Программа «Юный исследователь и агропредприниматель»

Естественнонаучное образование является одним из важнейших компонентов общего и дополнительного образования. Естественнонаучная составляющая современной системы образования обеспечивает всестороннее интеллектуальное развитие обучающихся в процессе изучения различных природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития.


Значение естественнонаучного образования в современных условиях интенсивного развития общества выросло еще больше из-за исключительно важной роли естественных наук в создании современных передовых технологий (химических, информационных, биотехнологий и т.), в применении инновационных технологий для организации устойчивых агроэкосистем.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь и агропредприниматель» относится в естественнонаучной направленности, так как ориентирована на приобретение школьниками научных знаний о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем, на формирование в сознании обучающихся единой научной картины окружающего мира.

 

Актуальность программы определяется необходимостью решения проблемы возрождения и развития сел Ордынского района в современных социально-экономических условиях, социальным заказом перед сельскими образовательными организациями: создание оптимальных условий для формирования агробизнес-компетенций школьников как необходимого условия социального благополучия и успешности современного человека в сельской местности.


Под агробизнес-компетенцией мы понимаем совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, умений, моделей поведения, необходимыхдля трудовой деятельности в агросфере и обеспечивающих успешность
ведения дел в агробизнесе.

Педагоги

Хрюкина Рахима Эркиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 2015 год - Лауреат премии «Лучший педагогический работник НСО».
2015 год - участник II Всероссийского съезда учителей химии.
2016 год - сертификат участника областного семинара «Актуальные аспекты педагогического руководства научно- исследовательской деятельностью учащихся».
2018 год - Диплом Лауреата районного и регионального конкурсов профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», УО, МОН НСО.
2018 год - Диплом I степени районного и регионального этапа, Дипломант Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей в номинации «Программы дополнительного естественнонаучного образования».

Цели программы

Цель: формирование агробизнес-компетенций обучающихся посредством овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в сфере агропредпринимательства.


Задачи:
Образовательные:

формировать экологическую компетенцию обучающихся;
- знакомить обучающихся с основами грамотного ведения личного хозяйства и организации фермерского семейного хозяйства;
- освоить обучающимся приемы выявления, анализа, моделирования и прогнозирования развития проблемных агроэкологических ситуаций на территории Ордынского района;
- знакомить с основными методами селекции в растениеводстве и разведения домашних животных разных видов, современными формами ведения агробизнеса;
- формировать базовые навыки предпринимательства в условиях сельской местности, основные понятия экономики, основы бизнес-планирования, механизмы франчайзинга и др.;
-формировать учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного инструментария для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов).


Развивающие:

- развивать мотивационную сферу обучающихся в области профессиональных знаний, относящихся к агросфере;
- развивать проектно-исследовательские компетенции, пространственноаналитическое мышление;
- развивать интеллектуальную сферу детей - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу различных ситуаций;
- развивать у обучающихся умения работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой, интернет-ресурсами, навыки систематизировать материал, делать выводы;
- развивать потребность в предпринимательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие через вовлечение учащихся в значимый для них производственный труд и систему современных рыночных отношений;
- воспитывать предприимчивого, конкурентоспособного хозяина- фермера;
- прививать чувство любви к родной земле, гражданскую ответственность;
- вырабатывать у обучающихся активную жизненную позицию, стремления к личному участию в практических делах;
- формировать у обучающихся готовности к самостоятельному выбору профессии в агросфере.

Результат программы

Результаты усвоения программы 
Личностные результаты:

- желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ
жизни;
- способность ребенка к самообразованию;
- развитие мотивации к занятиям сельскохозяйственным трудом, духовнойпотребности в общении с природой;
- формирование сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
- отношение к сельскохозяйственному труду, как к ценности.


Метапредметные.

Познавательные:

- стремление к учебной и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
- умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- самостоятельно (или под руководством педагога) разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций;
- выявлять, анализировать, моделировать и прогнозировать развитие проблемных агроэкологических ситуаций на территории Ордынского района;
- применять полученные навыки предпринимательства в условиях сельской местности;
- использовать инструментарий для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, средства исследования, формы и методы его проведения, грамотно представлять результаты.


Коммуникативные:

- навыки общения с педагогом, умение работать в группе;
- умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении;
- умение задавать вопросы, умение выражать мысли.


Регулятивные:

- умение в сотрудничестве с педагогом определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи, составлять план работы и следование ему по достижению цели;
- навыки саморегуляции;
- умение работать на земле, вести личное подсобное хозяйство, эстетически оформлять клумбы, школьный двор, приусадебные участки, производить математические и экономические расчеты, работать со справочной литературой.


Предметные результаты:

- формирование системы элементарных экологических знаний;
- первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- основные методы селекции в растениеводстве и разведение домашних животных разных видов;
- исследовательские навыки по изучению органолептических и физикохимических показателей воды, воздуха, почвы, продуктов питания,биометрических показателей растений и животных;
- освоение основ агробизнеса, сельскохозяйственных технологий, выращивания и реализации собственной продукции;
- правила техники безопасности при выполнении практических работ.

Материально-техническая база

Определители

1. Определитель насекомых.
2. Определитель паукообразных.
3. Определитель птиц.
4. Определитель растений.
5. Энциклопедия «Животные».
6. Энциклопедия «Растения».

Таблицы

1. Анатомия, физиология и гигиена человека.
2. Биотехнология.
3. Генетика.
4. Единицы измерений, используемых в биологии.