Программа «Русские узоры»

На занятиях кружка росписи по дереву "Русские узоры" дети смогут освоить народное ремесло, которое рождает чувство удивления и восторга красотой народного искусства. Школьники принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными народными праздниками и обрядами. 

 

Основными формами проведения занятий являются практические занятия по росписи деревянных изделий, народные игры, конкурсы, выставки, мастер-классы.

Педагоги

Киселева Елена Александровна – педагог ДО высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея русской народной культуры «Горница» и кружков ДПИ.

Педагогический стаж: 36 лет.

Образование: высшее, Новосибирский педагогический институт; Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов" по программе "Дополнительное образование детей и взрослых".

 

Повышение квалификации:

· «Содержание и методика краеведения в современной школе» Муниципальное казённое учреждение дополнительное образование города Новосибирска «Городской центр развития образования» по дополнительной профессиональной программе, 2017 г.

· «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении» "Академия Образования Атон".

· Использование средств презентации в образовательном процессе и подготовка печатных материалов" Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования города Новосибирска "Городской центр информатизации "Эгида".

· «Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания» ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2018г.

  • "Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС", 2019 г.

 

 

Достижения учащихся:

· Соловьёва Полина: Диплом лауреата I степени международного интернет-конкурса «Чудо всюду», 2015 г.

· Мелихова Полина: Диплом лауреата II степени международного интернет-конкурса «Чудо всюду», 2016 г.

· Монахова Екатерина: Диплом I степени региональной выставки-конкурса "АРТ МОБИЛЕ-2016".

· Легинченко Анна: Диплом I степени Региональной выставки-конкурса "АРТ МОБИЛЕ-2018".

· Рожнова Марина: Диплом II степени Региональной выставки-конкурса "АРТ МОБИЛЕ-2018".

· Калинина Алёна: Диплом лауреата IV Открытого областного фестиваля-конкурса "День Сибири".

· Дарья: Диплом I степени Региональной выставки-конкурса "АРТ МОБИЛЕ-2019".

  • Колпащикова Елизавета: Диплом за 3 место в областном этапе Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества

    "Шедевры из чернильницы-2020″, посвящённого Году Памяти и Славы.

  • Калинина Алёна: Диплом за 3 место в областном этапе Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества"Шедевры из чернильницы-2020", посвящённого Году Памяти и Славы.

 

Достижения педагога:

· 2015 г.- Городской конкурс «Фотовзгляд» (Диплом лауреата), Международный интернет-конкурс «Чудо всюду» (Диплом лауреата I степени), Общероссийский конкурс «Я – музеевед!» (Диплом I степени).

· 2016 г. – Региональная выставка творческих работ «Профи» (Диплом), Городской конкурс «Школьный музей: от традиции к новациям» (Грамота за II место).

· 2017 г. – Городской конкурс «Музейный маршрут» (Диплом лауреата).

· 2018 г. – Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, посвящённый 100-летию системе дополнительного образования детей в номинации «Дидактические материалы» (Диплом III степени).

· 2019 г. – Выставка образовательных организаций, литературы и оборудования для учебного процесса «Учебная Сибирь» XV Региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых "Через прошлое к будущему". Номинация «Образование и традиционная культура. Воспитательный потенциал традиционной культуры» (малая медаль памяти М. Н. Мельникова).

 

Публикации:

В выпуске № 69 электронной газеты «Интерактивное образование» – официальном издании департамента образования мэрии города Новосибирска, опубликована статья "Специфика обзорной экскурсии для первого посещения школьного музея«.

http://io.nios.ru/articles2/87/5/specifika-obzornoy-ekskursii-dlya-pervogo-poseshcheniya-shkolnogo-muzeya

 

В выпуске № 81 электронной газеты «Интерактивное образование» опубликовано выступление на круглом столе с темой «Формы взаимодействия школьного музея и лагеря дневного пребывания в летний период» в рамках XV городской научно-практической конференции руководителей музеев и патриотических клубов образовательных организаций.

http://io.nios.ru/articles2/100/5/formy-vzaimodeystviya-shkolnogo-muzeya-i-lagerya-dnevnogo-prebyvaniya-v-letniy

 

Содержание программы

Разделы:

  1. Введение. Первичный инструктаж на рабочем месте. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
  2. Познавательные беседы о быте, традициях и обычаях русского народа.
  3. Иллюстративное-обзорное знакомство с изделиями народных мастеров.
  4. Изучение и анализ древних символов русского народа.
  5. Освоение простейших линейных орнаментов Мезени.
  6. Роспись бумажных и деревянных форм.
  7. Проектная деятельность.
  8. Народные игры, связанные с учебной тематикой.
  9. Подготовка и участие в традиционных народных праздниках и ярмарках.
  10. Экскурсии на выставки народных мастеров.

Тематическое планирование:

1. Введение. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Первичный инструктаж на рабочем месте. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

2. Воображаемое путешествие по Мезенскому краю.

3. Стихийные силы природы: вода, земля, воздух, огонь.

4. Древний годовой календарь.

5. Народный календарь.

6. Мезенские деревни.

7. Солярные знаки. Символ круга.

8. Символ круга. Символ солнца-красный конь.

9. Равноденствие.

10. Олень-любимое животное народов севера.

11. Птица в изделиях народных умельцев.

12. Древняя птица счастья.

13. Растительный мир Мезени.

14. Знаки плодородия.

15. Сказка про красу и весёлого Художника.

16. Что такое «бить баклуши».

17. Различные типы старинных кораблей.

18. Мезенская прялка-образ мироздания.

19. Изображение людей в мезенской росписи.

20. Мезенский всадник на коне.

21. Охотник с собаками.

22. Конь в упряжке.

23. Люди на прогулке.

24. Выставка работ. Игра-викторина.

25. Роспись прямоугольных изделий.

26. Роспись круглых изделий.

27. Роспись объёмных изделий.

28. Роспись объёмных изделий.

29. Роспись изделий по самостоятельно составленной композиции.

30. Роспись изделий по самостоятельно составленной композиции.

31. Презентация проектов.

32. Презентация проектов.

33. Ярмарка.

34. Ярмарка.

35. Экскурсия в музей декоративно-прикладного творчества.

Цели программы

  • Способствовать освоению техники росписи по дереву.
  • Совершенствовать художественный вкус учащихся.
  • Воспитывать нравственные и эстетические чувства, трудолюбие.
  • Развивать творческие способности школьников, воображение, речевую и коммуникативную культуру.

Задачи:

  • · Формировать практические навыки работы с разными материалами.
  • · Помочь учащимся преодолеть психологическую "зажатость".
  • · Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  • · Развивать фантазию, воображение, зрительное внимание, память, наблюдательность средствами народного искусства.
  • Развитие умения действовать творчески, реализовать свои возможности, вызывать положительный отклик окружающих, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;
  • · Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • · Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • · Развивать мелкую моторику детей.
  • · Знакомить детей с ремесленной терминологией; с видами народного искусства; воспитывать культуру поведения

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • русские народные ремёсла, элементарные орудия труда;
  • основные приёмы росписи деревянных изделий;
  • русские народные традиции.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно включатся в творческий процесс;
  • проектировать свою деятельность;
  • применять знания об общественных нормах поведения;
  • понимать чувства людей и сопереживать им;
  • позитивную творческую социализацию.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • умение вносить необходимые коррективы;
  • умение планировать работу и определять последовательность действий;
  • адекватное использование навыков работы с разным материалом для планирования и регуляции своей деятельности;
  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
  • самостоятельно включаться в творческую деятельность;
  • осуществлять выбор применения своих навыков в зависимости;
  • осознанного и произвольного использования практических навыков;
  • способность допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • адекватного использования речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Особые условия проведения

Учащиеся программы должны обладать навыками самообслуживания, соответствующие 6 летнему возрасту.

Материально-техническая база

Отдельный кабинет, рабочие столы, стулья, гуашевые и акриловые краски, наборы кисточек, лак акриловый,  клей ПВА, наждачная бумага, учебно-методический материал : С.К. Жегалова "Русская народная живопись", Г.Н. Костина "Мастерская мезенской росписи", Г.Н. Костина "Мастерская ракульской росписи".