Программа «Мой пластилин»

Курс «скульптура» является одной из ведущих дисциплин в программах обучения детей в детских художественных студиях, школах искусств, Домах детского творчества. Развитие детских способностей и дарований – одна из важнейших задач современного общества. Одним из вариантов такого развития является вовлечение детей в творческий процесс, знакомство их с разными художественными материалами, обучение основам лепки.

 

Едва ли не первым скульптурным материалом, с которым встречается маленький художник в своей жизни, является всем известный детский цветной пластилин. Трудно переоценить значение этого знакомства! Ребёнок берёт в руки кусочек пластилина – и вот уже перед ним открывается мир безграничной фантазии и увлекательного творчества! Работа с пластилином – это один из первых шагов на пути формирования у ребёнка художественно-эстетического восприятия окружающего мира. Задача преподавателя – помочь юному художнику пройти этот путь, дать такие знания и умения, которые помогут ребёнку создавать удивительные работы, получать удовольствие и от самого процесса творческой деятельности, и от его результата.

 

Художественная лепка позволяет решить широкий круг задач – развивающих, образовательных и воспитательных. В процессе познавательно-творческой деятельности дети овладевают особой техникой работы с пластичным материалом, знакомятся с основами плоскостного и объёмного изображения предметов, научаются воспринимать мир как единое целое и в то же время видеть его составные части, детализировать и находить чёткую взаимосвязь между этими частями.

 

Занятия лепкой дают возможность детям проявить свои таланты и реализовать творческие способности, развивают познавательный интерес, пространственное и образное мышление. Они так же способствуют формированию у детей особого отношения к труду, так как требуют определённой степени усидчивости и сосредоточенности. Ребёнок, вовлечённый в творческий процесс, учится решать поставленные задачи, идти к намеченной цели и достигать результата.

 

Данная программа построена по принципу «от простого к сложному», в процессе её освоения дети знакомятся с азами лепки, постепенно, шаг за шагом, закрепляя, расширяя и углубляя полученные теоретические знания и практические навыки. Поскольку программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста, важным моментом является обучение основам ручной лепки с учётом возрастных особенностей восприятия, использование при обучении большого количества наглядных пособий и другого дидактического материала, что значительно повышает заинтересованность детей в процессе и результатах их творческой деятельности. Программа предусматривает также коллективное творчество, что даёт возможность создать в группе особую атмосферу, научить детей общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе творческой деятельности.

 

Имея богатый опыт профессиональной деятельности, а также обладая немалым опытом преподавания скульптуры у разных возрастных групп обучающихся, я пришёл к выводу, что для успешного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеет не только содержание образовательной программы, но и организация учебного процесса во время занятий. Дети в таком возрасте в силу физиологических особенностей не способны длительно фиксировать внимание на объекте изучения, нуждаются в регулярных коротких передышках. Я использую в работе большое количество разнообразного дидактического материала, что позволяет детям переключаться и отдыхать, не теряя при этом интереса к теме занятия и не выпадая из учебного процесса.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в способствовании активному и своевременному творческому развитию детей, что достигается реализацией образовательного принципа «от простого к сложному». Обучение идёт поступательно, с постепенным усложнением содержания программы, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа помогает раскрывать творческие способности и таланты детей, что в свою очередь способствует их целостному гармоничному развитию.

Педагоги

Хозяйкин Дмитрий Иванович, педагог дополнительного образования, без категории.

Общий стаж работы – 15 лет.

Стаж работы в учреждении – 1 год.

Педагог является профессиональным скульптором и керамистом, имеет богатый опыт профессиональной деятельности и  преподавания скульптуры у разных возрастных групп обучающихся.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения:

1. Вводная беседа. Лепка фигурки животного.
2. Рельефное изображение кошки и собаки через геометрические фигуры.
3. Рельефная композиция из геометрических фигур на тему «Волшебный замок».
4. Объёмная композиция из геометрических тел на тему «В лесу».
5. Рельефное изображение растительного орнамента:
- симметрия (лист смородины, берёзы);
- асимметрия (лист одуванчика, дуба).
6. Рельефная композиция в круге на тему «Цветы».
7. Лепка с натуры. Динозавры (малая пластика).
8. Лепка фигурки слона (малая пластика), реалистичное изображение и стилизация.
9. Лепка фигурок птиц в динамике и статике (малая пластика).
10. Объёмная композиция на тему «Зоопарк».
11. Рельефы на заданные темы:
- в круге, на тему «Водный мир»;
- в квадрате, на тему «Животные»;
- в треугольнике, на тему «Птицы».
12. Работа на тему «Моё любимое животное»:
- рельеф;
- малая пластика.
13. Новогодняя открытка.
14.Творческая работа на свободную тему новогодней направленности.
15. Работа на тему «Узоры на зимнем окне».
16. Объёмная композиция на тему «Зимний лес», коллективная работа.
17. Лепка фигурки животного – символа нового года, стилизация.
18. Гирлянда, составленная из работ учеников на тему «Зимушка-зима».
19. Работа с фактурами:
- примеры фактур;
- рельеф на тему «Космос»;
- творческая работа на свободную тему;
- объёмная композиция на тему «Доисторический мир: динозавры».
20. Натюрморт:
- рельефное изображение;
- объёмная скульптура.
21. Пейзаж:
- деревенский;
- индустриальный на тему «Мой город».
22. Объёмная композиция на тему «Весенний лес», коллективная работа.
23. Каркасная скульптура. Лепка фигур жирафа и аиста.
24. Лепка фигуры человека. Работа на тему «Моя семья», малая пластика.
25. Итоговая работа. Объёмная композиция по мотивам сказки на выбор обучающегося.

Всего: 144 часа.

Цели программы

Основная цель программы – художественно-эстетическое развитие детей в процессе освоения ими основ ручной лепки, развитие объёмно-пространственного мышления, обучение детей творческой работе в коллективе.

 

Задачи:

1. Предметные (образовательные)

Знакомство обучающихся с предметом «скульптура». Обучение основам ручной лепки, раскрытие возможностей скульптурных материалов в передаче характера предмета, его формы, движения и соотношения с другими изображаемыми предметами на плоскости и в пространстве. Знакомство с геометрией формы, симметрией, определение пропорций отдельных объектов в общей скульптурной композиции. Практическое обучение лепке рельефа и отдельно стоящей скульптуры (малая пластика), а также основам декорирования скульптурных изделий.

 

2. Метапредметные (развивающие)

Знакомство обучающихся не только с основами художественной лепки как части искусства, но и с искусством в целом; расширение художественного кругозора, выявление и развитие творческих способностей. Обучение правилам работы с материалом и инструментами. Закрепление знаний основ композиции предметов, полученных на других учебных дисциплинах. Развитие мелкой моторики, объёмно-пространственного мышления и расширение сенсорного восприятия окружающего мира.

 

3. Личностные (воспитательные)

Формирование эстетического вкуса, потребности в саморазвитии, стремления к расширению знаний в области художественной культуры и искусства. Воспитание ответственного отношения к своей работе, к результатам своего труда и труда своих товарищей. Обучение взаимоуважению, сотрудничеству, творческой работе в коллективе.

Результат программы

1. Предметные (образовательные)
К окончанию освоения программы «Мой пластилин» обучающийся приобретёт следующие знания и умения:
- познакомится с основными предметными понятиями (геометрия формы и пространства, симметрия, асимметрия, ось симметрии, пропорции, рельеф, малая пластика, этюд, натура, пейзаж, натюрморт и т.д.);
- научится видеть окружающее пространство через геометрию форм, чувствовать и передавать в материале характер изображаемого предмета, видеть взаимосвязи предметов и создавать целостные композиции как на плоскости, так и в объёме;
- узнает особенности рельефного и объёмного изображения предметов;
- научится работе со скульптурными инструментами, узнает возможности использования подручных средств в декорировании изделий;
- получит теоретические знания и практические навыки в соответствии с учебно-тематическими планами данной программы.


2. Метапредметные (развивающие)
Освоив данную образовательную программу, ребёнок будет обладать следующими знаниями и умениями:
- знаниями о предмете «скульптура» и его роли в развитии как отдельного человека, так и человечества в целом;
- хорошо развитым пространственным мышлением;
- способностью целостно воспринимать окружающее пространство и в то же время видеть в нём отдельные объекты, небольшие, но важные детали;
- умением планировать свою деятельность и анализировать её результаты;
- умением мыслить нестандартно, искать и находить разные возможности для решения поставленных задач.


3. Личностные (воспитательные).
К окончанию курса ребёнок будет:
- видеть красоту окружающего мира и радоваться ей;
- стремиться к своей творческой реализации;
- испытывать потребность в творческом саморазвитии;
- относиться с уважением к своему труду и труду окружающих его людей;
- иметь опыт коллективной творческой работы в условиях взаимоуважения и продуктивного сотрудничества.

Материально-техническая база

Занятия по программе дополнительного образования «Мой пластилин» проводятся на базе двух учреждений: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества «Кировский» и МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска. В обоих учреждениях для занятий предоставлены отдельные кабинеты, содержащие всё необходимое для продуктивной работы по программе.

Кабинеты имеют достаточное освещение, хороший микроклимат, оборудованы необходимой мебелью для занятий (столы, стулья); имеются шкафы с глухими и стеклянными дверцами для хранения рабочих материалов и готовых изделий.

 

Преподаватель обеспечивает наличие следующего дидактического материала:

- фотографии и репродукции по теме занятия (теоретическая часть);

- специальная литература по предмету в целом и теме занятия в частности;

- фотографии, картинки, натура в соответствии с заданием (практическая часть);

- показательный образец изделия, выполненный преподавателем.

 

Родители обучающихся обеспечивают своих детей следующими материалами и инструментами:

- пластилином, цветным и скульптурным;

- дощечкой для лепки;

- скульптурными стеками;

- цветным картоном и белыми альбомными листами;

- простыми карандашами;

- ножницами;

- клеем;

- другими дополнительными материалами, если это требуется по теме занятия (например, деревянные бруски, проволока, кусачки, отвёртки, шурупы для изготовления каркаса);

- влажными салфетками для рук, чистым полотенцем.