Программа «Общая хореография»

Основу авторской программы Образцового коллектива "Студия танца "Звёзды Галактики" составляют методические рекомендации для хореографических отделений школ искусств, адаптированные к условиям деятельности детской студии танца на базе Центра внешкольной работы «Галактика», годы педагогического и профессионального поиска, которые определили основные направления и систему организации образовательного процесса, студийную форму занятий, основные элементы содержания образования, авторские элементы в технологии в сочетании с традиционными (классическими) методиками преподавания, разнообразие репертуара и подготовку педагогов студии танца из числа выпускников коллектива «Звезды Галактики».

 

Образцовый коллектив неоднократный победитель Международных, Всероссийских, Областных, Региональных конкурсов по классической, народной, современной хореографии.

 

Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный творческий характер, предусматривая возможность самовыражения, самореализации детей с учетом их возможностей и мотивации. Обучение хореографии открывает большие возможности для ребенка, дает толчок для будущего самоопределения личности, развития общей культуры, воспитания эстетического вкуса.

 

В процессе обучения совершенствуются природные данные, повышается самооценка, реализуются творческие способности, учащиеся формируют активную жизненную позицию, успешно социализируются.

 

Программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько, необходимых для творческой деятельности, курсов. Количество и направленность преподаваемых курсов зависят от года обучения, поэтому учебный план составляется на определенный год обучения, а не на конкретный курс.

 

Каждый блок - это не просто конкретные курсы для конкретной возрастной группы учащихся - это определенный этап в образовании, который имеет свои цели и результаты.

Педагоги

Рожихина Оксана Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей категории. Вице – президент Новосибирской хореографической ассоциации.
Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 34 / Педагогический стаж: 21 год.
Уровень образования: высшее, КГИК, г. Кемерово, 1984 г.
Направление подготовки и/или специальности: культпросветработник, руководитель самодеятельного танцевального коллектива.


Повышение квалификации:

- НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», 72 ч., 20.01.2017 г.

- ЧОУДПО Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов, «Оказание первой помощи», 16 ч., 01.02.2017 г.

- ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан»: повышение квалификации, тема «Развитие эмоционального интеллекта детей и взрослых», 78 ч., 29.03. – 18.04.19.

Награды:

Благодарственное письмо министерства образования, науки и инновационной политики НСО, 2012.

Почётная грамота министерства образования, науки и инновационной политики НСО, 2016.

Благодарственное письмо министерства культуры НСО, 2017.

Благодарственное письмо от управления культуры г. Томска, 2018.

Лауреат Международного конкурса «Балтийская легенда», г. Калининград, 2018.

Сертификат об участии в круглом столе в рамках IV Международного фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Балтийская легенда», г. Калининград, 2018.

Диплом регионального конкурса балетмейстерских работ Кемеровского государственного института культуры, факультет хореографии, 2019

Благодарственное письмо Международного конкурса искусств «Золотая Сибирь», 2019.

Благодарность Всероссийского детского центра «Океан», г. Владивосток, 2019.

 

Якутина Ольга Александровна – педагог дополнительного образования высшей категории.

Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 9 / Педагогический стаж: 9 лет.
Уровень образования: высшее, НГУЭиУ, 2015 г. Студентка КемГИК “Институт хореографии”.

Повышение квалификации:

- ЧОУДПО Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов, «Оказание первой помощи», 16 ч., 01.02.2017 г.

 

Иваненко Дмитрий Сергеевич – педагог дополнительного образования.

Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 3 / Педагогический стаж: 1 год.
Уровень образования: среднее профессиональное, Омский областной колледж культуры и искусств, 2018 г.
Направление подготовки и/или специальности: руководитель любительских хореографических коллективов.

Расписание

Дети занимаются 3-4 раза в неделю, в зависимости от возраста.

Содержание программы

I Блок «Школа», 1 – 7 год обучения, 1872 часа

II Блок «Мастерство. Творчество», 8 – 10 год обучения, 324 часа

Блоки состоят из базовых курсов, направленных на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего и старшего школьного возраста.

 

Курсы обучения:

· «Ансамбль»: 576 часов

В ходе обучения аккумулируются знания учащихся о народном, классическом, современном танцах. Учащиеся знакомятся с развитием танцевальной лексики в сочетании с многообразием рисунка танца и на их основе учатся сочинять комбинации, этюды и хореографические постановки.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: Цели и задачи курса Техника безопасности, гигиена, требования к одежде и обуви.

Раздел 2. Танцевальные элементы

Теория: музыкально-ритмическая раскладка движений, понятие об интервалах в танце, положение в парах, правила построения в квадрат.

Практика: проучивание и отработка элементов танцев в линиях на месте лицом к зеркалу. Проучивание танцевальных движений в композиционных рисунках: по кругу, в парах; в квадрате.

Раздел 3. Репетиционно-постановочная работа

Теория: правила выполнения выхода на сцену, ухода, поклона

Практика: отработка танцевальных композиций для выступления на концертах и досуговых мероприятиях.

Раздел 4. Концертная деятельность и диагностика

Практика: выступление на концертах и досуговых мероприятиях. Диагностика предметных результатов курса.

 

· «Ритмика»: 180 часов

1. начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);

2. этап углубленного разучивания упражнения;

3. этап закрепления и совершенствования упражнения.

Педагог не только закрепляет двигательный навык у детей, но и создаёт условия для формирования движения более высокого уровня, выполнение которых можно использовать в комбинации с другими упражнениями.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: Цели и задачи курса. Техника безопасности, гигиена, требования к одежде и обуви.

Раздел 2. Азбука музыкального движения

Теория: правила перестроения

Практика: прохлопывание музыкальных размеров. Построения в шеренгу, в колонну, в круг, в линию. Построение врассыпную, бег врассыпную. Ритмическая разминка для головы, корпуса, прыжки.

Раздел 3. Партерная гимнастика

Теория: правила выполнения гимнастических упражнений

Практика: упражнения в положении сидя – для укрепления стоп, позвоночника. Упражнения в положении лежа на спине и животе. Упражнения на четвереньках. Упражнения на растяжку.

Раздел 4. Музыкально-ритмические игры

Теория: правила выполнения музыкально-ритмических игр

Практика: проведение музыкально-ритмических игр «Родственники», «Шагаем - пляшем», «Кукушка», «Дорожка»

Раздел 5. Диагностика

Практика: диагностика предметных результатов курса.

 

· «Основы классического танца»: 504 часа

В начале обучения основам классического танца происходит тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка, выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и плие, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Экзерсис начинается у станка, затем, по мере усвоения движений, на середине зала. За упражнениями на середине зала следуют адажио и аллегро. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться постоянными тренировками, которые основываются на строгих методических правилах. Основные принципы прохождения курса классического танца: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: цели и задачи курса. Техника безопасности. Требования к одежде и обуви.

Раздел 2. Вспомогательные физические упражнения

Теория: понятие выворотности, правила выполнения упражнений на полу.

Практика: упражнения на напряжение и расслабление мышц ног (сидя и лежа), упражнения на выворотность (сидя и лежа).

Раздел 3. Экзерсис у станка

Теория: правила постановки корпуса у станка; изучение позиций ног и рук, правила исполнения основных движений у станка, правила исполнения сюр ле куде пье

Практика: постановка корпуса лицом к станку в IV позиции, деми плие по I, II, III позиций ног лицом к станку, батман тандю с деми плие с I позиции лицом к станку, деми ронд де жамб партер лицом к станку, положение пассе у колена через ретире, положение сюр лек у де пье вперед и назад (условное), подготовительное упражнение к батман тандю жете – лицом к станку с I позиции, реллеве на полупальцы с I позиции, упражнение для рук боком к станку.

Раздел 4. Движения на середине зала

Теория: постановка корпуса на середине зала, изучение точек зала

Практика: Упражнения для рук I, II, III позиций, танцевальный шаг с носка, бег; аллегро: Соте по I и II позициям лицом к станку на 4/4.

Раздел 5. Диагностика

Практика: диагностика предметных результатов курса.

 

· «Народно-сценический танец»: 432 часа

Народно-сценический танец (характерный) в своем нынешнем сценическом виде во многом связан с классическим. Основной стилистический признак народно-сценического танца – в сближении его с плясовым народным творчеством, а технологический – в большей свободе рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов и т.п.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: цели и задачи курса. Техника безопасности. Требования к одежде и обуви.

Раздел 2. Экзерсис у станка

Теория: правила исполнения упражнений с сокращенной стопой.

Практика: Батман тандю носок – каблук лицом к станку с I позиции в сторону. Деми плие в VI, I, II, III позициях лицом к станку. «Качалочка» по VI позиции. Подготовка к «веревочке» лицом к станку. «Веревочка» у станка. Поднимание ноги на 45о лицом к станку. Перегибы корпуса вправо и влево.

Раздел 3. Середина

Теория: танцевальный шаг как характерный элемент народной хореографии

Практика: переменный шаг. Положения рук в русском танце. Боковые шаги. «Гармошка», «елочка», «триоль», «ковырялочка».

Раздел 4. Трюковые элементы

Теория: правила постановки корпуса при исполнении трюковых элементов

Практика: присядка «мячик». Поворот на месте на одну точку. Подскоки в повороте. Прыжок-разножка

Раздел 5. Диагностика

Практика: диагностика предметных результатов курса.

 

· «Хореография для мальчиков»: 288 часов

Необходимость проведения раздельных занятий у мальчиков и девочек обусловлена добавлением в рабочий процесс с мальчиками элементов мужского воспитания, которое включают в себя специфические виды движений, основанные на силовой нагрузке: прыжки, физические упражнения, трюковые элементы, и т.д., отличия в репертуаре, а также методике преподавания (частоту переключения внимания, темп занятий, применение соревновательных основ и т.д.).

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: цели и задачи курса. Правила поведения. Техника безопасности. Трюковые элементы в мужском танце.

Практика: просмотр видеоматериалов.

Раздел 2. Двигательная разминка

Теория: правила исполнения упражнений для укрепления стопы, правила выполнения упражнений с разворотом бедра, методика исполнения прыжков и упражнений на середине зала, правила исполнения упражнений у станка.

Практика: шаги, бег, подскоки, боковой галоп. Широкий бег, бег с высоким подниманием колена лицом и спиной по ходу движения. Упражнения для укрепления стопы. Развороты бедра. Упражнения у станка. Упражнения на середине: наклоны головы, наклоны корпуса, скручивания корпуса. Прыжки: трамплинные, разножка, с «поджатыми».

Раздел 3. Общефизическая подготовка

Теория: правила выполнения силовых упражнений различных группы мышц, правила исполнения стоек.

Практика: отжимания, приседания, качание мышц брюшного пресса, качание мышц спины, качание ягодичной мышцы и мышц передней и задней части бедра. Укрепление мышц рук: упражнение с гантелями. Растяжки: мышцы спины, живота, шпагат. Стойка на руках, колесо. Прыжки через барьер.

Раздел 4. Танцевальные и трюковые элементы

Теория: правила исполнения «веревочки» на плие, «бедуинского», боковой присядки Правила исполнения танцевальных шагов.

Практика: присядка с проскальзыванием во II позицию, с выбрасыванием ноги вперед. Хлопушки. «Мельница», «подсечка», «лягушка». переменные шаги, боковые шаги. «Веревочки»: с переступанием на каблук, двойная, с ударами по II по V позиции, с «ковырялочкой». «Русский ключ». Опускание на колено, переход с колена на колено. Боковая присядка с выносом ноги в сторону. Присядка – разножка по II и по IV позиции. «Бедуинский» у станка.

 

· «Джаз»: 216 часов

Джаз – модерн – это микс джаза, модерна и классического танца, в котором соединились энергия, ритм, координация, сила и ловкость джазового танца, идея и философия, свободный позвоночник, работа с дыханием и весом тела из танца модерн, и движения из классического балета, которые позволяют выработать устойчивость, шаг, прыжок и вращение.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение

Теория: история возникновения и развития джаз-танца. Происхождение танца модерн, его характерные черты. Правила поведения. Техника безопасности.

Раздел 2. Разогрев

Теория: необходимость джазового экзерсиса, его отличие от классического экзерсиса. Правильность исполнения движений и упражнений.

Практика: экзерсис на середине зала на основе школы классического джаз-танца. Выполнение упражнений по параллельным и выворотным позициям в чистом виде: Demi и grand рliе, Battements tendus, Battements tendus jete, Rondl de jambe par terre, Battements fondus, Adajio, Grand battements.

Партер: упражнения для позвоночника, стрэтч.

Раздел 3. Изоляция

Теория: понятие «изоляция», правила выполнения упражнений, правила перевода рук из одного положения в другое, понятие о параллельных позициях.

Практика: Проучивание простых изолированных движений головой, плечами, грудной клеткой, пелвисом, руками и ногами.

Раздел 4. Упражнения для позвоночника

Теория: понятия «Флэт бэк», «Контракшэн».

Практика: проучивание положений contraction и release и соединение их в простые комбинации с положением Флэт бэк вперед, назад, в сторону

Раздел 5. Координация

Теория: понятие «центра тяжести тела», «координации», понятие «Бицентрия».

Практика: бицентрия: проучивание движения двух центров (руки, корпус и т.п.) в параллель, перемещение в пространстве шагами с координацией рук, соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках.

Раздел 6. Кросс

Теория: методика исполнения вращений, шагов и прыжков мюзикл-комеди-джаз-манере. Виды прыжков.

Практика:

·     Комбинации шагов, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге).

·     Выполнение contraction и release во время передвижения.

·     Вращение как способ передвижения в пространстве.

·     Комбинации простых прыжков, исполняемых по диагонали.

·     Шаги в рок манере. Шаги в мюзикл-комеди-джаз-манере. Прыжки с двух ног на две.

Раздел 7. Комбинация

Теория: правила исполнения развернутых комбинации с перемещением в пространстве.

Практика: развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней. Изучение комбинации на 32 такта.

Цели программы

Цель – создание условий для развития творческих способностей детей и подростков, личностного развития и самоопределения, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности через занятия хореографией, обеспечение профессиональной ориентации.

 

Задачи

Образовательные (предметные):

· Формирование танцевальной культуры, освоение теории хореографических дисциплин.

· Формирование навыков танцевальных движений.

· Освоение навыков исполнения хореографических постановок на основе классического, народного танца и участие в концертной и конкурсной деятельности.

· Достижение определённого уровня грамотности в области методики и теории хореографии.

 

Личностные:

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Формирование установки на здоровый образ жизни.

· Формирование способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Метапредметные

Познавательные:

· Формирование способностей к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

· Формирование навыков применения полученных знания на практике.

 

Коммуникативные:

· Освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Формирование навыка целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

 

Регулятивные:

· Формирование навыка самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи.

· Формирование навыка самостоятельного планирования.

Результат программы

Курс «Ансамбль»

В результате реализации курса обучающиеся будут знать и уметь:

Теоретическая подготовка:

· Знает структуру танца (рисунок, танцевальная лексика, танцевальная комбинация).

· Знает основы сценической культуры (внешний вид, правила поведения, взаимоотношения с партнерами по танцу, взаимоотношения с членами других коллективов).

Практическая подготовка:

· Умеет выразительно передать в движениях образ танца.

· Умеет соотносить свои движения во время исполнения танцевальной композиции с движениями и перемещениями других исполнителей (умение танцевать в ансамбле).

 

Курс «Ритмика»

В результате реализации курса обучающиеся будут знать и уметь:

Теоретическая подготовка:

· Знает основные танцевальные движения.

Практическая подготовка:

· Умеет исполнять основные танцевальные движения (шаг, бег, подскоки, шаг польки, галоп, шаг вальса) в темпе и ритме музыки.

 

Курс «Основы классического танца»

В результате реализации курса обучающиеся будут знать и уметь:

Теоретическая подготовка:

· Знает методику проучивания основных элементов классического экзерсиса у станка и на середине зала.

Практическая подготовка:

· Умеет исполнить грамотно и музыкально экзерсис у станка и на середине зала в медленном и быстром темпе.

 

Курс «Народно-сценический танец»

В результате реализации курса обучающиеся будут знать и уметь:

Теоретическая подготовка:

· Знает основные ходы и движения русского танца.

Практическая подготовка:

· Умеет исполнять русский танец.

· Умеет исполнять простейшие национальные танцы: молдавский, татарский, украинский.

 

Курс «Хореография для мальчиков»

В результате реализации курса обучающиеся будут знать и уметь:

Теоретическая подготовка:

· Знает правила исполнения трюковых элементов разной сложности.

Практическая подготовка:

· Выполняет трюки: присядки в быстром темпе в различных комбинациях, «ползунок» без опоры на руки, «щучка», «рыбка», «бедуинский», «высокий голубец» на середине, туры в воздухе по YI позиции, «подсечка», «мельница», «колесо», «хлопушка» в шпагате.

 

Курс «Джаз – танец»

В результате реализации курса обучающиеся будут знать и уметь:

Теоретическая подготовка:

· Знает основные принципы движения и основные техники исполнения движений джаз – модерн танца.

Практическая подготовка:

· Уметь импровизировать, создавать усложненные танцевальные комбинации.

 

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе ЦВР «Галактика» и на базе социальных партнеров. Форма организации данного творческого объединения – студия.

 

Занятия групповые, состав группы постоянный, наполняемость групп в соответствие с нормативными документами учреждения.

 

Какого-либо отбора по физическим данным не проводится, определяющими факторами при зачислении в студию являются:

· желание ребенка;

· физические возможности ребенка, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий хореографией;

· желание родителей.

 

Учащимися первого года обучения могут стать как дети 6-х лет, так и дети других возрастов.

В случае если ребенок приходит с устойчивой мотивацией к занятиям хореографией, но по возрасту он должен быть определен в группу не первого года обучения, педагог проводит первоначальную диагностику уровня его базовых знаний и умений.

 

Если ребенок ранее занимался в каком-либо другом хореографическом объединении, педагог определяет его в соответствующую его возрасту учебную группу.

 

Если ребенок не имеет предварительной базовой подготовки, педагог определяет уровень его физического, эмоционального развития, наличие чувства ритма, музыкального слуха. Это дает возможность определить ребенка в соответствующую уровню его развития учебную группу.

 

Критериями перевода учащихся из одной группы в другую являются:

· освоение программного материала, в соответствии с тематическим планированием по годам обучения;

· решение задач, поставленных на данном этапе обучения;

· физические и возрастные особенности каждого ребёнка.

Материально-техническая база

· хореографические классы, оборудованные станками и зеркалами;

· комнату для переодевания детей в репетиционную форму;

· фортепиано или баян для сопровождения занятий по ритмике;

· магнитофон;

· гимнастические коврики;

· сценические костюмы и сценическую обувь для каждого концертного номера;

· декорации и атрибуты для постановок танцевальных композиций;

· наличие специальной танцевальной формы (купальник, балетные тапочки или чешки, юбочка);

· наглядные пособия и методические разработки, литература по хореографии.