Эколого-биологический клуб «Юный натуралист»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Природа и мы» имеет эколого-биологическую направление. Она помогает ребёнку глубже ощутить связь с миром живого и позволяет раскрыть и реализовать огромный психолого-педагогический потенциал такого взаимодействия.

 

Занятия по программе помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него лично, зависит состояние окружающей среды. Именно поэтому большое внимание уделяется практической деятельности детей, формированию активной жизненной позиции.

 

Программа «Природа и мы» направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на его общее развитие: умение самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире, эмоционально сопереживать, умение вести соответствующие наблюдения, сравнивать и обобщать их, выяснять взаимосвязи и взаимоотношения между природой и человеком. Программа направлена на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое развитие детей.

Педагоги

Красильников Анатолий Александрович, педагог дополнительного образования. педагогический стаж 4 года.

Анатолий Александрович в 1992 году окончил НГАУ по специальности "Ветеринария". В 2018 году прошел профессиональную переподготовку В ООО "Центр непрерывного образования и инноваций" по специальности "Педагогическое образование: педагог дополнительного образования".

 

Курсы повышения квалификации:

  • 11 января 2017 по 17 мая 2017 г., НИПКиПРО по программе "Интеграция общего и дополнительного образования как условие перехода на ФГОС";
  • январь 2019 г., Академия образования "АТОН" по программе "Оказание первой доврачебной помощи сотрудникам и посетителям учреждения".

Содержание программы

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (9 часов в неделю, 288 часов в год). Программа разработана на 3 года обучения и предполагает 3 уровня освоения данной программы:

 

Стартовый уровень (1 год обучения)

  • Введение в образовательную программу. Ознакомительное занятие – 3 ч.
  • Аквариумистика – 87 ч.
  • Террариумистика – 36 ч.
  • Птицы – 27 ч.
  • Грызуны – 51 ч.
  • Растения – 57 ч.
  • Юный исследователь – 18 ч.
  • Экология – 9 ч.

Всего: 288 ч.

Базовый уровень (2 год обучения)

  • Введение в образовательную программу. Ознакомительное занятие – 3 ч.
  • Аквариумистика – 153 ч.
  • Террариумистика – 33 ч.
  • Птицы – 52 ч.
  • Растения – 36 ч.
  • Юный исследователь – 9 ч.
  • Экология – 9 ч.

Всего: 288 ч.

Продвинутый уровень (3 год обучения)

  • Введение в образовательную программу. Ознакомительное занятие – 3 ч.
  • Аквариумистика – 153 ч.
  • Террариумистика – 33 ч.
  • Птицы – 51 ч.
  • Растения – 24 ч.
  • Юный исследователь – 15 ч.
  • Экология – 9 ч.

Всего: 288 ч.

Данная программа включает в себя следующие разделы:

Аквариумистика

Изучение правил содержания рыб, растений, создание биологического баланса, дизайнаи в итоге самостоятельного подводного мира – это поистине захватывающее занятие. К тому же занятие аквариумистикой подталкивает к изучению не только биологии, но и физики, химии, географии, ветеринарии.

Террариумистика

Террариумистика всегда обычно тесно связана с аквариумистикой и включает в себя содержание насекомых, моллюсков, членистоногих, рептилий. Содержание любого из этих животных – это не только создание нужных условий, но и наблюдение, исследование, поиск лучших кормовых объектов, подбор кормов.

Содержание грызунов и птиц

Грызуны и птицы чаще других встречаются в наших домах, как любимые питомцы. В клубе ребёнок может найти себе наиболее интересного питомца и участвовать в его содержании, социализации, обогащении среды обитания.

Растения

Изучение комнатных растений, растений, произрастающих в нашей местности, и использование их полезных свойств в жизни; полевые выезды для сбора березового сока и растений, нужных для животных живого уголка.

Экология

Организация и участие в экологических акциях.

 

Отличительными особенностями данной программы:

  • Связь теории и практики посредством непосредственного контактаобучающихся с питомцами живого уголка. Во время проведения занятий дети имеют возможность кормить животных, держать их в руках, наблюдать за ними. Обучающиеся приучаются наблюдать за поведением животных и птиц, рассматривать их внешний вид, окраску, сравнивать и подмечать характерные особенности. 
  • Усиление познавательной активности обучающихся за счет организации поездок с целью изучения видового разнообразия животного и растительного мира в Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило и Центральный сибирский ботанический сад СО РАН. 
  • Проведение интегрированных занятий совместно с другими объединениями Дома творчества, образовательными учреждениями района для популяризации знаний в эколого-биологической сфере. 
  • Организация исследовательской деятельности в экологическом направлении. 
  • Участие в конкурсной деятельности различного уровня по аквариумистике и другим разделам программы.

Цели программы

Цель программы - формирование экологической культуры личности, умеющей понимать и ценить окружающий мир, посредством организации исследовательской деятельности.

 

Задачи программы:

Личностные:

  • сформировать представление о правилах и особенностях содержания большинства домашних животных.

Образовательные:

  • обучить детей правильному оформлению аквариума, террариума, обогащению среды обитания питомцев, дизайну согласно природным и биологическим особенностям животных.

Метапредметные:

  • развить умения наблюдать, проводить эксперименты, логически мыслить, участвовать в обсуждении;
  • обучить детей умению самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

  • В области метапредметных результатов умеют логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, работать с информацией, ставить эксперимент, проводить наблюдения, делать выводы. 
  • В области личностных результатов проявляют бережное отношение к окружающей среде, людям и животным. 
  • В области предметных результатов знают основные экологические термины, понятие «природоохранная акция», значение зеленых насаждений для человека; умеют оформлять аквариум, террариум, клетку, учитывая биологические особенности домашних и декоративныхживотных; обогащать среду обитания, ухаживать за питомцами, подсчитывать экономическую составляющую содержания; умеют вести соответствующие наблюдения, сравнивать и обобщать их,выяснять взаимосвязи и взаимоотношения между природой и человеком.

 

Формой подведения итогов реализации данной программы является итоговая аттестация, которая содержит 25 вопросов по освоенному материалу.

Материально-техническая база

Оборудование:

- Аквариумы.

- Компрессоры.

- Фильтры.

- Светильники.

- Грязеочистители (сифоны).

- Отсадники (мелкие аквариумы).

- Грунты для аквариумов.

- Грунты для комнатных растений, дренаж.

- Лупы.

- Стеллажи.

- Книги, плакаты.

- Сачки для аквариумов.

- Школьные микроскопы.

- Шланги.

- Гербарные образцы растений.

- Пинцеты.

- Террариумы стеклянные.

- Контейнера от 3 до 65 литров.

- Клетки для птиц и грызунов.

- Горшки для комнатных растений.

- Скребки, совки для чистки клеток.

- Аквариумные рыбы, растения; комнатные растения, различные питомцы живого уголка.