Программа «Экология в игре»

По данной программе обучаются младшие школьники. Это период накопления знаний об окружающей среде и отношению к ней человека. Поэтому, учитывая высокий познавательный интерес детей к своему ближайшему природному и социальному окружению, необходимо развить чувства ребёнка, ввести знания, развить интерес.

 

При переходе ребёнка из дошкольного детства к обучению в школе учебная деятельность становится ведущей. Познания накапливаются и в области окружающего его мира. Ребёнок не перестает играть, но уже начинает больше мастерить своими руками, получая от этого огромное удовольствие.

 

Для обучающихся интересно творчество, поэтому одна из тем программы – работа с природным материалом (листья, цветы, коряги, шишки, камни и т.п.). Главная теоретическая тема первого уровня «Человек и мир», которая позволяет постепенно знакомиться с экологией как наукой о доме. Бывая на экскурсиях в саду, в сквере, на территории пришкольного участка обучающиеся ведут наблюдения за объектами и явлениями природы.

 

Экологические игры помогают легче усвоить новый материал. Различные головоломки, ребусы, шарады. Игры – это путь к познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, своих идеалов. В процессе игры школьники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи, уточняют, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, расширяют кругозор. Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость и отзывчивость, доверчивость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического воспитания и образования. 

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории - Беспалова Елена Николаевна.

Содержание программы

1-й год – Теория

- Введение. Знакомство с предметом. Инструктаж по тех. безопасности – 1 час.

- Общение с миром – 3 часа.

- Окружение вокруг нас – 3 часа.

- Обитатели живой природы – 3 часа.

 

Практика

1. Наблюдение в природе - 3 часа.

2. Экологический театр - 3 часа.

3. Экологические праздники, конкурсы, викторины - 3 часа.

4. Походы, экскурсии - 3 часа.

5. Экологические игры - 9 часов.

6. Работа с природным материалом, природоохранная деятельность - 3 часа.

Итого 36 часов.

 

2-й год – Теория

- Введение. Инструктаж по тех. безопасности – 1 час.

- По законам природы – 3 часа.

- Разнообразие форм жизни – 3 часа.

- Круговороты в природе – 3 часа.

- Многообразие животного мира – 3 часа.

- Многообразие растительных сообществ – 3 часа.

- Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья – 2 часа.

 

Практика

1. Наблюдение в природе - 8 часов.

2. Экологический театр - 4 часа.

3. Экологические праздники, конкурсы, викторины - 8 часов.

4. Походы, экскурсии - 10 часов.

5. Экологические игры - 18 часов.

6. Работа с природным материалом, природоохранная деятельность - 4 часа.

Итого 72 часа.

 

3-й год – теория

- Введение. Инструктаж по тех. безопасности – 1 час.

- Человек – существо разумное – 3 часа.

- Разум в природе, сходства и различия человека с животными −3 часа.

- Поведение в обществе и в природе – 3 часа.

- Религии разных народов – 3 часа.

- Охрана природы и сознание человека −3 часа.

- Роль человека в природе – 2 часа.

 

Практика

1. Наблюдение в природе - 4 часа.

2. Экологический театр - 8 часов.

3. Экологические праздники, конкурсы, викторины - 8 часов.

4. Походы, экскурсии - 8 часов.

5. Экологические игры - 22 часа.

6. Работа с природным материалом, природоохранная деятельность - 2 часа.

Итого 72 часа.

Цели программы

Цель программы пробудить у детей интерес и любовь к природе через экологические игры.

 

Задачи:

Обучающие - научить правильному поведению в природе и отношению к природе, научить осознавать себя как части системы «Природа-человек», сформировать представление о Земле как Доме для всех живущих на ней.

 

Развивающие (или метапредметные) – развить способность чувствовать и понимать живое, развить интерес к познанию природы через экскурсии, наблюдения, походы, исследования и опыты, развить образное мышление через экологические игры.

 

Воспитательные (или личностные) – воспитать в детях бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки, сформировать представления о месте человека в природе, стимулировать детскую любознательность.

Результат программы

Обучающиеся должны знать: сформированное представление о Земле как о Доме для всех, живущих на ней, о Природе и ее объектах. Понимать, что человек - часть природы, который в ответе за совершенные им поступки.

 

Обучающиеся должны уметь: осуществлять уход за растениями в учебном саду ДДТ им. В. Дубинина, теплицах сада, на пришкольном участке, в школе, своем дачном участке, в своём доме. Проводить наблюдения за состоянием компонентов природы домашних аквариумов, комнатных растений, домашних животных и т.д.

 

Личностные и метапредметные результаты:

  • активно проявляет интерес к познанию природы через экологические игры различного плана;
  • имеет осознанное внутреннее состояние и выражение собственных эмоций и чувств;
  • имеет осознанное понимание красоты природы и бережного к ней отношения;
  • может правильно выражать свои эмоции среди сверстников, в семье и в школе.

 

По окончании 3-го года обучения по программе «Экология в игре» обучающийся смогут:

• Принимать участие в практической деятельности по благоустройству школьной территории, опытно-практической работы в учебном саду, по восстановлению экосистем своей местности (дачные участки).

• Получить эмоциональный заряд, найти новых друзей среди людей.

• Принимать участие в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах и интеллектуальных играх.

Материально-техническая база

Главная материально-техническая база – это учебная лаборатория под открытым небом – экологический сад, территория которого имеет площадь 0,8 га, расположенный по адресу ул. Римского-Корсакова, 1а.

 

В саду находятся участки с плодовыми деревьями, овощными культурами, большой цветочной клумбой, стационарная отапливаемая теплица площадью более 50 кв. м, весенне-летняя теплица площадью 15 кв. м, летняя веранда – учебный класс, площадью 26 кв. м, что позволяет одновременно проводить занятия с группой 12-15 человек. Объекты живой и неживой природы как средства познания. У детей, которые занимаются в объединении «Экология Земли» имеется возможность проводить непрерывные наблюдения за объектами природы.

 

Техническое оснащение: аудио-, видео-, телеаппаратура, фотокамера, компьютер, другие технические средства.

 

Для выполнения образовательной программы имеется соответствующее каждой задачи необходимое методическое обеспечение: видео-, аудиозаписи, программы для ПК, авторские методические разработки, сценарии праздников и других мероприятий, методическая и учебная литература, учебные и методические пособия дидактический материал и т.д.

 

Просмотр видео фильмов проводится в учебном классе, просмотр мультимедийных презентаций проводится в лекционном классе школы 160 и в кабинете географии.

 

Наглядные пособия в виде таблиц, схем и дидактических материалов, частично изготавливаются самими обучающимися старшеклассниками.