическая подготовка туриста» по разделу «Туристская подготовка» уровень освоения деятельности является максимально возможным, ибо программа, таким образом, приобретает расположенность к старшему школьному возрасту.

 

Уровни по разделу «Лыжная подготовка»

Начальный уровень подготовки.

Учащиеся должны:

знать:

  • как подобрать лыжи и палочки,
  • как за ними следить, содержать в порядке,
  • какие ходы движения на лыжах применяются: двушажный попеременный,
  • уметь падать на лыжах, тормозить «плугом», подниматься в гору: прихлопыванием, ёлочкой, серпантином, лесенкой.

Уровень освоения деятельности.

Учащиеся должны:

знать: как смазать лыжи по погоде;

уметь: бегать классическим и коньковым ходом. Участвуют в лыжных соревнованиях.

 

Общим показателем реализации настоящей программы являются стабильность состава коллектива, активное участие во всех делах объединения.

Особые условия проведения

Занятия бесплатные, но основным источником финансирования деятельности коллектива (походы, соревнования) являются денежные средства, поступающие за счёт родительских взносов: на экскурсионную работу по программе и обеспечение их детей лыжами, некоторым туристским снаряжением и необходимой одеждой.

 

В 2017 −2018 учебном году каждому ребёнку для участия в 25 соревнованиях, согласно календаря соревнований, необходимо затратить в ценах текущего периода 7500 руб., что составляет в среднем 300 рублей на одни соревнования. Кроме того, родители должны прибрести для нормального хода занятий соответствующую для сезонов спортивную одежду и снаряжение: индивидуальное страховочное снаряжение и лыжи.

 

Расходы на учебно-спортивные походы каждый раз определяются отдельно. Их величина зависит от района похода и продолжительности. В смету входят статьи: проезд в район похода и обратно, питание, расходы на комплектование медицинской аптечки и ремонтного набора, почтовые и другие расходы. Каждый ученик должен иметь страховку от несчастного случая на весь период занятий (на календарный год), поставить прививку от клещевого энцефалита (в октябре, ноябре и марте).

 

Продолжительность освоения уровней программы для каждого учащегося сугубо индивидуальна. Один учащийся может осваивать 1-ый уровень обучения несколько лет и, лично для него, это будет значительным успехом, другой за один год может освоить два уровня. 

Материально-техническая база

На весь период реализации программы необходимы:

· палатки каркасные – 2 шт.;

· палатки «Зима» с тентом – 1 шт.;

· палатка шатровая – 1 шт.;

· набор верёвок капроновых для вязания узлов – 30 концов;

· набор верёвок капроновых для тренировок и соревнований – 7 шт. разных длин от 20 м. до 40 м.;

· ледорубы – 6 шт.;

· альпинистские карабины разных типов – 30 шт.;

· страховочные системы – 8 комплектов;

· каски строительные – 6 шт.;

· спусковые устройства – 8 шт.;

· жумары – 8 шт.;

· спальные мешки – 3 шт.;

· коврики – 15 шт.;

· тенты – 1 шт.;

· скальные и ледорубные крючья – 15 шт.;

· костровое оборудование (тросик) – 1 шт.;

· топоры – 2 шт.;

· котлы для приготовления пищи в полевых условиях 3 шт.;

· кошки для движения по льду на соревнованиях и в походах- 8 пар.;

· печка переносная для зимних походов – 1 шт.

 

В первый год занятий, как правило, воспитанники обеспечиваются страховочным снаряжением, имеющимся в объединении, но в дальнейшем родители должны приобрести его на свои средства, т.к. в объединении оно имеется в недостаточном для всех воспитанников количестве, кроме того оно должно быть индивидуально подогнано, а это возможно только при личном снаряжении.

 

Педагогом для лучшего освоения программного материала разработаны и изготовлены стенды и тренажёры:

  1. Для изучения туристских узлов разработан стенд, на котором размещены узлы, применяемые в спортивном туризме. К нему разработано «Методическое пособие «Туристские узлы» (для учащихся первого года обучения).
  2. Для работы с туристской индивидуальной страховочной системой имеется стенд «Навесная переправа».
  3. ля разучивания песен разработан и изготовлен сборник туристских песен «Песни, которые мы поём» (для учащихся первого года обучения).
  4. Разработан тренажёр «Горка» для отработки и подъёма и спуска по крутому склону.
  5. В большом физкультурном зале СОШ № 195 разработан стенд «П» для отработки комплекса элементов: подъём по вертикальным перилам, навесная переправа, спуск по вертикальным перилам, максимально приближённый к реальным элементам соревновательным и реальным препятствиям туристов.