Программа «Путешествие в древность. Древняя Сибирь»

Знакомство с краеведением и археологией родного края, анализ и обобщение изучаемого материала по древней истории Сибири позволяет выработать в доступной форме научное понимание закономерностей развития общества. В то же время, максимальная приближенность к подлинным историческим и археологическим источникам в ходе конкретной практической деятельности является действенным средством для осуществления поставленной цели.

 

Краеведение Сибири – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с практикой, поэтому в программе первого года обучения ему уделено особое внимание. Археология и история тесно связаны. Именно на археологических данных в значительной степени базируются исследования античной истории. Изучение ярких, увлекательных исторических фактов расширяет, обогащает знания ребят, формирует их нравственные убеждения, помогает усвоить новый материал.

 

Археология Сибири как специфическая область приобретения исторического знания способствует формированию личности школьника, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективное решение. Поставленные перед обучающимися конкретные познавательные и проблемные задачи успешно разрешаются через практические занятия. Системный и комплексный подход к организации и осуществлению деятельности образовательной программы «Путешествие в древность» обеспечивает формирование активной и творческой позиции личности наших обучающихся.

Педагоги

Бородовская Елена Львовна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, кандидат исторических наук. Организатор и руководитель объединения «ИКАр» (Историческое краеведение. Археология). Работает в учреждении с 1990 года.

 

Награждена за заслуги в области образования нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», за особые заслуги в деле сохранения и преумножения историко-культурного наследия народов России медалью «За вклад в наследие народов России», награждена памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области».

Неоднократный лауреат Всероссийских конкурсов авторских образовательных программ и проспектов пособий к ним. Автор методических пособий и дополнительных образовательных программ.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Краеведение Сибири. Присоединение Сибири к России - 24 ч.
  2. Этнография Сибири. Понятийный аппарат науки. Народы Западной Сибири - 30 ч.
  3. Археология Сибири. Предмет и задачи археологии. Палеонтология, цель и задачи науки. Древние животные Сибири - 50 ч.
  4. История г. Новосибирска и НСО. История, природные особенности. Официальные символы НСО. Районы НСО - 20 ч.
  5. Музееведение. Образовательное пространство муз. экспозиции «Живая старина Сибири». Посещение Новосибирского краеведческого музея. Отдел природы - 20 ч.

Итого – 144 часа.

 

2 год обучения

  1. Краеведение Сибири. Картография Сибири. Современная Сибирь - 24 ч.
  2. Этнография Сибири. Понятийный аппарат науки. Методы этнографии. Народы Восточной и Западной Сибири - 30 ч.
  3. Археология Сибири. Предмет и задачи археологии. Методы археологии. Палеонтология, цель и задачи науки. Антропология. Современные методы - 50 ч.
  4. История г. Новосибирска и НСО. Археология Новосибирской области и г. Новосибирска. История. Официальные символы НСО. Достопримечательности. Картография НСО - 20 ч.
  5. Музееведение. Музеи г. Новосибирска и НСО. Посещение Новосибирского краеведческого музея. Археологическая экспозиция - 20 ч.

Итого – 144 часа.

Цели программы

Цель программы:

Развитие интеллектуально-творческих способностей, обучающихся средствами краеведения, этнографии и археологии Сибири.

 

Задачи.

Обучающие:

• владение базовой терминологией краеведения Новосибирской области;

• овладение основными этапами научно-познавательной деятельности;

• умения и навыки в проектной деятельности;

• овладение умениями фиксировать результаты и ход своей деятельности;

• приобретение умений и навыков сравнения, обобщения;

• овладение навыками практической деятельности по археологическому рисунку; составлению филвордов, кроссвордов

• овладение способами самостоятельного отбора информации на основе различных источников (этнограф.сказки, мифы, сказания; географ.,исторические карты);

• формирование навыков и умений безопасного нахождения в при­родной среде во время экскурсий, выездов, экспедиций.

 

Развивающие или метапредметные:

• развитие познавательного интереса к древней истории Сибири, археологии и краеведению Сибири;

• развитие устойчивой мотивации к учебной и творческой деятельности;

• развитие навыков культуры умственного труда;

• формирование речевой активности младших школьников средствами краеведения;

• развитие навыков применения знаний по образцу в сходных и легко опознаваемых ситуациях;

• развитие познавательной деятельности средствами краеведения, этнографии и археологии Сибири;

• развитие навыков общения и работы в малых группах;

• развитие умений самоорганизации;

• развитие эмоционально-ценностного отношения к истории Сибири;

• развитие самостоятельности в учебной и поисковой деятельности.

 

Воспитательные или личностные:

• формировать потребности бережного отношения к историко-культурному наследию Сибири и России в целом;

• развивать чувство уважения к древней истории, истории развития края;

• приобщать к охране памятников истории, культуры, бережному отношению к природе;

• повышать общий уровнь информационной культуры в области краеведения и археологии;

• содействовать созданию детского коллектива единомышленников;

• воспитывать самостоятельность, ответственность;

• формировать навыков общения, умению разрешать конфликтные ситуации, взаимоподдержки и гуманистически ориентированного социального поведения;

• развивать общественно-полезную деятельность через оформление тематических выставок, мини- выступлений в группе;

• оздоравливать детей средствами экскурсий и пешеходных прогулок.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

  • базовую терминологию краеведения Новосибирской области;
  • базовую терминологию археологии;
  • методы краеведения;
  • способы самостоятельного отбора информации на основе различных источников;
  • требования к проектным и творческим работам;
  • знать и применять правила безопасного поведения в различных ситуа­циях в природной, техногенной и социальной средах (в том числе в музее);
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи.

 Обучающиеся должны уметь:

  • извлекать достоверную информацию из краеведческих источников и музейных предметов;
  • самостоятельно осуществлять отбор информации на основе различных источников по индивидуальным творческим заданиям;
  • применять полученные специальные знания, умения на практике;
  • описывать и сравнивать музейные предметы;
  • проводить различные краеведческие наблюдения;
  • использовать навыки археологического рисунка;
  • создавать макеты и модели древних и этнографических жилищ;
  • знакомиться самостоятельно с научно-популярной литературой по краеведения Сибири;
  • разрабатывать коллективную краеведческую экскурсию;
  • анализировать свою собственную деятельность и деятельность других обучающихся;
  • организовывать самостоятельную познавательную деятельности, включающую элементы логической деятельности и умения анализировать;
  • анализировать свою учебно-познавательную деятельность;
  • владеть основами творческой и познавательной деятельности.

Личностные и метапредметные результаты:

• самостоятельно определять цель занятия/задания, формулировать для себя новые задачи в процессе обучения, познавательной деятельности; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• определять понятия, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью.

Материально-техническая база

Наличие учебного кабинета (столы, стулья, шкафы), технических средств (слайдпроэктор, м\медийная приставка и проектор, экран), доски магнитной, учебной экспозиции «Живая старина Сибири», библиотеки, фотоаппарата.

Для выездов на объекты культурного наследия – базовые учебные площадки на памятниках краеведения и археологии Сибири.