Программа «Игрушки и сувениры»

Художественная керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический вкус ребёнка.

Через бережное отношение к традиционной народной культуре в детях воспитывается чувство патриотизма и любви к своей малой родине.

 

Кроме этого лепка малых форм из глины совершенствует природное осязание обеих рук, тренирует мелкую моторику пальцев, снимает нагрузку, получаемую детьми при большой загруженности в школе, способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного мышления, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве.

 

Отличительные особенности данной программы:

 

  • Учёт природных способностей и типа темперамента обучающихся является обязательным условием успешной работы с детьми. Дети с различными типами темперамента не всегда успешно адаптируются к работе в новом коллективе. В условиях отсутствия строгой регламентации занятий в дополнительном образовании педагогом создаются условия для самовыражения в рамках заданной тематики. Это позволяет стимулировать детей к достижению более высоких творческих результатов, ориентирует на успешное применение полученных навыков во взрослой жизни. 
  • Группы комплектуются по принципу свободного набора разновозрастных детей, имеющих различный уровень знаний и умений, поэтому используется дифференцированный подход в работе с каждым ребенком. Учёт психологических особенностей развития детей в разном возрасте позволяет создать комфортную среду, благоприятную для творчества и самовыражения. 
  • Педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент, что позволяет развивать у них художественный вкус, оригинальность творческой мысли. 
  • Программа дает знания, которые помогают в глубоком изучении и сохранении связи с лучшими традициями и наследием прошлого, позволяющие дать основы профессионального мастерства керамиста, нацеливает обучающихся не только на усвоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремёсел.

Педагоги

Полева Валентина Петровна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории.

Педагогический стаж 15 лет.

Имеет высшее педагогическое образование (в 1978 г. окончила НГПИ, по специальности история).

 

Курсы повышения квалификации:

  • январь 2019 г. Академия образования АТОН, по программе "Оказание первой доврачебной помощи сотрудникам и посетителям учреждения";
  • 30 января-10 апреля 2019 г. НИПКиПРО по теме "Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся«;
  • март 2018 г. Мастер-класс по керамике для руководителей студий декоративно-прикладного искусства (мастер – Тарасевич Надежда Алексеевна, член Союза художников России, член Петровской академии наук и искусств, этнопедагог высшей квалификационной категории);
  • с 01 октября 2016 по 30 мая 2017 г. Сертификат ИСТР НГТУ, Цикл мастер-классов по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

Награды:

  • Дипломант II степени Регионального фестиваля традиционных женских ремёсел в номинации «Рук творенье – глазам загляденье», 2019 г.
  • Благодарственное письмо 14 Международный Сибирский фестиваль керамики, 2018 г.
  • Диплом Лауреата Областного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Покровская ярмарка», 2017 г.;
  • Благодарственное письмо Министерство культуры Новосибирской области, Дом национальных культур им. Г.Д. Заволокина за активное участие в проведении творческой программы «Как не любить мне эту землю», посвящённой празднованию 80-летия со дня образования Новосибирской области, 2017 г.

Награды и достижения обучающихся:

  • Благодарственное письмо Администрации Колыванского района Новосибирской области Управление культуры, спорта и молодежной политики, 2016 г.;
  • Диплом лауреата IX Областного фольклорно-этнографического фестиваля «Сибирская глубинка» в номинации «Сибирь мастеровая», 2017 г.;
  • Диплом лауреата Межрегионального фольклорного фестиваля «На Кирилла и Мефодия» посвященного Дню славянской письменности и культуры, май 2017 г.;
  • Диплом IX Областного фольклорно-этнографического фестиваля «Сибирская глубинка», апрель 2017 г.;
  • Диплом лауреата Областной выставки декоративно-прикладного творчества «Масляничные проделки», 2019 г.;
  • Диплом лауреата I степени III Областного фестиваля народной культуры «Красная ярмарка», 2018 г.;
  • Диплом лауреата I сепени Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли сибирской» в номинации:"Декоративно-прикладное творчество", 2018 г.

Содержание программы

Образовательная программа «Игрушки и сувениры» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (7 – 15 лет), что требует от педагога учёта особенностей этих разновозрастных категорий детей.

 

Программа разработана на 2 года обучения.

 

Занятия проводятся для первого года обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 128 часов в год):

  • «История гончарного ремесла в России».
  • «Глиняная игрушка и народные традиции».
  • «Традиционная новогодняя игрушка».
  • «Традиционная русская народная игрушка».
  • «Изготовление сувениров на свободную тему».
  • «Формование глиняных изделий из пластов по заданным формам».
  • «Жгутовая техника лепки».
  • Итоговое занятие.

для второго года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю, 192 часа в год):

  • Вводное занятие.
  • «Русские народные промыслы».
  • «Изготовление образцов игрушек по мотивам русской глиняной игрушки».
  • «Самостоятельное изготовление изделий по образцу или по малой скульптуре».
  • Лепка объёмных и рельефных композиций по различным темам.
  • Изготовление образцов глиняных изделий по сказочным мотивам (свободная тема).
  • Лепка сувенирных изделий различными способами изготовления.
  • Итоговое занятие.

Цели программы

Цель данной программы: развитие творческих способностей и духовно-нравственных качеств путем приобщения детей к изучению традиций народного декоративно-прикладного творчества.

 

Задачи:

  • познакомить обучающихся с историей развития русской керамики как вида прикладного искусства;
  • научить детей свободно пользоваться способами и приёмами ручной работы с глиной, красками, глазурями;
  • сформировать творческое отношение детей к восприятию окружающего их предметного мира и умение отобразить его в своих работах из глины.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

 

В области метапредметных результатов:

 

  • владеют навыками самостоятельной работы по изготовлению игрушек и сувениров из глины, проявляют мотивацию к дальнейшему развитию полученных навыков и их совершенствованию, умеют строить взаимодействие в коллективе.

 

В области предметных результатов:

 

  • знают историю русской керамики как прикладного искусства, умеют готовить глину к работе, изготавливают различными способами из глины сувенирные изделия, объёмные и рельефные композиции, игрушки, владеют навыками обработки и декорирования готовых изделий.

 

В области личностных результатов:

 

  • соблюдают нормы и правила, принятые в творческом объединении, активно участвуют в проведении общих мероприятий, проявляют уважение к успехам товарищей и стремление к достижению личных высоких результатов.

 

Формой подведения итогов реализации данной программы является выставка работ обучающихся.

Особые условия проведения

Особые условия отсутствуют. 

При приеме нет ограничений по полу, расе, национальности, языку, происхождению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состоянию здоровья, социальному положению.

Материально-техническая база

Занятия проходят в кабинете, (соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима).

 

  • Столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из глины, для хранения материалов и литературы.
  • Глина, стеки, доски.
  • Печь, станки для работы с глиной; гончарный круг.
  • Все необходимые инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль, скалка, чеснокодавка, ситечко металлическое, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка, штампики (наборы колпачков и др. мелкие детали) для тиснения глины
  • Водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, клей ПВА.
  • Поролоновые тампоны, пульверизаторы, целлофановые мешки.

Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях.