Программа «Ступени»

Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его физического, духовного и интеллектуального развития, способствует приобретению навыков самостоятельной деятельности, формирует мотивацию к познанию нового.

 

Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность (соревнования по спортивному туризму и спортивному ориентированию, походы различной степени сложности) позволяет педагогу в комплексе решать вопросы оздоровления, успешной социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности в природной среде.

 

Программа «Ступени», разработана на основе Примерной образовательной программы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, дополнена и доработана с учётом традиций разновозрастного детского объединения туристского клуба «Ирбис», многолетнего практического педагогического опыта его руководителя Фастовца В.Е.

 

Особенностью программы является ее комплексно-модульное построение. Комплексность позволяет обучающимся выбрать уровень освоения программы и определить перспективы дальнейших занятий – получение начальных или базовых знаний и навыков по туризму, а быть может движение по ступеням туристского мастерства на протяжении многих лет. Содержание программы структурировано по единым для всех уровней обучения образовательным модулям.

Педагоги

Владимир Ефимович Фастовец - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Отличник просвещения.

Педагогический стаж – 36 лет.

Содержание программы

Образовательная ступень «Начало» – начальные основы туризма

  1. Основы туристской подготовки – 56 часов.
  2. Общая и специальная физическая подготовка – 48 часов.
  3. Топография и ориентирование – 26 часов.
  4. Краеведение – 8 часов.
  5. Основы гигиены первая помощь пострадавшему – 6 часов.
  6. Походы и соревнования – 64 часа.

Итого – 208 часов.

Образовательная ступень «Перспектива» – базовые основы туризма

  1. Туристская подготовка – 84 часа.
  2. Общая и специальная физическая подготовка – 72 часа.
  3. Спортивное ориентирование – 36 часов.
  4. Краеведение – 18 часов.
  5. Основы первой помощи пострадавшему – 6 часов.
  6. Походы и соревнования – 64 часа.

Итого – 280 часов.

Образовательная ступень «Мастерство» – спортивно-туристское совершенствование

  1. Туристская подготовка – 72 часа.
  2. Общая и специальная физическая подготовка – 72 часа.
  3. Ориентирование – 48 часов.
  4. Краеведение – 6 часов.
  5. Обеспечение безопасности – 18 часов.
  6. Инструкторская подготовка – 64 часа.
  7. Походы и соревнования – 64 часа.

Итого – 344 часа.

Цели программы

Цель программы:
Создание условий для успешной социализации и личностного самоопределения обучающихся средствами туристской деятельности.

 

Задачи программы

Обучающие:

• сформировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов, экспедиций;

• научить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;

• способствовать повышению общего уровня информационной культуры в области туризма;

• привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе.

Развивающие:

• содействовать физическому развитию детей, сохранению и укреплению здоровья;

• способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности и активному образу жизни.

Воспитательные:

• содействовать созданию коллектива единомышленников;

• формировать потребность бережного отношения к природе;

• воспитывать самостоятельность, ответственность;

• способствовать формированию стремления к регулярным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.

 

Образовательная ступень «Начало» – начальные основы туризма, 1 год обучения.

Задачи

Обучающие:

• обучение основам спортивного туризма и ориентирования.

 

Развивающие:

• создание условий для физического развития и оздоровления обучающихся.

Воспитательные:

• формирование устойчивого интереса к занятиям туризмом.

 

Образовательная ступень «Перспектива» – базовый уровень освоения туризма, 2 год обучения.

Задачи

Обучающие:

• обучение умениям и навыкам спортивного туризма и ориентирования, достаточных для участия в соревнованиях, совершения многодневных походов.

• обучение базовым основам спортивного туризма и ориентирования.

Развивающие:

• достижение положительной динамики физического развития обучающихся.

 

Воспитательные:

• создание условий для проявления и развития самостоятельности, ответственности, способности на волевое усилие;

• формирование внутренней мотивации к занятиям спортивным туризмом, к активному досугу, здоровому образу жизни.

 

Образовательная ступень «Мастерство» – спортивно-туристского совершенствования, 3 год (открытый цикл обучения).

Задачи

Обучающие:

• формирование умений и навыков необходимых для инструкторской и судейской работы в области туризма.

 

Развивающие:

• создание условий для постоянного спортивно-туристского совершенствования обучающихся.

 

Воспитательные:

• создание условий для реализации в туристской деятельности лидерских качеств.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

• правила безопасного поведения в различных ситуациях в природной среде;

• правила личной гигиены;

• основные правила и регламенты по спортивному туризму (дистанция, маршрут) и спортивному ориентированию;

• основные краеведческие объекты Новосибирской области.

 

Обучающиеся должны уметь:

• обустроить туристский лагерь, бивак (установка палатки, обустройство кострового места и др.);

• организовать туристский быт (разведение костра, варка пищи);

• проходить дистанцию соревнований по спортивному туризму (пешеходная и лыжная);

• ориентироваться на местности и спортивной трассе;

• оказать первую медицинскую помощь.

 

Личностные результаты:

• владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;

• уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

• иметь опыт: совместной деятельности в группе.

Материально-техническая база

Учебный класс

Помещение для хранения снаряжения

 

Оборудование и снаряжение:

• Лыжный инвентарь (комплект: лыжи, крепления, ботинки, чехол).

• Палатка «Зима».

• Печь.

• Палатки летние (3-4 х. местные).

• Тенты.

• Рюкзаки 60-100 л.

• Спальники.

• Коврики туристские.

• Комплект костровой.

• Топор туристский.

• Пила.

• Веревки (различного назначения).

• Мячи футбольные.

• Насос для мячей.

• Компостеры и призмы для соревнований по спортивному ориентированию.

• Секундомер.

• Компасы.

• Специальное снаряжение: страховочные системы, страховочно-спусковые устройства, ледорубы, кошки, карабины, айс-фи-фи, жумары, каски и др.