Программа «Путешествие в древность. Путь в науку»

Комплексность программы предполагает освоение тематических образовательных блоков: историческое краеведение, археология и этнография Сибири параллельно с научно-практической и исследовательской деятельностью.

 

Изучение археологического наследия даёт возможность восстановить картину исторического развития народов Западной Сибири в прошлом. Непосредственное участие обучающихся в получении информации из подлинных археологических источников, разнообразные методики и своевременные информационные технологии позволяют внедрить на новом уровне региональный компонент в систему дополнительного образования детей.

 

Содержание программы предполагает не только освоение краеведение и археология Сибири, приобретение навыков полевой археологии, но и совершенствование знаний, умений и навыков в области научно-практической и исследовательской деятельности.

Педагоги

Бородовская Елена Львовна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, кандидат исторических наук. Организатор и руководитель объединения «ИКАр» (Историческое краеведение. Археология). Работает в учреждении с 1990 года.

 

Награждена за заслуги в области образования нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», за особые заслуги в деле сохранения и преумножения историко-культурного наследия народов России медалью «За вклад в наследие народов России», награждена памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области».

Неоднократный лауреат Всероссийских конкурсов авторских образовательных программ и проспектов пособий к ним. Автор методических пособий и дополнительных образовательных программ.

 

Бородовский Андрей Павлович – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, доктор исторических наук. Организатор и руководитель объединения «ИКАр» (Историческое краеведение. Археология). Работает в учреждении с 1991 года. краеведение. Археология Сибири».

 

Награжден Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодёжи. Руководитель западносибирского отделения общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», 2015-2019 гг.

 

Член экспертного совета Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура – Сибирь», 2015-2010 гг. Награждён медалью Национально-образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» «За активную работу в Малой академии наук».

Автор более 200 научных статей и монографий, методических пособий и дополнительных образовательных программ.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Краеведение Сибири. Базовые исторические источники - 24 ч.
  2. Этнография Сибири. История науки. Методы науки - 40 ч.
  3. Археология Сибири. История науки. Методы науки. Актуальные проблемы археологии Сибири. Антропология. Полевая археология - 60 ч.
  4. История г. Новосибирска и НСО. Краеведческое просвещение - 30 ч.
  5. Музееведение. Проектная деятельность - 30 ч.
  6. Участие в НПКонференциях и семинарах - 8 ч.

Итого – 192 часа.

 

2 год обучения

  1. Краеведение Сибири. Базовые исторические источники - 24 ч
  2. Этнография Сибири. Методы науки - 40 ч.
  3. Археология Сибири. Методы науки. Антропология. Проблемы происхождения человека. Полевая археология. Экспериментальной археология - 60 ч.
  4. История г. Новосибирска и НСО. Краеведческое просвещение - 30 ч.
  5. Музееведение. ИКТ - 26 ч.
  6. Участие в НП Конференциях и семинарах - 12 ч.

Цели программы

Личностно-ориентированное образование средствами научно-практической деятельности, средствами краеведения и археологии Сибири.

 

Задачи:

Обучающие:

• развитию навыков культуры умственного труда;

• овладение умениями фиксировать результаты и ход своей деятельности;

• приобретение умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, обоснования;

• овладение навыками практической деятельности по ряду технологий древнейших производств;

• овладение способами самостоятельного отбора информации на основе различных источников;

• овладение основными этапами осуществления научно-познавательной деятельности;

• умения и навыки исследовательской работы в научно-практической деятельности и в полевых условиях;

• формирование навыков и умений безопасного нахождения в при­родной среде во время экскурсий, выездов, экспедиций.

 

Развивающие (или метапредметные):

• развитие познавательного интереса к археологии и краеведению Сибири,

• развитие устойчивой мотивации исследовательской и творческой деятельности;

• содействовать физическому развитию обучающихся, сохранению и укреплению здоровья;

• развитию устойчивого интереса к выбранной де­ятельности и активному образу жизни;

• включение в познавательную и научно-практическую деятельность;

• развитие навыков анализа, синтеза, обобщения;

• развитие индивидуальных особенностей обучающихся и умений самоорганизации;

• развитие интереса к экспериментальной археологии как научно-практической деятельности;

• развитию устойчивого интереса к выбранной де­ятельности и активному образу жизни;

• развитие устойчивой мотивации к исследовательско-творческой деятельности;

• развитие эмоционально-ценностного отношения к истории;

• развитие самостоятельности в исследовательской деятельности;

• формирование навыков общения.

 

Воспитательные (или личностные)

• повышать общий уровень информационной культуры в области краеведения и археологии;

• содействовать созданию коллектива единомышленников;

• воспитывать самостоятельность, ответственность;

• укреплять способности к сотрудничеству и сотворчеству;

• формировать навыков общения, взаимоподдержки и гуманистически ориентированного социального поведения;

• активизировать процесса профессионального самоопределения;

• формировать потребности бережного отношения к историко-культурному наследию Сибири и России в целом;

• приблизить к объективному пониманию проблем отечественной истории;

• приобщение к охране памятников истории, культуры, бережному отношению к природе;

• развивать общественно-полезную деятельность ребят через оформление тематических выставок, выступления с лекциями, докладами;

• развивать чувство уважения к древней истории, истории развития края;

• овладевать практическими умениями и навыками, активно включаясь в хозяйственную деятельность в экспедиционных условиях;

• учить общению в разновозрастном коллективе, умению разрешать конфликтные ситуации;

• воспитывать и развивать чувство товарищества в экспедиционных условиях;

• оздоравливать детей через активный физический отдых

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

  • понятийный аппарат изучаемых наук;
  • способы самостоятельного отбора информации на основе различных источников;
  • историю изучаемых наук, основные этапы развития, методы наук;
  • требования к исследовательским и научно-практическим работам;
  • знать и применять правила безопасного поведения в различных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи.

Обучающиеся должны уметь:

  • извлекать достоверную информацию из археологических источников и экспериментальных разработок;
  • самостоятельно осуществлять отбор информации на основе различных источников по индивидуальным исследовательским темам;
  • применять полученные специальные знания, умения на практике;
  • описывать коллекции экспериментальных реплик или музейных предметов;
  • анализировать свою собственную деятельность и деятельность других обучающихся;
  • активно участвовать в работе семинаров и конференций различного статуса;
  • оформлять тематические мини-выставки;
  • подготовить публикацию (тезисы, статья) по результатам исследований в сборники конкурсных работ обучающихся;
  • уметь ставить цель и организовывать процесс её достижения;
  • уметь организовывать самостоятельную познавательную деятельности, включающую элементы логической, методологической деятельности;
  • уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, само­оценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • владеть приемами учебно-познавательных проблем, основами научно-практической и исследовательской деятельности;
  • овладение основами полевого быта и безопасного пространства в полевых условиях; владеть приемами действий в нестандартных ситуациях.

 Личностные и метапредметные результаты:

• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе обучения, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);

• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• определять понятия, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты(дискуссии) на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формировать и развивать гуманитарное мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Материально-техническая база

Наличие учебного кабинета (столы, стулья, шкафы), технических средств (слайдпроэктор, м\медийная приставка и проектор, экран), доски магнитной, учебной экспозиции «Живая старина Сибири», библиотеки, фотоаппарата.

Для выездов на объекты культурного наследия – базовые учебные площадки на памятниках краеведения и археологии Сибири.