Программа «Ветка Сакуры»

Актуальность программы определяет и значение оригами для развития ребёнка, а особенно слабовидящего, огромно.

 

Этот вид творческой образовательной деятельности:

  • развивает тактильное восприятие, тактильную память;
  • обучает детей различным приёмам работы с бумагой, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер;
  • учит концентрации внимания, формирует умение следовать устным инструкциям, стимулирует развитие памяти;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями, при этом происходит обогащение словаря ребёнка специальными терминами;
  • развивает пространственное воображение – учит читать чертежи и представлять по ним изделия в объёме;
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда.

Педагоги

Лариса Викторовна Половникова - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двери», «Двойной квадрат», «Конверт». Складывание изделий на основе простых базовых форм – 20 ч.
  2. Оформление композиций и поздравительных открыток с полученными изделиями (объемная аппликация) – 12 ч.
  3. Оформление выставок работ учащихся – 4 ч.


2 год обучения

  1. Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Рыба». Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм – 20 ч.
  2. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы – 12 ч.
  3. Оформление тематических выставок – 4 ч.

3 год обучения

  1. Базовые формы: «Птица», «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Рыба». Модульное оригами. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бумажная пластика – 20 ч.
  2. Оформление композиций с полученными изделиями (объёмная аппликация). Личные и коллективные работы – 12 ч.
  3. Оформление выставочных работ и тематических выставок – 4 ч.

Цели программы

Создание условий для гармоничного развития личности обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности; формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимые для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

 

Задачи

Обучающие:

§ дать знания по истории оригами, начальные знания по основам дизайна;

§ обучить технологическим процессам изготовления изделий в технике оригами;

§ познакомить с основными понятиями в оригами – условными обозначениями;

§ обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами и навыкам складывания фигур оригами с использованием схем («чтение чертежей»).

 

Метапредметные:

§ способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев ребенка, глазомера, произвольности познавательных процессов детей;

§ формировать логическое мышление, творческое мышление, основы исследовательской деятельности, приводящие к собственным открытиям;

§ способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

§ способствовать формированию у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения; формированию навыков культуры труда.

 

Личностные:

§ вовлекать детей с особыми образовательными потребностями в продуктивную, творчески познавательную деятельность, включение их во все составляющие учебно-творческого процесса образовательного учреждения;

§ воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, культуру поведения, патриотизм;

§ воспитывать жизнеутверждающее, положительное отношение к окружающему миру;

§ эстетическое восприятие детей; экологическое восприятие детей.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

· Различные приемы работы с бумагой.

· Базовые формы техники оригами.

· Основные геометрические понятия.

 

Обучающиеся должны уметь:

· Складывать базовые формы оригами.

· Самостоятельно читать схемы изделий, пользуясь инструкционными картами и схемами.

 

Личностные и метапредметные результаты:

В результате работы по программе можно наблюдать следующие качественные изменения детского коллектива:

· активное включение детей с особыми образовательными потребностями в творчески познавательную деятельность;

· реальная включенность обучающихся не только в осмысление окружающего пространства, но и в преобразование его, выражающееся в желании оформлять школу с помощью своих произведений, выполненных в технике оригами, участвовать в оформлении праздников, изготовлении театральных костюмов и т.п;

· возможность реализации идей, личностно значимых для ребёнка;

· получение осязаемых результатов своего труда, их внедрение в жизнь школы и свою собственную (изготовление зрительных ориентиров для гимнастики глаз, изготовление подарков выпускникам и т.п.);

· ощущение личностного роста, развитие творческих способностей (изготовление авторских модулей, внедрение их, продумывание вариативности выполнения и применения);

· свободное творческое самовыражение, не ограниченное рамками занятий и времени (наблюдаемое стремление детей продолжить занятия самостоятельно во внеурочное время); большую свободу выбора тем и идей, возможность творческого роста;

· ощущение реальной пользы, которую приносит ребенок классу, школе-интернату, освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности (изготовление призов-признаний, моделирование букв для первоклассников и т.п.);

· не только использование знаний из разных предметов, но и осмысление этого.

Материально-техническая база

  1. Инструменты (ножницы, фломастеры, карандаши, линейки) и расходные материалы (бумага, картон).
  2. Дидактический материал.
  3. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
  4. Таблицы-схемы.