Программа «Движение. Здоровье. Спорт»

Аэробика – это синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, скачков, окрашенных танцевальным стилем, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 акцентов в минуту. Обычно это упражнения, исполняемые в положении стоя, лежа, сидя, в упорах. При этом широко применяются отягощения, эспандеры, скакалки, мячи и т.п.

 

Выделяется аэробика с низким и высоким уровнем нагрузки. Первый рекомендуется для начинающих, второй – для подготовленных. В аэробике низкой интенсивности собраны довольно простые по координации движения, но позволяющие формировать базовые навыки, освоить основные элементы «аэробической школы». Интенсивность занятия – умеренная, частота сердечных сокращений колеблется в пределах 120-135 уд/мин. Беговые упражнения чередуются с шагами. При выполнении упражнений низкой ударной нагрузки одна стопа обязательно должна быть на полу. Амплитуда движений руками ограничивается высотой плеч (горизонтали). Аэробика высокого уровня интенсивности вызывает увеличение пульса до 150-160 уд/мин. В ней содержится большое число беговых и прыжковых движений, повышается темп их выполнения. При движениях обе ноги на короткое время могут не соприкасаться с полом (то есть упражнения выполняются с фазой полёта), а руки могут подниматься выше уровня плеч (горизонтали).

 

На учебных занятиях аэробики часто выполняются различные комбинации движений рук и ног с разной интенсивностью. Например, низкая ударная нагрузка (Lo) – движения ногами, высокая ударная нагрузка (Hi) – движения руками.

 

В основу авторской образовательной программы «Движение. Здоровье. Спорт», реализуемой нами в Доме детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска, положен 20-летний опыт успешной, диагностически выверенной, педагогической деятельности, позволяющий детям достигать высоких спортивных результатов.

 

Программа «Движение. Здоровье. Спорт» относится к физкультурно-спортивной направленности. Основное содержание учебных занятий  – это совершенствование физических качеств и развитие физических способностей ребёнка.

 

Новизна данной программы заключается в методологической выстроенности непрерывного тренировочного процесса, в технологичности реализуемых многоуровневых задач, направленных на достижение личностно-значимых для детей результатов.

Педагоги

Мелентьева Татьяна Дмитриевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, работает в Доме детского творчества им. В. Дубинина с 30 апреля 1993 года.

Почетные грамоты:

  1. Почетная грамота от Управления народного образования Администрации Новосибирской области.
  2. Почетная грамота Министерства Образования и Науки Российской Федерации, 2011 год.

С 2001 года является председателем коллегии судей Федерации спортивной и оздоровительной аэробики Новосибирской области. Судья международной категории по спортивной аэробике.

Содержание программы

I ступень

1 год обучения

- Техника безопасности – 2 часа.

- Теоретическая подготовка – 7 часов.

- ОФП (общая физическая подготовка) – 48 часа.

- Специальная физическая подготовка – 35 часов.

- Специальная техническая подготовка – 16 часов.

- Танцевальная подготовка – 32 часа.

- Итоговое занятие – 4 часа.

Итого – 144 часа.

 

2 год обучения

- Техника безопасности – 2 часа.

- Теоретическая подготовка – 7 часов.

- ОФП (общая физическая подготовка) – 38 часов.

- Специальная физическая подготовка – 32 часа.

- Специальная техническая подготовка – 25 часов.

- Танцевальная подготовка – 32 часа.

- Соревновательная деятельность – 4 часа.

- Итоговое занятие – 4 часа.

Итого – 144 часа.

 

3 год обучения

- Техника безопасности – 3 часа.

- Теоретическая подготовка – 15 часов.

- ОФП (общая физическая подготовка) – 44 часа.

- Специальная физическая подготовка – 53 часа.

- Специальная техническая подготовка – 46 часов.

- Танцевальная подготовка – 41 час.

- Соревновательная деятельность – 8 часов.

- Итоговое занятие – 6 часов.

Итого – 216 часов.

 

II ступень

1 год обучения

- Техника безопасности – 3 часа.

- Теоретическая подготовка – 15 часов.

- ОФП (общая физическая подготовка) – 41 час.

- Специальная физическая подготовка – 51 час.

- Специальная техническая подготовка – 47 часов.

- Танцевальная подготовка – 41 час.

- Соревновательная деятельность – 12 часов.

- Итоговое занятие – 6 часов.

 Итого – 216 часов.

 

 2 год обучения

- Техника безопасности – 3 часа.

- Теоретическая подготовка – 15 часов.

- ОФП (общая физическая подготовка) – 71 час.

- Специальная физическая подготовка – 79 часов.

- Специальная техническая подготовка – 84 часа.

- Танцевальная подготовка – 42 часа.

- Соревновательная деятельность – 24 часа.

- Итоговое занятие – 6 часов.

 Итого – 324 часа.

 

 3 год обучения

- Техника безопасности – 3 часа.

- Теоретическая подготовка – 15 часов.

- ОФП (общая физическая подготовка) – 71 час.

- Специальная физическая подготовка – 79 часов.

- Специальная техническая подготовка – 84 часа.

- Танцевальная подготовка – 42 часа.

- Соревновательная деятельность – 24 часа.

- Итоговое занятие – 6 часов.

 Итого – 324 часа.

Цели программы

Гармонизация процесса становления и развития растущей личности через всестороннее совершенствование физических и эмоционально-психологических способностей.

 

Задачи:

1. Оздоровительные: укрепление физического здоровья, повышение устойчивости организма, формирование правильной осанки в следствие развития двигательных качеств /силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Развивающие или метапредметные: формирование устойчивой мотивации и потребности в бережном отношении к своему здоровью, развитие навыков организации здорового образа жизни; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками и родителями в решении общих проблем

3. Воспитательные (или личностные): воспитание трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов, а также морально-нравственных и других личностно-значимых качеств.

 

Задачи по годам обучения:

1 год обучения.

· обучение базовым шагам аэробики по отдельности и на месте;

· обучение элементам сложности стоимостью 0,1-0,2 балла;

· развитие физических качеств;

· развитие интереса и формирование эмоционально положительного отношения к занятиям аэробикой;

· укрепление здоровья и развитие физических качеств обучающихся.

 

2 год обучения.

· обучение базовым шагам аэробики в простейших связках, с продвижением;

· обучение элементам сложности стоимостью 0,2-0,3 балла;

· развитие мотивации к занятиям аэробикой;

· совершенствование навыков межличностного общения детей;

· дальнейшее развитие физических качеств обучающихся;

· формирование умения провести разминку в своей группе;

· участие в соревнованиях по спортивной аэробике внутри группы.

 

3 год обучения.

· обучение связкам из базовых шагов в сочетании с координацией рук и элементами сложности (упражнение спортивной аэробики);

· продолжение обучения элементам сложности стоимостью 0,2-0,3 балла;

· дальнейшее развитие физических качеств обучающихся;

· воспитание у детей чувства взаимопомощи и взаимовыручки;

· формирование единого коллектива из группы обучающихся;

· воспитание силы воли и спортивного характера;

· воспитание самостоятельности, организованности и ответственности;

· обучение самостоятельному проведению разминки в своей группе;

· участие в соревнованиях по спортивной аэробике городского уровня.

 

4 год обучения.

· обучение элементам сложности стоимостью 0,3-0,5 балла;
· разучивание группового упражнения спортивной аэробики;
· развитие пространственного воображения;
· пробуждение у детей чувства ответственности за своё здоровье;
· воспитание волевых качеств личности;
· развитие координационных способностей детей;
· формирование стремления у детей к активному участию в соревновательной деятельности;
· участие в соревнованиях по спортивной аэробике районного и городского уровня;
· выполнение спортивных разрядов.

 

5 год обучения.

· совершенствование ранее изученных элементов сложности стоимостью 0,1-0,5 балла;

· разучивание новых элементов сложности стоимостью 0,4-0,5 балла;

· разучивание упражнения с использованием степ платформы;

· совершенствование физических качеств;

· обучение самостоятельному проведению в своей группе стретчинга и дорожек базовых шагов;

· воспитание сознательной и активной позиции к избранному виду деятельности;

· участие в соревнованиях по спортивной аэробике городского и регионального уровня;

· выполнение спортивных разрядов.

 

6 год обучения.

· совершенствование выполнения элементов сложности стоимостью 0,1-0,5 балла;

· разучивание новых элементов сложности стоимостью 0,4-0,6 балла;

· разучивание нескольких упражнений спортивной аэробики;

· формирование представления о средствах и методах общей и специальной физической подготовки;

· совершенствование специальной физической подготовленности;

· совершенствование базовой психологической подготовки;

· участие в соревнованиях городского, регионального и всероссийского уровня;

· выполнение спортивных разрядов.

Результат программы

К концу первого года обучения обучающийся:

· познакомится с базовыми движениями аэробики;

· разучит простые элементы сложности;

· начнут формироваться необходимые физические качества гимнаста;

· укрепит здоровье и физическую силу;

· выработает стойкую привычку к занятиям аэробикой.

 

К концу второго года обучения обучающийся:

· владеет базовыми шагами;

· владеет минимальным набором элементов сложности;

· выработает устойчивый интерес к занятиям аэробикой;

· овладеет навыками межличностного общения;

· укрепит физические качества;

· сумеет провести разминку в своей группе;

· участвует соревнованиях по спортивной аэробике внутри группы.

 

К концу третьего года обучения обучающийся:

· выполняет упражнение спортивной аэробики;

· владеет набором элементов сложности;

· формирование физических качеств необходимых гимнасту;

· будет проявлять чувство коллективизма при личной ответственности;

· научится самостоятельно проводить разминку в своей группе;

· имеет возможность участвовать в соревнованиях по спортивной аэробике городского уровня.

 

К концу четвертого года обучения обучающийся:

· обучится элементам сложности стоимостью 0,3-0,5 балла;
· научится работать в групповых упражнениях спортивной аэробики;
· научится четко перестраиваться и определять свое место на площадке;
· будет чувствовать ответственность за свое собственное здоровье;
· разовьёт координационные способности;
· сформирует навыки самоорганизации;
· будет активно участвовать в соревнованиях районного, городского уровней;
· выполнит III или II юношеский разряд.

 

К концу пятого года обучения обучающийся:

· научится выполнять элементы сложности как отдельно, так и в спортивном упражнении с минимальной потерей в технике исполнения;

· разучит упражнение с использованием степ платформы;

· обучится самостоятельно проводить в своей группе стретчинга и дорожек базовых шагов;

· будет проявлять устойчивый интерес к активному и здоровому образу жизни;

· будет участвовать в соревнованиях городского и регионального уровней;

· выполнит II или I юношеский разряд.

 

К концу шестого года обучения обучающийся:

· будет владеть элементами сложности различной стоимости;

· будет владеть несколькими упражнениями спортивной аэробики;

· будет иметь представление о средствах и методах общей и специальной физической подготовки;

· научится на высоком уровне выполнять элементы повышенной сложности;

· будет проявлять устойчивый интерес к активному и здоровому образу жизни;

· будет участвовать в соревнованиях городского, регионального и всероссийского уровней;

· выполнит I юношеский или III взрослый разряд.

 

Ожидаемые результаты программы:

1. Обучающиеся должны знать:

· базовые шаги аэробики и их названия;

· элементы сложности согласно таблице правил;

· значения спорта и здорового образа жизни;

· структуру учебного занятия;

· методы профилактики спортивного травматизма.

 

2. Обучающиеся должны уметь:

· выполнять упражнение спортивной аэробики, состоящее из базовых шагов и элементов сложности;

· самостоятельно проводить в малой подгруппе части урока (растяжка, подкачка и т.д.);

· самостоятельно отрабатывать части спортивного упражнения с целью улучшения собственного результата;

· участвовать в соревнованиях по спортивной аэробике.

 

3. Личностные и метапредметные результаты:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи спортивной деятельности, поиска средств её осуществления;

· воспитание самоорганизации и самоконтроля;

· освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

· определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· решение ситуационных задач при выполнении практической тренировочной и соревновательной деятельности;

· формирование умения понимать причины успеха или неуспеха спортивной деятельности;

· способность конструктивно действовать в любой ситуации.

Материально-техническая база

1. Малый зал аэробики c зеркалами.

2. Большой зал со специальным гимнастическим помостом размером 12 на 12 м2.

3. Гимнастический зал для освоения акробатических элементов с мягким покрытием и подкидной дорожкой.

4. Зал для хореографии со станками.
5. Аудиоаппаратура.

6. Видеоаппаратура.

7. Спортивный инвентарь (гимнастические палки, скакалки, гимнастические ролики, коврики, спортивные маты, подкидные мостики, батуты).