Программа «Финансовая грамотность»

Учась в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

 

В современном мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

 

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Педагоги

Гладкова Вера Александровна – учитель первой квалификационной категории.

Стаж работы: 3 года.

Образование: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы

1. Введение в курс «Финансовая грамотность» – 4 часа.

2. Доходы и расходы семьи – 16 часов.

3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься - 12 часов.

4. Контрольное занятие - 3 часа.

Итого: 35 часов.

Цели программы

Цель: формирование экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области.

 

Задачи:

Воспитательные:

- формирование осознанности себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- формирование ответственного отношения к познавательной деятельности, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование устойчивых гражданских позиций, культуры общения и поведения в социуме;

- формирование прочных межличностных отношений в коллективе: воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного и осознанного отношения к собственным поступкам;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.

 

Развивающие:

- развитие мотивации к познавательной деятельности; повышение уровня познавательных потребностей, способностей к анализу и синтезу;

- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

- развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- развитие умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Обучающие:

- развитие познавательного интереса к миру финансовых отношений;

- формирование основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- приобретение специальных практических умений и навыков (сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • принципы функционирования финансовой системы современного государства;
  • права и обязанности в сфере финансов;
  • личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми органами;
  • алгоритм расчётов на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, доходов и расходов семьи;
  • величину подоходного налога и НДС;
  • проценты по депозитам и кредитам. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • проводить расчёты с валютными курсами;
  • участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюдже;
  • представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
  • выполнять логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса;
  • анализировать информацию о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
  • устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • решать практические финансовые задачи; 
  • использовать информацию финансового характера, своевременный анализ и адаптацию к собственным потребностям;
  • определять стратегические цели в области управления личными финансами;
  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
  • планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
  • подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач;
  • владеть коммуникативными компетенциями.

Личностные результаты:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания.

 

Метапредметные результаты:

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

 

Регулятивные УУД:

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев.

 

Коммуникативные УУД:

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 

 

Предметные результаты:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение:

  • Помещение: кабинет, оборудованный столами, стульями, классной магнитной доской, шкафами для дидактического и раздаточного материалов.
  • Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа-проекторы.
  • Дидактическое обеспечение программы: методическая литература.