«Авиамоделизм: от основ конструирования к спортивным достижениям»

Настоящая образовательная программа, реализуемая в авиамодельной секции «Полет» Дома детского творчества им. В. Дубинина, разработана на основе практического опыта педагога.

 

Программа предусматривает не только обучение построению различных моделей планеров, но и подготовку моделистов-спортсменов. Причём, в программе за счёт создания команды увеличено время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям. Применяемая технология тренировочного процесса, суть которой – в соблюдении последовательности пилотирования: от простого к сложному – позволяет команде добиваться хороших результатов.

 

Отличительной особенностью программы является также направленность образовательного процесса на формирование у обучающихся элементов проектной и технологической культуры.

 

Программа личностно ориентирована: каждый обучающийся имеет возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Педагоги

Дмитрий Алексеевич Овчинников – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, выпускник секции, кандидат в мастера спорта.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Вводное занятие. Техника безопасности – 2 часа.
  2. Изготовление вертолета «Муха» – 6 часов.
  3. Воздушные змеи – 22 часа.
  4. Модели планеров – 88 часов.
  5. Двигатели моделей – 6 часов.
  6. Тренировочные полёты – 18 часов.
  7. Итоговая аттестация – 2 часа.

Итого 144 часа.

2 год обучения

  1. Вводное занятие - 3 часа.
  2. Классификация и технические требования - 3 часа.
  3. Знакомство с чертежами конструкцией моделей самолетов класса F- 2-D «Воздушного боя» - 18 часов.
  4. Изучение станочного парка и ТБ - 31 часов.
  5. Изготовление модели класса F-2-D - 98 часов.
  6. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания- 19 часов.
  7. Тренировочные запуски моделей и моторов - 42 часа.
  8. Итоговая аттестация - 2 часа.

Итого 216 часов.

 

3 год обучения

  1. Вводное занятие - 3 часа.
  2. Классификация и технические требования - 3 часа.
  3. Изучение руководства по применению Радиоаппаратуры - 12 часов.
  4. Знакомство с чертежами конструкцией моделей самолетов класса F- 3-P «Радиоуправляемые модели» - 15 часов.
  5. Изучение станочного парка и ТБ - 9 часов.
  6. Изготовление модели класса F-3-P - 135 часов.
  7. Принцип действия бесколлекторных электродвигателей - 9 часов.
  8. Тренировочные запуски моделей - 27 часов.
  9. Итоговая аттестация - 3 часов.

Итого 216 часов.

Цели программы

Развитие творческих способностей учащихся; развитие интереса к науке и технике, пробудить у ребёнка стремление к творчеству, помочь раскрыть его задатки и способности.

 

Задачи первого года обучения.

Обучающие:

- Изучить историю и основы авиамоделизма.

- Изучить принцип конструирования авиамоделей.

- Освоить технику изготовления простейших авиамоделей.

 

Развивающие:

- Сформировать устойчивый интерес к занятиям авиамоделизмом.

- Укрепить усидчивость, трудолюбие, выдержку.

- Развить мелкую моторику рук.

 

Воспитывающие:

- Сформировать сплоченный детский коллектив.

- Сформировать навыки межличностного общения.

- Сформировать уважительное отношение к труду, к творчеству.

 

Задачи второго года обучения.

Обучающие:

- Изучить принцип конструирования и освоить технику изготовления авиамоделей «F-2-D».

- Научиться работать на станках (ленточная пила, деревообрабатывающем, сверлильном, токарном).

- Знать устройство двигателя, уметь его разбирать, ремонтировать и собирать, грамотно его эксплуатировать.

- Знать и соблюдать технику безопасности.

 

Развивающие:

- Развить устойчивую мотивацию к авиамоделированию.

- Выявить задатки и развить творческие способности.

- Развить самостоятельность обучающихся

 

Воспитывающие:

- Воспитать целеустремленность, любовь к труду, прилежание, аналитическое мышление в работе.

- Воспитать дисциплинированность и четкость в выполнении поставленных задач.

- Создать команду единомышленников для участия в соревнования.

 

Задачи третьего года обучения.

Обучающие:

- Научиться владеть различным инструментом и материалами.

- Научить работать на станочном оборудовании.

- Самостоятельно работать с чертежами и выбирать модель для изготовления.

- Овладеть техникой изготовления авиамоделей.

 

Развивающие:

- Развить познавательную потребность к авиамоделированию.

- Развить познавательно-творческую активность детей.

- Научить отстаивать свою точку зрения в проблемных ситуациях.

 

Воспитывающие:

- Воспитать самостоятельность, организованность и ответственность.

- Совершенствовать знания и мастерство работы.

- Передавать свой опыт младшим воспитанникам.

Результат программы

Результат программы первого года обучения.

Обучающиеся должны уметь:

– пользоваться рабочим инструментом;

– выполнять чертежи деталей;

– изготовить и отрегулировать модель;

– управлять моделью самолёта.

 

Обучающиеся должны знать:

– технику безопасности при работе с инструментами;

– основы черчения;

– основы теории полёта.

 

Личностные и предметные результаты:

- воспитание позитивных личностных качеств моделистов: целеустремлённости, воли, умения общаться и взаимодействовать в группе;

- развитие интереса обучающихся к занятиям по техническому творчеству.

 

Результат программы второго года обучения.

Обучающиеся должны уметь:

- владеть различным инструментом и материалами;

- решать самостоятельно творческие задачи при проектировании моделей;

- владеть техникой изготовления базовых моделей самолётов;

- единой командой участвовать в соревнованиях различной сложности.

 

Обучающиеся должны знать:

- правильно пользоваться ручными инструментами;

- работать на сверлильном и токарном станках;

- разбираться в чертежах авиамоделей;

- владеть технологией изготовления летающих моделей;

- запускать простейшие модели планеров, самолётов;

- содержать в порядке свое рабочее место.

 

Личностные и предметные результаты:

- настойчивость в достижении цели, терпение и упорство, умение доводить начатое дело до конца;

– аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

– нравственные качества по отношению к окружающим.

 

Результат программы третьего года обучения:

Обучающиеся должны уметь:

- работать с электрооборудованием (паяльник, фен, точило и др.) и на сверлильном- токарном циркулярном станках;

- выполнить чертежи моделей самолётов;

- изготовить модель самолёта;

- заводить двигатель модели;

- работать со стартовым оборудованием;

- запускать радиоуправляемые модели самолётов;

- выполнять простейшие фигуры пилотажа.

 

Обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с электрооборудованием (паяльник, фен, точило и др.) и работе на сверлильном, токарном циркулярном станках;

- классификацию авиационных моделей;

- аэродинамику моделей самолётов;

- особенности регулировки и управления моделью самолёта;

- работу радиоаппаратуры и двигателей.

 

Личностные и предметные результаты:

- наличие трудолюбия, целеустремленности и ответственности;

- специальная физическая и психологическая подготовка;

- сформированные коммуникативные умения.

Материально-техническая база

  1. Двигатели (РС9 2,5 см., ДВС 2,0 см. куб.) - 6 шт.
  2. Микродвигатели F2D - 6 шт.
  3. Пила ленточная КОРВЕТ-33 - 1 шт.
  4. Станок деревообрабатывающий - 1 шт.
  5. Пылесос - 1 шт.
  6. Станок настольный сверлильный - 1 шт.
  7. Станок распиловочный - 1 шт.
  8. Станок токарный Корвет 402 - 1 шт.
  9. Термопистолет - 1 шт.
  10. Термос - 1 шт.
  11. Бокорезы - 4 шт.
  12. Зарядное устройство - 1 шт.
  13. Набор инструментов - 2 шт.
  14. Ножовка по дереву - 1 шт.
  15. Ножовка по металлу - 1 шт.
  16. Тиски слесарные 80 мм. - 1 шт.
  17. Утюг - 1 шт.
  18. Штангенциркуль - 1 шт.
  19. Линейки (150 мм., 300 мм., 500 мм., 1000 мм.) - 4 шт.
  20. Молоток (0,4 кг., 0,2 кг.) - 2 шт.
  21. Отвертка (3,0*100 мм., 4,0*100 мм.) - 3 шт.
  22. Пассатижи - 1 шт.
  23. Паяльник - 1 шт.
  24. Плоскогубцы - 1 шт.
  25. Точило - 1 шт.
  26. Угольник металлический - 1 шт.
  27. Электростартер - 1 шт.
  28. Вентиляция - 1 шт.