Программа «Готовимся к школе!»

  • (14)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовимся к школе!» ориентирована на развитие и формированию у ребенка внимания, всех видов памяти, мышления, воображения, мелкой моторики и зрительно–двигательной координации, самостоятельности, способности к самоорганизации, развитию социально-коммуникативных навыков.

 

В понятие «готовность ребенка к обучению в школе» входят три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический.

 

Личностная готовность включает в себя: социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми, мотивационную готовность (наличие учебной мотивации) и эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.

 

Волевая готовность- это способность напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.

 

Интеллектуальная готовность – это сформированность основных психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).

 

Благодаря занятиям по программе «Готовимся к школе!» у ребенка развиваются внимание, память, мышление, воображение и восприятие, мелкая моторика, зрительно–двигательная координация, самостоятельность, способность к самоорганизации, речь. Успешно проходит социализация ребенка.

 

Обучение происходит опосредованно, в увлекательной для учащихся форме, используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Педагоги

Кулигина Елена Георгиевна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Образование высшее. Профессиональная переподготовка: НИПКиПРО, 2004, специальность психология. 

Стаж педагогической деятельности – 17 лет. Стаж работы педагогом дополнительного образования – 11 лет.

 

Методические разработки:

  • Сборник методик для педагогических и психологических исследований в рамках учреждения дополнительного образования. Выпуски 1, 2, 3, 4, 5, 6.
  • Комплект методических и диагностических материалов «К школе готов!» для педагогов дополнительного образования по определению уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
  • Комплекс игр для детей 2-3 лет к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Вместе".

Участие в конкурсах профессионального мастерства

  • Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети». За комплект методических и диагностических материалов «К школе готов!» для педагогов дополнительного образования по определению уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению – золотая медаль.
  • V открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» за комплект методических и диагностических материалов «К школе готов!» для педагогов дополнительного образования по определению уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в номинации «Проспект педагогических инициатив» – диплом I степени.
  • Конкурс «ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ» выставки УчСиб – 2015 «Развитие способностей детей и юношества в системе дополнительного образования» – Большая золотая медаль.
  • Конкурс «ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ» выставки УчСиб – 2016 «Развитие способностей детей и юношества в системе дополнительного образования» – Большая золотая медаль.
  • Международный педагогический портал «Солнечный свет». Всероссийский творческий конкурс- диплом I степени.

Награждена:

  • Почетная грамота Отдела образования администрации Дзержинского района 2016 года.
  • Благодарственное письмо ЦВР «Галактика» 2012, 2013.
  • Благодарственное письмо V открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» 2014.

Содержание программы

В структуру программы входят два самостоятельных курса.

 

Курс «Учимся играя»

Основная задача курса – развитие памяти, мышления, внимания ребенка и развитие мелкой моторики и зрительно–двигательной координации. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым членом группы, поэтому при распределении заданий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Используются задания на развитие концентрации, переключения, распределения внимания.

Предлагаются игры, направленные на развитие произвольной памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, словесно-логической, эмоциональной) и упражнения, связанные с развитием форм, операций и видов мышления, а так же упражнения направленные на подготовку руки к письму.

  • Тема «Введение» – 1 час
  • Тема «Внимание» – 21 час
  • Тема «Память» – 22 часа
  • Тема «Мышление» – 25 часов
  • Тема «Досуговая деятельность» – 4 часа.

Курс «Сказкатерапия»

Основная задача курса – развитие коммуникативных навыков общения детей и расширение их опыта социального взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми через сказку; развитие речи; воображения; повышение уверенности, адекватной самооценки ребенка в ситуациях взаимодействия и проявления свои способностей.

Используются развивающие задания и игры направленные на умение подчинять свою деятельность и поведение заданным правилам, требованиям и инструкциям. Упражнения, направленные на развитие способности регулировать своё состояние, контролировать проявление эмоций и справляться с переживаниями. Используются упражнения на напряжение/расслабление, саморегуляцию.

 В каждое занятие включаются упражнения и игры, направленные на умение устанавливать отношения, слушать другого человека, научиться объяснять и отстаивать свою позицию. Игры направлены на решение задачи командой: создание совместной постройки, рисунка, постановки.

  • Тема «Введение» – 1 час.
  • Тема «Сказка» – 35 часов.
  • Тема «Творчество» – 32 часа.
  • Тема «Досуговая деятельность» – 4 часа.

Цели программы

Цель: создание условий для формирования интеллектуальной и социально-коммуникативной готовности ребенка к школе.

 

Задачи:

Образовательные задачи (предметные):

  • развитие основных психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно–двигательной координации;
  • формирование умения сочинять новые сказки и продолжение знакомых сказок;
  • формирование умения различать и отслеживать эмоции, черты характера, как у себя, так и у окружающих;
  • развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  • формирование навыков правильной литературной речи, освоение основных норм русского литературного произношения.

Личностные:

  • развитие инициативы, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;
  • формирование духовно-нравственных ценностей;
  • формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении в быту, социуме, природе. развитие позитивного отношения к школе и себе, формирование образа "Я".

 Метапредметные

Познавательные:

  • развитие познавательной активности;
  • формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • расширение элементарного запаса сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Коммуникативные:

  • воспитание умения работать коллективно, решать спорные вопросы в игре с помощью речи;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний.

Регулятивные:

  • формирование способности ставить цель, обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность;
  • развитие умения самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
  • формирование умения самому оценивать свою деятельность.

 

Результат программы

 Результаты программы
Вариант 1

Предметные результаты:

Теоретическая подготовка:

  • имеет представление о простейших логических действиях и о последовательности событий;
  • имеет представление об установлении логических связей между предметами, явлениями;
  • знает гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, тетради);
  • знает правила составления сказки;
  • имеет представление об основных нормах русского литературного произношения.

 Практическая подготовка:

  • имеет объем внимания 6 – 8 предметов и устойчивость внимания 20-25 минут;
  • может запоминать предметы, картинки может отвечать на вопросы по ним;
  • может находить сходство и различия разных предметов при сравнении;
  • умеет подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
  • умеет выполнять задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (одновременно двумя руками);
  • умеет штриховать в нескольких направлениях;
  • имеет представление о регулировании своих эмоций на сознательном уровне;
  • умеет сочинять сказки и продолжение знакомых сказок;
  • имеет представление об эмоциях, чертах характера, как у себя, так и у окружающих;
  • имеет представление и навыки о правильной литературной речи.

Вариант 2

Теоретическая подготовка:

  • имеет общее представление о простейших логических действиях и о последовательности событий;
  • знает гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, тетради)
  • знает правила составления сказки;
  • знает основные нормы русского литературного произношения.

 Практическая подготовка:

  • имеет объем внимания 6 – 8 предметов и устойчивость внимания 20-25 минут;
  • запоминает предметы, картинки может отвечать на вопросы по ним;
  • находит сходство и различия разных предметов при сравнении;
  • устанавливает логические связи между предметами, явлениями;
  • умеет регулировать свои эмоции на сознательном уровне, различать и отслеживать эмоции, черты характера, как у себя, так и у окружающих;
  • подбирает недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
  • выполняет задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (одновременно двумя руками);
  • умеет штриховать в различных направлениях;
  • умеет сочинять сказки и продолжение знакомых сказок;
  • имеет навыки правильной литературной речи.

 Личностные:

  • формируется внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение: (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
  • имеет желание и готовность к обучению в школе;

владеет элементарными навыками самообслуживания; проявляет инициативу и самостоятельность в организации игр с небольшой группой детей;

  • имеет способность оценивать свое поведение и поступки, имеет понятие об основных моральных нормах и правилах;
  • имеет представление о режиме дня, пользе правильного питания, основах здорового образа жизни, проявляет интерес к занятиям физической культурой и спортом.

 Метапредметные результаты

Познавательные:

  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • способен соотносить конструкцию предмета с его назначением; выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
  • умеет классифицировать, сравнивать предметы, выделяя их существенные признаки, сходства и различия;
  • способен самостоятельно действовать, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире;
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Коммуникативные:

  • адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
  • умеет вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • владеет достаточным словарным запасом, свободно общается с педагогом и сверстниками.

 Регулятивные:

  • способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);
  • может адекватно оценить свою деятельность.

Особые условия проведения

По программе могут обучаться все дети в возрасте 5-7 лет, независимо от национальной принадлежности, социального статуса и здоровья (дети с сохранным интеллектом, при наличии в учреждении соответствующих условий).

 

Программа имеет вариативную структуру. Два варианта учебного плана имеют различный объем, что определяет и режим занятий (один и два раза в неделю).

 

Занятия по программе могут посещать дети разных национальностей, но образовательный процесс осуществляется на русском языке, так как он является государственным языком данного региона.

Материально-техническая база

Занятия по программе «Готовимся к школе!» проходят в здании Центра внешкольной работы «Галактика», в специально оборудованных кабинетах для работы с детьми дошкольного возраста. Окружающий предметный мир пополняется, обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.

Все кабинеты для занятий соответствуют требованиям СанПин, оборудованы мебелью и освещением в соответствии с санитарными нормами.

Красивое оформление помещения, чистота и порядок в нем имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры и творческой активности.

 

Материально-техническое обеспечение:

  • наборы дидактических материалов по изучаемым темам и сюжетные картины;
  • дидактические материалы на развитие внимания, восприятия, памяти;
  • сюжетные картины, карточки для развития речи;
  • сюжетные и предметные картинки из серии «Развитие представлений об окружающем мире»: «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Растения», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Профессии»; «Эмоции»;
  • игры логико-математической направленности;
  • настольные дидактические игры;
  • картины, предметно-схематические модели.

Технические средства:

  • технические устройства (аппаратура): технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты);
  • звуковая аппаратура (аудиотехника);
  • видеоаппаратура, проектор, экран, мультимедийная доска, принтер, ламинатор.

Средства методического обеспечения:

  • мультимедийные презентации;
  • развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения;
  • учебное видео и обучающие программы;
  • учебные пособия и методические разработки (рекомендации).