Программа «Экология»

Новизна экспериментальной программы «Экология» заключается в том, что при отборе содержания программы используется календарь экологических дат. Программа максимально использует богатые возможности экологических праздников для внесения в занятия элемента игры. Игра создает на занятиях атмосферу заинтересованности, а это – залог успешного освоения и более глубокого запоминания материала. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности.

 

Обучение предполагает развитие интереса ребенка к экологическим проблемам, природоохранной деятельности, формирует представление о месте человека в природе.

 

В настоящее время в связи с тем, что произошли социально-экономические изменения в обществе, изменились и условия, необходимые для успешной общественно-трудовой деятельности.

 

Воспитание, развитие и социальная адаптация детей в сельскохозяйственном труде способствует развитию таких качеств, как инициативность, высокая работоспособность, экономическая и экологическая грамотность, умение общаться с людьми, здоровый образ жизни.

 

Одним из возможных путей подготовки кадров с такими качествами и является ранее приобщение подростков к трудовой деятельности, где они могут приобрести необходимые знания, умения, навыки. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение, причём наиболее значимым является общение со сверстниками. Развитие личности в этом возрасте – это развитие индивидуальности, способность быть автором идей, созидателем своей жизни, умеющим ставить цель, искать способы ее достижения. В этом возрасте обучающимся предлагается чаще менять род занятий. Подростки начинают применять полученные знания в быту, поэтому большое внимание уделяется практической деятельности в опытном саду экологического центра.

 

Каждый ребёнок может выбрать себе занятие по душе.

Педагоги

Нина Евгеньевна Турилова - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения «ЭКОЛОГИЯ»

Теоретический блок:

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Техника безопасности – 1 час.
  3. Что изучает экология – 6 часов.
  4. Экологические праздники – 8 часов.
  5. Эта удивительная природа – 14 часов.
  6. Охрана природы – 2 часа.
  7. Мир цветов – 8 часов.

Практический блок:

  1. Тематические экскурсии в парки города - 6 часов.
  2. Наблюдения в природе, уход за растениями – 6 часов.
  3. Экологические праздники (рисунки и плакаты) – 6 часов.
  4. Экологические игры, викторины - 6 часов.
  5. Работа с природным материалом – 4 часа.
  6. Охрана природы – 4 часа.

Итого 72 часа.

2 год обучения «ЭКОЛОГИЯ»

Теоретический блок:

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Техника безопасности – 1 час.
  3. Экологические праздники – 8 часов.
  4. По родным просторам – 6 часов.
  5. Заповедники России – 8 часа.
  6. Загадка космоса – 4 часа.
  7. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья – 4 часа.
  8. Во саду ли, в огороде – 6 часов.

Практический блок:

  1. Тематические экскурсии в парки города - 6 часов.
  2. Наблюдения в природе, уход за растениями – 6 часов.
  3. Экологические праздники (рисунки и плакаты) – 6 часов.
  4. Экологические игры, викторины – 8 часов.
  5. Работа с природным материалом – 4 часа.
  6. Охрана природы – 4 часа.

Итого 72 часа.

3 год обучения «ЭКОЛОГИЯ»

Теоретический блок:

  1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности – 1 час.
  2. Введение в экологию – 18 часов.
  3. Земли заповедные – 3 часа.
  4. Экологические праздники – 6 часов.
  5. Основы ландшафтного проектирования – 8 часов.

Практический блок:

  1. Тематические экскурсии в парки города - 6 часов.
  2. Наблюдения в природе, уход за растениями – 6 часов.
  3. Экологические праздники (рисунки и плакаты) – 6 часов.
  4. Экологические игры, викторины – 8 часов.
  5. Практические работы – 6 часов.
  6. Охрана природы – 4 часа.

Итого 72 часа.

4-й год обучения «ЭКОЛОГИЯ»

Теоретический блок:

  1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. – 1 час.
  2. Земля и люди – 18 часов.
  3. Человек и Вселенная – 3 часа.
  4. Экологические праздники – 6 часов.
  5. Ландшафтный дизайн – 8 часов.

Практический блок:

  1. Тематические экскурсии в парки города - 4 часа.
  2. Наблюдения в природе, уход за растениями – 6 часов.
  3. Экологические праздники (рисунки и плакаты) – 4 часа.
  4. Экологические игры, викторины – 8 часов.
  5. Практические работы – 10 часов.
  6. Природоохранная деятельность – 4 часа.

Итого 72 часа.

5-й год обучения «ЭКОЛОГИЯ»

Теоретический блок:

  1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. – 1 час.
  2. Проблемы природопользования – 18 часов.
  3. Прикладная экология – 12 часов.
  4. Экологические праздники – 5 часов.

Практический блок:

  1. Тематические экскурсии в парки города - 6 часов.
  2. Экологические праздники (рисунки, листовки и плакаты) – 4 часа.
  3. Экологические игры, викторины – 8 часов.
  4. Практические работы – 10 часов.
  5. Природоохранная деятельность – 8 часов.

Итого 72 часа.

Цели программы

Цель: Формирование основ экологической грамотности обучающихся, бережного отношения к природе и личной ответственности за состояние окружающей среды.

 

Задачи программы

Личностные:

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни,

• формирование бережного и ответственного отношения к объектам окружающей среды,

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

 

Метапредметные:

• умение добывать информацию из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать,

• способность формировать и отстаивать собственное мнение,

• умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций.

 

Предметные:

• сформировать у обучающихся знания об основных законах экологии,

• сформировать представление об экологических связях в системе "человек – общество – природа",

• сформировать умение применять экологические знания в жизненных ситуациях,

• сформировать умение применять знания для поиска способов разрешения экологических проблем.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

  • основные экологические термины и понятия;
  • типы экосистем;
  • экологические факторы и адаптации организмов к ним, особенности влияния условий природной и социальной среды на здоровье человека;
  • основные виды загрязнений, экологические проблемы человечества;
  • особенности использования и охраны природных ресурсов;
  • правилах поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять уход за растениями в школе и экологическом центре ДДТ;
  • проводить наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  • применять знания для поиска способов разрешения экологических проблем;
  • совместно работать над исследовательским проектом;
  • делиться знаниями, полученными в объединении среди сверстников.

Личностные и метапредметные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • умение производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • навыки практической работы по уходу за зелеными насаждениями;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение работать в команде.

Материально-техническая база

Успех воспитательной системы, основанной на сельскохозяйственном труде школьников, и педагогически целесообразная организация такого труда были бы невозможны без той материальной базы, которая создана в учебном саду экологического центра ДДТ им. В. Дубинина. Земельный участок, который занимает 0,77 га и находится в непосредственной близости от школы № 56, это – хорошая база, позволяющая организовать сельскохозяйственное опытничество детей разного возраста.

 

Работа в учебном саду экологического центра ДДТ им. В. Дубинина ведется по следующим направлениям:

- растениеводство;

- защита растений;

- цветоводство.

В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур, ягодников, питомников. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения.

 

В отделе защищенного грунта выращивается рассада овощных и цветочно-декоративных растений. Он состоит из теплицы и рассадников.

 

В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.

 

Вокруг участка имеется естественная (из зеленых насаждений) и искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.

 

На примере малых архитектурно-садовых форм экологического центра дети знакомятся с понятием «ландшафтный дизайн».