Программа «Общая хореография»

Основу авторской программы Образцового коллектива "Студия танца "Звёзды Галактики" составляют методические рекомендации для хореографических отделений школ искусств, адаптированные к условиям деятельности детской студии танца на базе Центра внешкольной работы «Галактика», годы педагогического и профессионального поиска, которые определили основные направления и систему организации образовательного процесса, студийную форму занятий, основные элементы содержания образования, авторские элементы в технологии в сочетании с традиционными (классическими) методиками преподавания, разнообразие репертуара и подготовку педагогов студии танца из числа выпускников коллектива «Звезды Галактики».

 

Образцовый коллектив неоднократный победитель Международных, Всероссийских, Областных, Региональных конкурсов по классической, народной, современной хореографии.

 

Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный творческий характер, предусматривая возможность самовыражения, самореализации детей с учетом их возможностей и мотивации. Обучение хореографии открывает большие возможности для ребенка, дает толчок для будущего самоопределения личности, развития общей культуры, воспитания эстетического вкуса.

 

В процессе обучения совершенствуются природные данные, повышается самооценка, реализуются творческие способности, учащиеся формируют активную жизненную позицию, успешно социализируются.

Педагоги

Рожихина Оксана Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей категории. Вице – президент Новосибирской хореографической ассоциации.
Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 34 / Педагогический стаж: 21 год.
Уровень образования: высшее, КГИК, г. Кемерово, 1984 г.
Направление подготовки и/или специальности: культпросветработник, руководитель самодеятельного танцевального коллектива.


Повышение квалификации:
- ГЦИ «Эгида», «Базовый курс пользователя ПК», 40 ч., 2014 г.

- НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», 72 ч., 20.01.2017 г.

- ЧОУДПО Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов, «Оказание первой помощи», 16 ч., 01.02.2017 г.

- ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан»: повышение квалификации, тема «Развитие эмоционального интеллекта детей и взрослых», 78 ч., 29.03. – 18.04.19.

 

Награды:

Благодарственное письмо министерства образования, науки и инновационной политики НСО, 2012.

Почётная грамота министерства образования, науки и инновационной политики НСО, 2016.

Благодарственное письмо министерства культуры НСО, 2017.

Благодарственное письмо от управления культуры г. Томска, 2018.

Лауреат Международного конкурса «Балтийская легенда», г. Калининград, 2018.

Сертификат об участии в круглом столе в рамках IV Международного фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Балтийская легенда», г. Калининград, 2018.

Диплом регионального конкурса балетмейстерских работ Кемеровского государственного института культуры, факультет хореографии, 2019

Благодарственное письмо Международного конкурса искусств «Золотая Сибирь», 2019.

Благодарность Всероссийского детского центра «Океан», г. Владивосток, 2019.

 

Якутина Ольга Александровна – педагог дополнительного образования высшей категории.

Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 9 / Педагогический стаж: 9 лет.
Уровень образования: высшее, НГУЭиУ, 2015 г. Студентка КемГИК “Институт хореографии”.


Повышение квалификации:

- ЧОУДПО Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов, «Оказание первой помощи», 16 ч., 01.02.2017 г.

 

Чусовкова Валерия Игоревна – педагог дополнительного образования.

Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 2 / Педагогический стаж: 2 года.
Уровень образования: среднее профессиональное, НОККиИ, 2016 г.
Направление подготовки и/или специальности: Народное художественное творчество. 

Расписание

Дети занимаются 3-4 раза в неделю, в зависимости от возраста.

Содержание программы

I Блок «Школа», 1 – 7 год обучения.

II Блок «Мастерство. Творчество», 8 – 10 год обучения.

Блоки состоят из базовых курсов, направленных на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего (подготовка костно-мышечного биоаппарата к дальнейшему освоению курсов программы) и старшего школьного возраста.

 

Курсы обучения:

· «Ансамбль»

В ходе обучения аккумулируются знания учащихся о народном, классическом, современном танцах. Учащиеся знакомятся с развитием танцевальной лексики в сочетании с многообразием рисунка танца и на их основе учатся сочинять комбинации, этюды и хореографические постановки.

· «Ритмика»

1. начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);

2. этап углубленного разучивания упражнения;

3. этап закрепления и совершенствования упражнения.

Педагог не только закрепляет двигательный навык у детей, но и создаёт условия для формирования движения более высокого уровня, выполнение которых можно использовать в комбинации с другими упражнениями.

· «Аэробика»

Курс направлен на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

· «Джаз»

Джаз – модерн – это микс джаза, модерна и классического танца, в котором соединились энергия, ритм, координация, сила и ловкость джазового танца, идея и философия, свободный позвоночник, работа с дыханием и весом тела из танца модерн, и движения из классического балета, которые позволяют выработать устойчивость, шаг, прыжок и вращение.

· «Основы классического танца»

В начале обучения основам классического танца происходит тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка, выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

 

Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и плие, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Экзерсис начинается у станка, затем, по мере усвоения движений, на середине зала. За упражнениями на середине зала следуют адажио и аллегро. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться постоянными тренировками, которые основываются на строгих методических правилах. Основные принципы прохождения курса классического танца: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса.

 

· «Хореография для мальчиков»

Необходимость проведения раздельных занятий у мальчиков и девочек обусловлена добавлением в рабочий процесс с мальчиками элементов мужского воспитания, которое включают в себя специфические виды движений, основанные на силовой нагрузке: прыжки, физические упражнения, трюковые элементы, и т.д., отличия в репертуаре, а также методике преподавания (частоту переключения внимания, темп занятий, применение соревновательных основ и т.д.).

· «Народно-сценический танец»

Народно-сценический танец (характерный) в своем нынешнем сценическом виде во многом связан с классическим. Основной стилистический признак народно-сценического танца – в сближении его с плясовым народным творчеством, а технологический – в большей свободе рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов и т.п.

Цели программы

Цель – создание условий для развития творческих способностей детей и подростков, личностного развития и самоопределения, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности через занятия хореографией, обеспечение профессиональной ориентации.

 

Задачи

Образовательные (предметные):

· Формирование танцевальной культуры, освоение теории хореографических дисциплин.

· Формирование навыков танцевальных движений.

· Освоение навыков исполнения хореографических постановок на основе классического, народного танца и участие в концертной и конкурсной деятельности.

· Достижение определённого уровня грамотности в области методики и теории хореографии.

 

Личностные:

· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Формирование установки на здоровый образ жизни.

· Формирование способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Метапредметные

Познавательные:

· Формирование способностей к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

· Формирование навыков применения полученных знания на практике.

 

Коммуникативные:

· Освоение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Формирование навыка целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

 

Регулятивные:

· Формирование навыка самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи.

· Формирование навыка самостоятельного планирования.

Результат программы

Курс «Ансамбль»

Теоретическая подготовка:

· Знает структуру танца (рисунок, танцевальная лексика, танцевальная комбинация).

· Знает основы сценической культуры (внешний вид, правила поведения, взаимоотношения с партнерами по танцу, взаимоотношения с членами других коллективов).

Практическая подготовка:

· Умеет выразительно передать в движениях образ танца.

· Умеет соотносить свои движения во время исполнения танцевальной композиции с движениями и перемещениями других исполнителей (умение танцевать в ансамбле).

 

Курс «Ритмика»

Теоретическая подготовка:

· Знает основные танцевальные движения.

Практическая подготовка:

· Умеет исполнять основные танцевальные движения (шаг, бег, подскоки, шаг польки, галоп, шаг вальса) в темпе и ритме музыки.

 

Курс «Аэробика»

Теоретическая подготовка:

· Знает последовательность выполнения и технику исполнения основных упражнений комплекса.

Практическая подготовка:

· Умеет составлять танцевальные комбинации на основе основных упражнений аэробной части.

 

Курс «Джаз – танец»

Теоретическая подготовка:

· Знает основные принципы движения и основные техники исполнения движений джаз – модерн танца.

Практическая подготовка:

· Уметь импровизировать, создавать усложненные танцевальные комбинации.

 

Курс «Основы классического танца»

Теоретическая подготовка:

· Знает методику проучивания основных элементов классического экзерсиса у станка и на середине зала.

Практическая подготовка:

· Умеет исполнить грамотно и музыкально экзерсис у станка и на середине зала в медленном и быстром темпе.

 

Курс «Хореография для мальчиков»

Теоретическая подготовка:

· Знает правила исполнения трюковых элементов разной сложности.

Практическая подготовка:

· Выполняет трюки: присядки в быстром темпе в различных комбинациях, «ползунок» без опоры на руки, «щучка», «рыбка», «бедуинский», «высокий голубец» на середине, туры в воздухе по YI позиции, «подсечка», «мельница», «колесо», «хлопушка» в шпагате.

 

Курс «Народно-сценический танец»

Теоретическая подготовка:

· Знает основные ходы и движения русского танца.

Практическая подготовка:

· Умеет исполнять русский танец.

· Умеет исполнять простейшие национальные танцы: молдавский, татарский, украинский.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе ЦВР «Галактика» и на базе социальных партнеров. Форма организации данного творческого объединения – студия. Занятия групповые, состав группы постоянный, наполняемость групп в соответствие с нормативными документами учреждения.

 

Программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько, необходимых для творческой деятельности, курсов. Количество и направленность преподаваемых курсов зависят от года обучения, поэтому учебный план составляется на определенный год обучения, а не на конкретный курс. Каждый блок - это не просто конкретные курсы для конкретной возрастной группы учащихся - это определенный этап в образовании, который имеет свои цели и результаты.

 

Какого-либо отбора по физическим данным не проводится, определяющими факторами при зачислении в студию являются:

· желание ребенка;

· физические возможности ребенка, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий хореографией;

· желание родителей.

 

Учащимися первого года обучения могут стать как дети 6-х лет, так и дети других возрастов. В случае если ребенок приходит с устойчивой мотивацией к занятиям хореографией, но по возрасту он должен быть определен в группу не первого года обучения, педагог проводит первоначальную диагностику уровня его базовых знаний и умений.

 

Если ребенок ранее занимался в каком-либо другом хореографическом объединении, педагог определяет его в соответствующую его возрасту учебную группу. Если ребенок не имеет предварительной базовой подготовки, педагог определяет уровень его физического, эмоционального развития, наличие чувства ритма, музыкального слуха. Это дает возможность определить ребенка в соответствующую уровню его развития учебную группу.

 

Критериями перевода учащихся из одной группы в другую являются:

· освоение программного материала, в соответствии с тематическим планированием по годам обучения;

· решение задач, поставленных на данном этапе обучения;

· физические и возрастные особенности каждого ребёнка.

Материально-техническая база

· хореографические классы, оборудованные станками и зеркалами;

· комнату для переодевания детей в репетиционную форму;

· фортепиано или баян для сопровождения занятий по ритмике;

· магнитофон для обработки репертуара и занятий предмету «ансамбль»;

· гимнастические коврики;

· сценические костюмы и сценическую обувь для каждого концертного номера;

· декорации и атрибуты для постановок танцевальных композиций;

· наличие специальной танцевальной формы (купальник, балетные тапочки или чешки, юбочка);

· наглядные пособия и методические разработки, специальная литература;

· персональный компьютер для учителя (ноутбук).