Программа по классу фортепиано

Как правило, в классе фортепиано вокально-хоровой студии занимаются дети с различными способностями и разной степенью врождённой психофизической готовности исполнительского аппарата, так как обучение доступно всем детям хоровой студии. Поэтому организационно-методическая структура данной программы очень гибкая и применима как к музыкально одарённым детям, так и к детям со средними и слабыми музыкальными способностями.

 

Индивидуально-дифференцированный подход к обучению игре на фортепиано занимает в нашей программе ведущее положение. Фактически каждый ребёнок, осваивающий у нас основы игры на фортепиано развивается по своей собственной инструментально-обучающей и культурно-образовательной траектории.

 

В содержательно-дидактическом плане программа также построена по принципу индивидуально-дифференцированного подхода. Но здесь введена общетиповая координата: примерный, хорошо устоявшийся учебно-исполнительский репертуар класса выступает исходной основой для составления индивидуальных образовательных планов для каждого обучающегося.

Педагоги

Наталья Александровна Пивоварова - педагог по фортепиано высшей квалификационной категории.

Анастасия Андреевна Безверхова - педагог по фортепиано, концертмейстер.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Слушание музыки – 3 часа.
  2. Беседы о музыке – 5 часов.
  3. Чтение с листа – 2 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 2 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 4 часа.
  7. Технические упражнения – 20 часов.
  8. Работа над репертуаром – 31 час.
  9. Концертная деятельность – 3 часа.

2 год обучения

  1. Слушание музыки – 5 часов.
  2. Беседы о музыке – 3 часа.
  3. Чтение с листа – 3 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 2 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 4 часа.
  7. Технические упражнения – 15 часов.
  8. Работа над репертуаром – 33 час.
  9. Академический концерт −2 часа.
  10. Концертная деятельность – 3 часа.

3 год обучения

  1. Слушание музыки – 5 часов.
  2. Беседы о музыке – 2 часа.
  3. Чтение с листа – 3 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 2 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 4 часа.
  7. Технические упражнения – 15 часов.
  8. Работа над репертуаром – 33 час.
  9. Академический концерт −2 часа.
  10. Технический зачёт – 2 часа.
  11. Концертная деятельность – 2 часа.

4 год обучения

  1. Слушание музыки – 4 часа.
  2. Беседы о музыке – 2 часа.
  3. Чтение с листа – 3 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 2 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 4 часа.
  7. Технические упражнения – 15 часов.
  8. Работа над репертуаром – 34 час.
  9. Академический концерт −2 часа.
  10. Технический зачёт – 2 часа.
  11. Концертная деятельность – 2 часа.

5 год обучения

  1. Слушание музыки – 3 часа.
  2. Беседы о музыке – 2 часа.
  3. Чтение с листа – 2 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 2 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 5 часов.
  7. Технические упражнения – 12 часов.
  8. Работа над репертуаром – 36 час.
  9. Основы аккомпанемента – 2 часа.
  10. Академический концерт −2 часа.
  11. Технический зачёт – 2 часа.
  12. Концертная деятельность – 2 часа.

6 год обучения

  1. Слушание музыки – 2 часа.
  2. Беседы о музыке – 2 часа.
  3. Чтение с листа – 2 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 2 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 6 часов.
  7. Технические упражнения – 12 часов.
  8. Работа над репертуаром – 36 час.
  9. Основы аккомпанемента – 2 часа.
  10. Академический концерт −2 часа.
  11. Технический зачёт – 2 часа.
  12. Концертная деятельность – 2 часа.

7 год обучения

  1. Слушание музыки – 2 часа.
  2. Беседы о музыке – 2 часа.
  3. Чтение с листа – 2 часа.
  4. Подбор по слуху – 2 часа.
  5. Основы импровизации – 3 часа.
  6. Ансамблевое музицирование – 7 часов.
  7. Технические упражнения – 10 часов.
  8. Работа над репертуаром – 34 час.
  9. Основы аккомпанемента – 3 часа.
  10. Академический концерт −2 часа.
  11. Технический зачёт – 2 часа.
  12. Концертная деятельность – 3 часа.

Цели программы

Воспитание музыканта-любителя, проявляющего интерес к классическому музыкальному наследию, способного не только элементарно грамотно прочесть музыкальный текст и верно его воспроизвести, но и владеющего основами подбора и аккомпанемента.

 

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с инструментальной музыкой русских и зарубежных композиторов, различными стилями музыки, обучить сопоставлять музыкальные произведения с окружающей действительностью, с другими видами искусства.

Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детей и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков (игра на фортепиано и фортепианный ансамбль).

 

Развивающие (или метапредметные): развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения.

 

Воспитательные (или личностные): воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за результат.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

  • о музыке, как виде искусства;
  • о жанрах, стилях, направлениях в музыке;
  • о композиторах разных эпох, внесших вклад в развитие мировой музыкальной культуры;
    о разнообразии музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, народные).

Обучающиеся должны уметь:

  • слышать, понимать и анализировать музыку, аккомпанировать и подбирать;
  • разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений, уметь определять эпоху услышанного произведения.

Личностные и метапредметные результаты:индивидуальность, характер воспитанника, свой исполнительский стиль, артистизм и сценическая свобода, музыкальный вкус мелодическое, гармоническое, полифоническое мышление, технические навыки игры на фортепиано, самостоятельность и самоконтроль в работе.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебная аудитория оснащена роялем (фортепиано), звукотехническим оборудованием, ноутбуком.

 

Концертная аудитория – концертный зал предназначен для генеральных репетиций, итоговых, отчётных и праздничных концертных мероприятий и оснащён фортепиано, сценическим освещением, залом для зрительской аудитории и стульями для зрителей.