Программа «Формирование основ проектного мышления»

Обучение в дизайн-студии выстраивается в соответствии с тремя блоками: «Изобразительная грамота», «Моделирование и конструирование» и «Декоративно-прикладное искусство». Специфика образовательного процесса в дизайн – студии зависит от желания ребенка, и финансовых возможностей его родителей.

 

Обучение в дизайн-студии включает в себя три блока в соответствии с тремя способами художественного освоения действительности:

- изобразительный;

- декоративный;

- конструктивный.

 

Первый блок – «изобразительная грамота» – направлен на обучение основам рисунка, живописи и композиции, как способам выражения проектной идеи, художественного образа. Сюда же входит изучение основ цветоведения и осознание его прикладных возможностей, в частности, для работы в технике росписи по ткани-«батика».

 

Второй блок – «конструирование и моделирование» – является центральным, на который работают и первый, и третий блоки. Работа по проектированию и созданию дизайнерских объектов является эффективным средством развития творческих способностей детей, в том числе, в качестве средства развития дизайнерского мышления.

 

Третий блок – «декоративно-прикладное искусство» – включает знакомство со многими техниками. На занятиях в мастерской, работая над проектом, ребенок имеет дело с различными материалами и процессами, у него развивается чувство материала, фактуры, объема. Работая с бумагой, тканью, поролоном и т.д., дети знакомятся с различными способами обработки материалов (батик, выстригание из поролона, папье-маше, художественная обработка кожи и технология изготовления изделий из ткани) и решают проблему пространства, пропорций.

Педагоги

Руководитель – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Галина Александровна Исаева.

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие. Техника безопасности – 2 часа.

Изобразительное искусство – 98 часов:

- Линейный рисунок, пятно – 4 часа.

- Теплые и холодные цвета и их особенность – 10 часов.

- Основные и дополнительные цвета – 4 часа.

- Композиция. Виды композиций – 10 часов.

- Паспарту – 2 часа.

- Динамика, статика в живописи и графике – 4 часа.

- Работа над живописной композицией «Зима» – 12 часов.

- Пропорции человеческой фигуры – 8 часов.

- Тематическая композиция (гуашь) – 8 часов.

- Творчество и методика рисования японского художника К. Хокусая – 8 часов.

- Зарисовки, этюды листьев, веток и цветов с натуры – 108 часов.

- Гризайль – последовательность рисования чашки – 4 часа.

- Натюрморт – 8 часов.

- Портрет – 6 часов.

- Декоративно-прикладное искусство – 36 часов.

- Симметрия в аппликации.

- Текстильные плоскостные куклы.

- Бумажная скульптура.

- Моделирование из пластики.

- Конструирование из пушистой проволоки.

- Конструирование из плотного картона.

- Объемная композиция из цветной бумаги и картона.

Участие в выставках и конкурсах – 4 часа.

Итоговые занятия – 4 часа.

Итого 144 часа.

 

2 год обучения

Графика – 34 часа:

- Особенности графического рисунка – 2 часа.

- Линейный рисунок – 12 часов.

- Перспектива – 12 часов.

- Виды освещения – 8 часов.

Живопись – 46 часов:

- Этюды деталей пейзажа – 6 часов.

- Роспись ткани – 10 часов.

- Передача объемов предметов в живописи – 10 часов.

- Техника акварели – 4 часа.

- Натюрморт – 12 часов.

- Последовательность рисования чашки – 4 часа.

Композиция – 72 часа:

- Динамика и статика – 10 часов.

- Шрифтовая композиция – 8 часов.

- Декоративная композиция – 12 часов.

- Орнаментальная композиция – 6 часов.

- Композиция костюмов и украшений – 8 часов.

- Передача монументальности изображения композиционными средствами – 10 часов.

- Перспектива в композиции – 10 часов.

- Книжная графика – 8 часов.

Конструирование и моделирование – 52 часов:

- Получение формы модели путем разработки конструкции – 12 часов.

- Работа над эскизами костюмов – 6 часов.

- Роспись деталей костюма в технике «батик» – 14 часов.

- Декоративное оформление модели – 6 часов.

- Пошив изделия – 14 часов.

Участие в выставках и конкурсах – 6 часов.

Итоговое занятие – 4 часа.

Итого – 216 часов.

 

3 год обучения

Вводное занятие – 2 часа.

Графика – 42 часа:

- Светотень – 4 часа.

- Зарисовки – 14 часов.

- Натюрморт – 6 часов.

- Пропорции фигуры человека – 14 часов.

- Работа над эскизом проекта – 4 часа.

Живопись – 26 часов:

- Эргономические особенности цвета – 2 часа.

- Наброски, зарисовки коробок, шкатулок, ларцов – 2 часа.

- Этюды – 6 часов.

- Декоративная композиция – 4 часа.

- Портрет – 8 часов.

- Натюрморт – 4 часа.

Композиция – 26 часов:

- Декоративная композиция – 6 часов.

- Композиция из геометрических фигур – 2 часа.

- Рельефная композиция – 4 часа.

- Объемная композиция – 4 часа.

- Декоративный натюрморт – 6 часов.

- Эргономические возможности разных формообразующих материалов – 4 часа.

Конструирование и моделирование – 108 часов:

- Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами – 2 часа.

- Разработка эскизов, идея проекта – 12 часов.

- Конструктивные особенности и формообразование – 6 часов.

- Раскрой и сборка формы -основы – 34 часа.

- Декоративная отделка – 12 часов.

- Изготовление дополнительного декора – 18 часов.

- Изготовление аксессуаров – 12 часов.

- Работа над созданием целостного художественного образа часов дизайнерского объекта – 16 часов.

Участие в выставках и конкурсах – 4 часа.

Итоговое занятие – 4 часа.

Итого: 216 часов.

Цели программы

Эстетическое воспитание и развитие художественно-образного мышления учащихся методом проектирования в процессе практической художественной деятельности.

 

Задачи:

Обучающие:

- приобретение полного представления о художественных профессиях, то есть профессиональная ориентация обучающихся;

- приобретение знаний, умений и навыков, необходимых в творческом процессе, создания дизайн-проекта.

 

Развивающие:

- формирование заинтересованности, увлеченности детей творческим процессом создания дизайнерских объектов;

- формирование основ проектного мышления, умения изобретать и разрабатывать творческую идею.

 

Воспитательные:

- формирование умения работать в коллективе, в содружестве со сверстниками и педагогами.

 

Задачи по годам обучения, ступеням

Подготовительное отделение (3 года обучения)

- Развитие интереса к творческой деятельности.

- Знакомство с окружающим и предметным миром.

- Приобретение простейших навыков при работе с различными материалами и инструментами.

- Воспитание чувства радости от результатов работы.

 

Основное отделение (3 года обучения)

- Развитие интереса к творческой деятельности.

- Знакомство с окружающим и предметным миром.

- Приобретение простейших навыков при работе с различными материалами и инструментами.

- Воспитание чувства радости от результатов работы.

Результат программы

Подготовительное отделение

Обучающиеся должны знать:

- свойства, особенности различных художественных материалов;

- правила техники безопасности и требования к организации рабочего места.

 

Обучающиеся должны уметь:

- работать с чертежными и режущими инструментами;

- моделировать и конструировать объемные композиции с использованием различных материалов.

 

Личностные и метапредметные результаты:

- позитивное отношение и устойчивый интерес к творческой деятельности;

- приобретение навыка точности и аккуратности в работе;

- конструктивное общение со сверстниками, товарищеские отношения в совместной деятельности;

- умение радоваться и гордиться своим и чужим успехам.

 

Основное отделение

Обучающиеся должны знать:

- технику безопасной работы с различными инструментами и материалами;

- приемы эффективной и безопасной организации рабочего места;

- базовые основы изобразительного творчества и декоративно-прикладного творчества;

- художественно-творческие профессии и пути профессионального образования по данному профилю.

 

Обучающиеся должны уметь:

- создавать творческие работы в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

- использовать различные художественные приемы для передачи выразительности в композиции;

- работать привычными инструментами с любыми материалами: знакомыми и незнакомыми;

- владеть различными материалами и инструментами на уровне необходимом для создания оригинальных творческих работ.

 

Личностные и метапредметные результаты:

- вариативность мышления;

- проявление самостоятельности в выборе темы-идеи проекта;

- опыт успешного участия в художественных выставках и творческих конкурсах;

- выраженное желание украшать окружающий мир;

- проявление творческой инициативы;

- наличие развитого художественно-творческого воображения;

- позитивная динамика в развитии творческих способностей в целом.

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет.
  2. Учебные столы, стулья.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Учебные пособия.
  5. Дидактический и раздаточный материал.