Программа «Музыка вместе»

Образцовый коллектив Ансамбль скрипачей «РОНДО» ведет свою деятельность уже более 30 лет. За эти годы сменилось много поколений музыкантов. Всех нас объединяет любовь к общему делу – к музыке! В настоящий момент в коллективе 14 скрипачей в возрасте от 12 до 17 лет. Основная цель программы – создание условий для развития индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка через приобщение его к искусству игры на скрипке,как духовному опыту поколений.

 

Программа включает в себя два предмета:

  • . «Ансамбль скрипачей», занятия по которому проводятся в форме общих сводных репетиций.
  • . «Музыкальный инструмент» – занятия по этому предмету проводятся в малых группах, не более 3-х человек.

 

В результате усвоения данной образовательной программы ребенок прежде всего получает все необходимые навыки музицирования в составе ансамбля скрипачей, раскрывает свой творческий потенциал. Вместе мы учимся выражать свои эмоции через музыку, становимся более отзывчивыми и коммуникабельными.

 

Обширная концертная практика расширяет исполнительские и общекультурные горизонты детей. Благодаря совместным поездкам и выступлениям мы открываем для себя новые места и находим друзей.

 

За последние пять лет ансамбль 18 раз становился лауреатом конкурсов и фестивалей разного уровня, 15 раз завоёвывал звание лауреата на международных фестивалях и конкурсах, два из них за рубежом ( Прага, Чехия 2016 год и Рим, Италия 2018 год). Также коллектив является обладателем Гран-при XXXVIII международного творческого фестиваля –конкурса «Слияние культур» Казань,2020 год.

 

Ансамбль принимает участие во многих социально значимых проектах. Постоянным партнёром коллектива является Специальная коррекционная начальная школа № 60 «Сибирский лучик». Более двадцати лет ансамбль ведёт благотворительную деятельность с воспитанниками этой школы. Также организует концерты для других социально незащищённых групп населения. Работа в этой области отмечена дипломом Мэрии г.Новосибирска "Доброволец года 2016".

 

Ансамбль выступает на разных площадках нашего города: в камерном зале филармонии, в Государственном концертном зале им. А.М. Каца, в культурном центре «Российско-немецкий дом», в Кафедральном соборе Преображения Господня, на сцене МБОУ «Гимназия№ 1», в зале ДТД УМ "Юниор". Так же коллектив осуществляет творческую деятельность по различным видам и жанрам. В репертуар ансамбля входят произведения разных эпох и стилей,: от музыки Барокко до музыкальных треков к современным кинофильмам.

 

У коллектива есть опыт выступления в составе камерного оркестра с большим хором.( Совместный Российско-немецкий проект, г.Бюнде, Германия,2019 год).

Педагоги

Рогозина Мария Анатольевна, ПДО 1-й квалификационной категории.Создает условия для творческого и личностного роста учащихся, находит индивидуальный подход к каждому. Выявляет творческие способности учащихся, развивает и поддерживает талантливых учеников.
В течении учебного года активно участвует с ансамблем в городских и областных мероприятиях, посвященных культуре, искусству и музыке. Регулярно выступает с коллективом на конкурсах, подтверждая высокий уровень мастерства победами.

 

Таскина Алена Юрьевна, ПДО, концертмейстер 1-й квалификационной категории.
С колллективом ансамбля скрипачей «РОНДО» работает более 15 лет.Ежегодно организует поездки коллектива на конкурсы и фестивали как по России, так и за рубежом, которые стимулируют детей к развитию и обеспечивают профессиональный рост ансамбля.

За результаты своей профессиональной деятельности неоднократно была награждена благодарственными письмами и почётными грамотами разного уровня.

Содержание программы

. 1 год обучения, 216 часов

  • Предмет «Музыкальный инструмент» – 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут занятие на инструменте, 15 минут на подготовку и уборку инструмента, нотного материала, рабочего места) 72 часа
  • Предмет «Ансамбль скрипачей»- 2 раза в неделю по 2 часа в неделю (по 45 минут занятие на инструменте с 15 минутным перерывом. 15 минут на подготовку и уборку рабочего места, инструмента, нотного материала).144 часа

Содержание занятий 1-го года обучения:

В течение первого года обучения происходит знакомство детей с правилами работы в коллективе, обращения с инструментами, правилами безопасности на занятиях и концертах. Учащиеся осваивают технику настройки инструмента с помощью педагога. Учатся читать с листа, разбирать и выучивать музыкальное произведение.

Получают основы коллективного музицирования: учатся чисто, ритмично, верными штрихами играть свою партию и слышать при этом партнёра по партии, подстраивая свою игру к общему звучанию партии. Осваивают репертуар в объёме 1-го года обучения. Знакомятся с художественно-историческим обзором репертуара. Участвуют вот всех концертных и конкурсных выступлениях коллектива в объёме выученного материала.

 

2 год обучения, 216 часов

  • Предмет «Музыкальный инструмент» – 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут занятие на инструменте, 15 минут на подготовку и уборку инструмента, нотного материала, рабочего места) 72 часа
  • Предмет «Ансамбль скрипачей»- 2 раза в неделю по 2 часа в неделю (по 45 минут занятие на инструменте с 15 минутным перерывом. 15 минут на подготовку и уборку рабочего места, инструмента, нотного материала).144 часа

Содержание занятий 2-го года обучения:


Ребята изучают правила поведения на репетициях, на концертах и в поездках. Осваивают навыки самостоятельной настройки инструмента.Совершенствуют навыки разбора и выучивания музыкального произведения, навыки игры на инструменте. Совершенствуют навыки игры в ансамбле:умение слышать партнёров по партии и подстраивать свою игру под звучание всего ансамбля.
Работают над пониманием образно-эмоционального строя произведения и овладевают средствами выразительности.Знакомятся с художественно-историческим обзором репертуара. Осваивают репертуар в объёме 2-го года обучения. Участвуют вот всех концертных и конкурсных выступлениях коллектива в объёме выученного материала.

 

3 год обучения, 216 часов

  • Предмет «Музыкальный инструмент» – 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут занятие на инструменте, 15 минут на подготовку и уборку инструмента, нотного материала, рабочего места) 72 часа
  • Предмет «Ансамбль скрипачей»- 2 раза в неделю по 2 часа в неделю (по 45 минут занятие на инструменте с 15 минутным перерывом. 15 минут на подготовку и уборку рабочего места, инструмента, нотного материала).144 часа

Содержание занятий 3-го года обучения:

Участники коллектива изучают правила поведения в многодневных поездках, в том числе в зарубежные страны, совершенствуют технику игры на инструменте, навыки самостоятельного разбора и выучивания произведения. Продолжают осваивать разнообразные средства выразительности.

Знакомятся с художественно-историческим обзором репертуара. Осваивают репертуар в объёме 3-го года обучения. Участвуют вот всех концертных и конкурсных выступлениях коллектива.

 

 

Репертуар ансамбля:

1. Д. Шостакович. Прелюдия

2. Д. Шостакович. Гавот

3. Д. Шостакович. Романс из музыки к к/ф "Овод"

4. И.С.Бах. Концерт для х скрипок a-moll 1-я часть

5. Р. Ловланд. Мелодия из сборника "Secretgarden"

6. И. Брамс. Венгерский танец № 5

7. Ж.Металлиди. Деревенские музыканты.

8. Старинный русский романс «Я встретил Вас». Переложение для ансамбля скрипачей

9. Л. Делиб.Полька-pizzicato

10. А. Корелли. Сарабанда

11. А. Пьяццолла. Либертанго

12. Э. Градески. Регтайм "Мороженое"

13. Г. Ф. Гендель. Пассакалия

14. С. Ирадьер. Голубка. Переложение для ансамбля скрипачей

15. Г. Свиридов. Вальс из музыки к повести А.С.Пушкина "Метель"

16. Д. Крамер. Вариации на тему «В лесу родилась ёлочка». Переложение для ансамбля скрипачей

17. А. Холминов. Посвящение

18. Г. Фролов. Шутка-сувенир

19. М. Таривердиев. Ноктюрн

20. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам». Переложение для ансамбля скрипачей

21. Х. Циммер. Музыка из к/ф "пираты Карибского моря"

22. С. Цинцадзе. Сачидао. Переложение для ансамбля скрипачей

23. А. Хачатурян. Танец с саблями из балета "Гаянэ"

24. Ф. Шуберт. Серенада. Партии 1- х и 2- х скрипок в переложении для струнного оркестра.

25. Ф. Мендельсон-Бартольди. Шесть песен соч.56. Партии 1- х и 2- х скрипок в переложении для струнного оркестра.

26. В. А. Моцарт. WoMusiksichfreientfaltet.Партии 1- х и 2- х скрипок в переложении для струнного оркестра.

27. Ш. Флаэрти. Три пьесы из мюзикла «Анастасия». Партии 1- х и 2- х скрипок в переложении для струнного оркестра.

28. Шуберт.Ave, Maria

29. П. И Чайковский. Игра в лошадки из "Детского альбома"

30. П. И Чайковский. Итальянская песенка из "Детского альбома"

31. П. И Чайковский. Шарманщик "Детского альбома"

32. Е. Крылатов. Крылатые качели. Переложение для ансамбля скрипачей.

33. Г. Островский. Школьная полька

"В лесу родилась ёлочка".

Цели программы

Цель образовательной программы – создание условий для развития индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка через приобщение его к искусствуигры на скрипке,как духовному опыту поколений.

 

Задачи:

К такого рода задачам относятся:

Метапредметные:

  •  сформировать навыки постановки и сохранения цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
  •  выработать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  сформировать навык определения наиболее эффективных способов достижения результата.

Личностные:

  • способствовать усвоению этических норм поведения;
  •  воспитывать устойчивое стремление доводить начатое дело до конца;
  •  воспитывать дисциплинированность, ответственность за поведение, обучение, труд;
  •  приучить к самостоятельности в работе.

Предметные

  • усовершенствовать навыки игры на инструменте.
  • сформировать навыки коллективного музицирования;
  • дать знания о музыкальных произведениях разных эпох и стилей.

 

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся знают:


- правила поведения на разводных и сводных репетициях;
- правила обращения с музыкальными инструментами;
- основные принципы работы с музыкальным текстом;
- запланированные на 1-й год обучения произведения в объёме своей партии.


К концу первого года обучения учащиеся получают возможность:
- знать названия частей скрипки, правила хранения и ухода за инструментом;
- настраивать свой инструмент с помощью педагога;
- разбирать музыкальный текст с помощью педагога;
- исполнять свою партию ритмично и с чистой интонацией в 1-й позиции.


К концу второго года обучения учащиеся знают:
- правила поведения на выездных мероприятих;
- способы и пути достижения задач, поставленных педагогом на репетициях;
- репертуар, запланированный на 2-й год обучения в объёме своей партии.


К концу второго года обучения учащиеся получают возможность:
- настраивать скрипку самостоятельно или с помощью педагога;
- разбирать музыкальный текст самостоятельно или с помощью педагога;
- исполнять свою партию ритмично и с чистой интонацией в разных позициях, правильными штрихами и разнообразной динамикой;
- слушать партнёров по всем партиям ансамбля, присоединять свою игру к звучанию всего ансамбля.


К концу третьего года обучения учащиеся знают:
- правила поведения в многодневных поездках;
- принципы постановки аппликатуры;
- репертуар, запланированный на 3-й год обучения в объёме своей партии;
- основные признаки стиля и характеристики эпохи исполняемых произведений.


К концу третьего года обучения учащиеся получают возможность:
- настраивать скрипку самостоятельно;
- разбирать музыкальный текст самостоятельно;
- исполнять свою партию ритмично и с чистой интонацией в разных позициях, правильными штрихами и разнообразной динамикой, соблюдая стилистику и образно эмоциональный строй произведения;
- слышать партнёров по ансамблю и концертмейстера, присоединять свою игру к звучанию всего ансамбля.


Так же в результате освоения данной образовательной программы у учащихся:
- начнется развитие художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной чуткости;
- усовершенствуется музыкальный слух;
- появится эмоционально-ценностное восприятие своего отношения к окружающему миру;
- появится стремление доводить начатое дело до конца, и проявлять самостоятельность в работе;
- сформируются этические нормы поведения;
- появится эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений музыкального искусства, нравственных и эстетических чувств, любовь к родной природе, своему народу, Родине.

Особые условия проведения

Кабинет по своим характеристикам соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

Концертный зал со сценой.

Материально-техническая база

Помещение:
- актовый зал МБОУ «Гимназия№ 1», оборудован роялем;
- репетиционный класс МБОУ «Гимназия № 1», оборудован цифровым фортепиано «YAMAHA».


Оборудование:
столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и концертных костюмов, музыкальный центр.


Инструменты:
скрипки, электронное фортепиано «YAMAHA», рояль, пульты для нот.


Материалы:
нотные тетради, сборники музыкальных пьес.


Наглядные пособия и методические пособия:
записи выступлений на концертах и конкурсах, подборка нотного материала в объёме изучаемого репертуара.