Программа «Театр начинается...»

  • (1)

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

 

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. 

 

Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

 

Особенностью программы театральной студии «Класс» является то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального актерского образования. Большая роль отводится общему развитию, социализации личности, нравственному росту посредством участия в театральной деятельности.

Педагоги

Пинчук Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

«Гимнастика чувств» (7-10 лет), 3 года обучения.

Всего 72 часа в год. 

  • Вводное занятие.
  • Правила ТБ.
  • Основы театральной культуры.
  • Театральная игра.
  • Ритмопластика.
  • Культура и техника речи.
  • Работа над этюдами по стихам и рассказам русских писателей.
  • Праздники, мероприятия, экскурсии.

 

«Актерское начало» (11-13 лет), 3 года обучения.

Всего 144 часа в год. 

  • Вводное занятие.
  • Правила ТБ.
  • Основы театральной культуры.
  • Театральная игра – актерский тренинг.
  • Ритмопластика.
  • Культура и техника речи.
  • Работа над спектаклем (Простая театрализация).
  • Праздники, мероприятия, экскурсии.

Цели программы

Цель программы:

Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия мира, творческих способностей, социализации и полноценного самовыражения средствами театральной деятельности.

 

Основные задачи программы заключаются в следующем:

Обучающие:

· ознакомить детей с различными видами театрального искусства;

· ознакомить детей с терминологией театрального искусства;

· овладеть элементами театрального мастерства, сценического перевоплощения;

· научить владеть своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом;

· привить навыки сценического общения;

· овладеть умением передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

 

Развивающие:

· развить основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма);

· выработать смелость публичного самовыражения;

· развить речевой аппарат и пластическое выражение движения;

· раскрыть индивидуальные способности;

· совершенствовать моторику, координацию, плавность;

· сформировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности.

 

Воспитательные:

· воспитать ответственность, чувство коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу;

· воспитать любознательность, критичность, активность, умение преодолевать трудности;

· привить навыки общения, коллективного творчества, уверенности в себе;

· воспитать зрительскую и актерскую культуру.

 

Программа подразумевает двухступенчатую систему обучения:

1 ступень «Гимнастика чувств» – младшие школьники 7-10 лет (3 года обучения); стартовый уровень освоения комплексом знаний и навыков для общекультурного развития.

 

Основная цель: развитие эмоций и творческих способностей обучающихся.

На 1 ступени воспитанники:

• получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства;

• развивают личностные качества (память, внимание, воображение);

• учатся владеть речью, голосом, управлять своим телом, передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;

• развивают пластичность, координацию движений.

 

Основной формой работы являются театральные игры и упражнение на развитие психических качеств и речи, комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, создание небольших театральных этюдов.

 

2 ступень «Актерское начало» – школьники 11-13 лет (3 года обучения); базовый уровень освоения комплекса знаний и навыков для общего театрального развития.

 

На 2 ступени воспитанники

• получают знания и умения в области театрального искусства;

• развивают личностные качества (память, внимание, воображение);

• учатся осознанно владеть речью, голосом, управлять своим телом;

• обучаются основам сценического движения;

• учатся основам взаимодействия партнеров на сценической площадке;

• развивают умение находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах.

Результат программы

Ожидаемые результаты модуля «Гимнастика чувств»

Личностные результаты освоения программы театральной студии, обучающийся способен:

- нести ответственность за результаты творческого труда;

- доносить до зрителя и окружающих основные жизненные позиции;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осознанно соблюдать правила безопасного образа жизни;

- проявлять индивидуальные творческие способности в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами.

 

У обучающихся сформируется потребность сотрудничества со сверстниками, осознание важности занятий театральным творчеством для личностного роста.

 

Метапредметные результаты освоения программы театральной студии, обучающийся способен:

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- предлагать помощь и сотрудничество.

 

Предметные результаты освоения программы театральной студии:

Знает:

- пять составляющих театрального этюда;

- структуру построения литературного и сценического произведения;

- правила поведения на сцене и основы актерской этики;

- 15 скороговорок;

- 4 стихотворения;

- 1 сказку.

 

Умеет:

- сочетать речь с движением и работой с предметами;

- синхронно выполнять различные действия с партнерами,

- проводить голосо-речевой тренинг в своей группе;

- произносить 3-4 скороговорки в любом темпо-ритме;

- придумывать и показывать одиночные и групповые этюды на разные темы;

- произвольно использовать разные группы мышц.

 

Ожидаемые результаты обучения «Актерское начало»

Личностные результаты освоения программы театральной студии, обучающийся способен:

- владеть адекватной самооценкой в процессе работы над спектаклем и жизни;

-проявлять самостоятельность и нести личную ответственность за свои поступки;

- осознавать и нести ответственность за результат творческого труда в работе над театральной постановкой и жизненных ситуациях;

- уважительно относиться к чужому мнению, истории и культуре других народов;

- проявлять индивидуальные творческие способности в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами;

- иметь навык рационально планировать и использовать свою деятельность.

 

Метапредметные результаты освоения программы театральной студии, обучающийся способен:

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- действовать в заданных обстоятельствах;

- сочинять мини – сценарии;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения;

- вносить изменения в способ действия, в план действия;

- договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности;

- оценивать и передавать эмоциональное состояние литературных героев и партнеров по сценической площадке.

 

Предметные результаты освоения программы театральной студии:

Знает:

- что отрицательный персонаж – это карикатурное изображение, гротеск;

- о важности внешнего вида и грима при вживании в образ отрицательного персонажа;

- театральные профессии: актер, режиссер, костюмер, бутафор, осветитель, звукооператор, постижёр, капельдинер; 

- что такое «диапазон» голоса;

- стилевые признаки бытовой пластики французского дворянства XVIII в.;

- стилевые признаки пластики русского боярства XVI-XVII вв.;

- основные технические принципы построения приемов падения на сцене;

- способы озвучивания пощечин;

- основы самостраховки и страховки партнера.

 

Умеет:

- играть роль в массовых сценах;

- самостоятельно проводить занятия по технике речи в младших группах театра-студии;

- произносить любую скороговорку в любом темпо-ритме;

- владеть эмоциональными реакциями и состояниями речи;

- находить конфликт басни;

- исполнять басню, учитывая характеристику образов;

- произносить мораль басни как призыв;

- сочетать ходьбу с поклонами, позами, жестами бытовой пластики французского дворянства XVIII в.;

- сочетать ходьбу с поклонами, позами, жестами бытовой пластики русского боярства XVI-XVII вв.;

- падать на полу;

- показывать сценическую пощечину;

- показывать несколько пощечин подряд;

- имеет навык самостраховки и страховки партнеров.

Особые условия проведения

Методическое обеспечение программы.

На театральных занятиях дети осваивают основы сценической грамоты, тренируют волю, память, внимание, развивают воображение, двигательные навыки, речь, активизируют мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой, учатся коллективным формам деятельности. Театральные занятия преследуют цели художественного и общего воспитания детей.


Репетиции необходимы и актеру, и режиссеру для поддержания формы и овладения мастерством. Это и тренинг, и работа, и творчество. Репетиции преследуют три цели: воспитание личности, воспитание психотехники, и воспитание техники, т.е. средств воплощения.

 

Просмотр спектаклей, фотографий, репродукций картин формирует потребность в восприятии художественно-эстетическом восприятии мира, художественного образа текста, активизирует мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой, развивает художественно-эстетическое восприятие, помогает ребенку осознать уровень актерской техники, расширить границы стереотипов.

 

Творческие концерты, выступления, – это проба сил, возможность представить свои результаты в художественном слове, сценическом движении, актерском мастерстве, позволяют ребенку самореализоваться.

 

Спектакли – это готовый продукт, результат занятий и репетиций. Форма самовыражения артиста перед зрителем, то, ради чего ребенок и приходит в театральную студию.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо:

· отдельное просторное помещение;

· легкие стулья;

· стол;

· мягкий ковер;

· 3-4 мата;

· кубы, подиумы разных размеров;

· ширма;

· оборудованная сцена;

· воспроизводящая и записывающая аудиоаппаратура;

· воспроизводящая и записывающая видеоаппаратура;

· театральный грим;

· 6-7 париков разной формы; 2-3 накладки-бороды; 2-3 накладки-усы;

· театральные костюмы;

· 1 шкаф – для хранения методической литературы;

· 1 платяной шкаф – для хранения костюмов, реквизита;

· зеркала.