Программа «Фольклорный ансамбль»

Программа разработана на основе принципов народной педагогики, а также современных теорий и технологий в области педагогики и народного искусства с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников. Она направлена на духовное развитие личности ребёнка в процессе освоения народного искусства и культуры.

 

Изучение культурного наследия помогает учащемуся осознать духовный опыт народа, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря воспитывается патриотизм, коллективизм, сплочённость, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе. Народное искусство есть само творчество, предполагающее естественное развитие ребёнка на всех этапах обучения.

 

Дошкольная пора – старт к развитию личности, во многом определяющая жизненный дальнейший путь человека, начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, становления начальных отношений с ведущими сферами бытия – обществом, природой и с собственным внутренним Я. Именно в возрасте 4-6 лет дети легко воспринимают информацию, и их память долго хранит те знания, которые они получили из окружающего их мира. Именно в этом возрасте в детях можно пробудить и развить те качества, которые дадут свои плоды через несколько лет.

 

Хоровое пение – одно из главных средств воспитания детей. В процессе хоровых занятий развивается " чувство локтя", общей ответственности за дело. Сопереживание одних и тех же образов, настроений, чувств, заложенных в произведении, усиливает воздействие музыки на каждого. Совместные занятия учащихся с разным уровнем способности в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в музыкальном, эстетическом развитии ребёнка, так и в воспитательной работе вообще.

 

Актуальность программы обусловлена рядом причин:

· общедоступность хорового пения (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания);

· адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства;

· особая доступность хорового искусства для восприятия в силу синтеза слова и музыки.

 

Обучение по программе способствует развитию детей в коллективной деятельности, т. к. ребёнок раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить. Участие в общем деле формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество голоса и слуха, певческие умения и навыки), так и поведенческие. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества, музыкальная деятельность переключает внимание ребёнка на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива.

 

Обучение ведется преимущественно в игровой форме. Основные игры – обучающие и направлены на развитие: звуковысотного интонирования, дыхания, ритмического чувства, наблюдательности, внимания, мышления, фантазии, воображения, речи, координации движений, творческих способностей, артистизма.

Педагоги

Штанг Наталья Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 23 года.

Образование: высшее. Окончила в 1997 году Новосибирский областной колледж культуры и искусств, присвоена квалификация руководитель (преподаватель) народного хора, преподаватель сольфеджио. Окончила в 2002 году Омский государственный университет, присуждена квалификация Художественный руководитель народного хора, преподаватель по специальности "Народное художественное творчество".

Ефремов Геннадий Анатольевич – концертмейстер высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 42 года.

Образование: среднее специальное. В 1986 году окончил АГИК, специальность –культурно–просветительская работа, квалификация – руководитель самодеятельного коллектива. В 1977 году окончил Новосибирское музыкальное училище, специальность – баян, квалификация – преподаватель ДМШ, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов.

Содержание программы

1 год обучения:

Вокально-хоровая работа – 72 часа: учебно-тренировочный материал (30 часов), работа по постановке голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков(42 часа).
Музыкально-ритмические движения – 24 часа.
Игровые и творческие задания – 24 часа.
Игра на детских музыкальных инструментах – 12 часов.
Итого 132 часа.

 

2 год обучения:

Вокально-хоровая работа – 72 часа: учебно-тренировочный материал (30 часов), работа по постановке голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков(42 часа).
Музыкально-ритмические движения – 24 часа.
Игровые и творческие задания – 24 часа.
Игра на детских музыкальных инструментах – 12 часов.
Итого 132 часа.

 

3 год обучения:

Вокально-хоровая работа – 72 часа: учебно-тренировочный материал (30 часов), работа по постановке голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков(42 часа).
Музыкально-ритмические движения – 24 часа.
Игровые и творческие задания – 24 часа.
Игра на детских музыкальных инструментах – 12 часов.
Итого 132 часа.

Цели программы

Цель:

Создание условий для активизации природных творческих задатков каждого ребенка и воспитание устойчивого интереса к хоровому и сольному исполнительству.

 

Обучающие задачи:

  • формирование вокально-хоровых навыков; (певческая установка, четкая дикция, певческое дыхание, естественное звукоизвлечение);
  • способствовать развитию исполнительского потенциала, музыкальных способностей детей, навыков певческой эмоциональности и выразительности.

 

Развивающие задачи:

  • способствовать формированию слушательской и исполнительской культуры детей дошкольного возраста;
  • развитие музыкальной памяти, формирование вокальной артикуляции;
  • расширение диапазона голоса.

 

Воспитательные задачи:

  • развитие навыков совместной деятельности в коллективе;
  • воспитание организованности, внимания, ответственности за коллективное творчество;
  • формирование общей культуры личности ребенка.

 

 

Результат программы

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

1 год обучения:

  • отличие звуков по высоте и длительности;
  • простые попевки и песенки, предусмотренные программой.

2 год обучения:

  • как правильно брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами;

  • предусмотренный программой песенный репертуар;

  • как правильно формировать гласные звуки во время пения;

  • приемы освобождения от психологической и физической скованности в обстановке группового общения.

3 год обучения:

  • основы сценической культуры;
  • предусмотренный программой песенный репертуар.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

1 год обучения:

  • петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, выразительно;
  • во время пения сохранять правильную певческую установку;
  • брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  • петь простые попевки и песенки, с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 нотах;
  • внятно произносить слова;
  • различать на слух правильное и неправильное пение;
  • вместе начинать и заканчивать пение;
  • вспоминать и петь выученную песню;
  • петь с группой и самостоятельно;
  • слушать музыкальное произведение до конца, воспринимать то, о чем рассказывает музыка;
  • сопоставлять характеры разных музыкальных построений;
  • различать средства музыкальной выразительности.

 

2 год обучения:

  • применять коммуникативные навыки игрового и учебного взаимодействия;
  • петь естественным голосом, без напряжения, выразительно, сохраняя правильную певческую установку;
  • брать дыхание правильно перед началом пения, между музыкальными фразами;
  • правильно формировать гласные звуки во время пения;
  • внятно произносить текст исполняемого произведения;
  • петь попевки и песенки с точным интонированием мелодии в пределах квинты;
  • петь согласованно в ансамбле, вместе начиная и заканчивая пение;
  • петь группой и самостоятельно.

 

3 год обучения:

  • выразительно петь без напряжения, плавно, напевно, легким, подвижным звуком;
  • брать дыхание между музыкальными фразами, перед началом пения, не поднимать плечи, стараться держать дыхание до конца фразы;
  • отчетливо произносить слова, правильно передавать гласные звуки;
  • отчетливо произносить согласные в конце слова;
  • правильно передавать мелодию;
  • одновременно начинать и заканчивать пение, петь громко и тихо, в разных темпах, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабевая звучание;
  • точно выполнять ритмический рисунок;
  • петь согласованно в пределах ре – си 1 октавы, прислушиваясь к голосам других.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коммуникативность, навыки совместной деятельности в коллективе;
  • организованность;
  • внимание;
  • ответственность за коллективное творчество;
  • музыкальная память;
  • общая культура личности ребенка.

 

 

 

 

Особые условия проведения

Дети должны обладать комплексом музыкально-слуховых и психофизических возможностей.

Материально-техническая база

- Учебные аудитории для групповых занятий с фортепиано, баяном;

- учебные пособия;

- шумовые народные инструменты;

- народные костюмы для выступлений;

- звукотехническое оборудование: DVD - проигрыватель и телевизор.