Программа «Раз ступенька, два ступенька»

Основополагающее качество, помогающее адаптироваться ребёнку к школьному обучению, – высокая умственная активность ребёнка, которая проявляется не только в желании ребёнка выполнять всё новые и новые умственные действия (запоминать, отвечать на вопросы, пересказывать и т.п.), но и в способности доводить начатое дело до логического завершения.

 

Предъявление родителями завышенных требований (непременно до школы научить ребёнка бегло читать, считать, писать письменными буквами) вызывает обратный результат – подавление умственной активности.

 

Игнорирование психологической готовности ребёнка к обучению, вытекающее из этого «натаскивание», механическое заучивание нередко приводят впоследствии к непониманию учебного материала, непостижению ребёнком простейших логических приёмов мышления, незнанию активных приёмов самостоятельного приобретения знаний.

 

Несмотря на то, что потребностям дошкольника больше всего отвечает сказка, игра, свободное движение, праздник, раннее обучение, по своей форме, часто приближено к школьному обучению. Это ведёт к опасности перескочить через важный этап дошкольного созревания, что чревато односторонностью психического личностного развития ребёнка.

Педагоги

Лариса Викторовна Половникова - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

· Знаковая система языка – 36 ч.

· Литературное творчество – 36 ч.

· Тренировочные творческие задания по графическому изображению – 16 ч.

· Общематематические понятия – 12 ч.

· Количественные представления – 20 ч.

· Представления о величине и форме – 12 ч.

· Пространственные представления – 10 ч.

· Представления о времени – 2 ч.

Итого 144 часа

Цели программы

Развитие готовности дошкольника к обучению в системе общего образования путём развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

 

Задачи

Личностные:

· социализация личности ребёнка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми,

· формирование положительной эмоциональной установки – необходимое условие успешной адаптации к школьному обучению,

· привитие начал самоорганизации, самоконтроля.

 

Метапредметные:

· развитие начал самоорганизации

· развитие интереса к познавательной деятельности,

· развитие речи и фонетического слуха,

· развитие зрительно-двигательной координации и пространственно-зрительной ориентации.

 

Образовательные:

· формирование представления о числах, величинах и операциях над ними,

· формирование устойчивых навыков чтения,

· развитие представление об основных приемах каллиграфического начертания,

· совершенствование навыков количественного и порядкового счёта,

· совершенствование представлений о понимании отношений между числами,

· формирование элементарных измерительных умений,

· совершенствование умения моделирования фигур, развитие способности к пространственному моделированию,

· совершенствование представлений о временных отрезках.

Результат программы

В обучении грамоте

Обучающиеся должны знать:

§ знаковую систему языка;

§ звуковую форму слова;

§ отличия твердого и мягкого звуков, звонкого и глухого (в сравнительном режиме).

 

Обучающиеся должны уметь:

§ сочетать слова в предложении по законам грамматики;

§ использовать в активной речи различных частей речи;

§ понимать отличия орфоэпического и орфографического чтения;

§ владеть ситуативным и объяснительным типами речи;

§ владеть устной речью, выражать свои мысли, чувства и желания;

§ хорошо дифференцировать похожие слова;

§ расчленять слова на слоги, звуки, умение определять позицию звука (в начале, середине, конце слова).

 

В формировании элементарных математических представлениях

Обучающиеся должны знать:

§ классификацию по разным признакам;

§ функции знаков +, -, = и правильное их применение;

§ сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, положения в пространстве и т.д.) и отношения между ними;

§ временные отрезки;

§ направления пространства, пространственных отношений.

 

Обучающиеся должны уметь:

§ устанавливать взаимосвязи между частью и целым;

§ складывать и вычитать величины, применяя наглядно-действенный метод;

§ устанавливать связи между количеством, числом и цифрой;

§ образовывать новые числа;

§ сравнивать множества, использовать сравнительные характеристики;

§ сравнивать предметы, устанавливать связи и отношения.

 

В развитии основ письма

Обучающиеся должны знать:

§ правильное расположение тетради и письменных принадлежностей, ручки, положение правильной посадки.

Обучающиеся должны уметь:

§ повторять рисунок буквы или элемента по образцу, штриховать, раскрашивать и обводить фигуры, проводить заданные линии, конструировать букву;

§ работать карандашом, ручкой, работать с мелкими деталями конструктора, использовать силу нажима.

 

Метапредметные результаты, которые может приобрести обучающийся по итогам освоения программы:

  • умение слушать и понимать речь других;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, решать логические задачи;
  • наличие положительного отношения к школе и учению, к положению ученика, процессу познания;
  • умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на занятии, высказывать свое предположение ;
  • умение отличать верно выполненное задание от неверного; оценивать результаты своей работы;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Личностные результаты, которые может приобрести обучающийся по итогам освоения программы:

  • наличие интереса к произведениям детской литературы;
  • умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • наличие положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты;
  • овладение разными видами игры, умение различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способность к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, наличие интереса к причинно-следственным связям, произведениям детской литературы, обладание элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет.
  2. Учебные столы, стулья.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Учебные пособия.
  5. Дидактический и раздаточный материал.