Программа «Гитара»

Гитара – инструмент с особой историей и отличной от многих академических инструментов судьбой: это один из самых популярных инструментов в быту и на эстраде и, в то же время, один из самых сложных для освоения. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности.

 

Несколько простых аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. И это не случайно – современные средства коммуникации активно пропагандируют разнообразные стили и направления музыкальной культуры. Не последнее место в этом информационном потоке занимает гитара во всем ее многообразии. Это и джаз, и рок, и классическая гитара. Безусловно, что этот музыкальный поток оказывает огромное влияние на формирование интересов и вкусов детей.

 

Популярность гитары, а также желание играть на ней легко, убедительно и красиво приводит детей в школы искусств. Формирование исполнительской культуры современного гитариста является сложным многогранным процессом. Он включает в себя скрупулезную работу в различных направлениях на всех этапах обучения и должен носить развивающий характер.

 

Основные направления деятельности по формированию исполнительской культуры учащегося-гитариста это: развитие общей культуры личности, интеллектуальное развитие; развитие музыкальных способностей; формирование исполнительских умений. Основной педагогической задачей считается не столько воспитание яркого музыканта-профессионала, а, прежде всего, формирование у ребенка желания музицировать, которое он, по возможности, должен пронести через всю свою жизнь.

Педагоги

Чиченин Андрей Валерьевич, педагог дополнительного образования.

 

Повышение квалификации:

- НИПКиПРО «Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта» с 19.03.2018 по 25.04.2018 (72 часа).
- Курс АНО ДО СПН «Первая помощь» «Первая помощь взрослым и детям», 16 часов, ноябрь 2017 г.

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: гитара, сольфеджио, музыкальная литература, хор.

Срок реализации программы – 5 лет.

 

Первый год обучения (4 часа в неделю):

  1. Гитара – 2 часа.
  2. Сольфеджио – 1 час.
  3. Хор – 1 час.

 

Второй год обучения (5 часов в неделю):

  1. Гитара – 2 часа.
  2. Сольфеджио − 1 час.
  3. Музыкальная литература - 1 час.
  4. Хор – 1 час.

 

Третий год обучения (5 часа в неделю):

  1. Гитара – 2 часа.
  2. Сольфеджио − 1 час.
  3. Музыкальная литература - 1 час. 
  4. Хор – 1 час.

 

Четвёртый год обучения (5,5 часов в неделю):

  1. Гитара – 2 часа.
  2. Сольфеджио − 1,5 часа.
  3. Хор – 1 час.
  4. Музыкальная литература – 1 час.

 

Пятый год обучения (5,5 часов в неделю):

  1. Гитара – 2 часа.
  2. Сольфеджио − 1,5 часа.
  3. Хор – 1 час.
  4. Музыкальная литература – 1 час.


Содержание учебного предмета «Гитара»:

В процессе занятий на классической гитаре учащийся овладевает техническими приемами игры на этом инструменте (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), учится правильно понимать характер исполняемых произведений;
овладение учащимся техникой игры на гитаре способствует лучшему слышанию аккомпанемента при его игре на инструменте, и, как следствие, лучшей согласованности звучания. Знакомство с классической гитарой развивает слух,
внимание, мелкую моторику, способствует хорошей учебе и позволяет лучше разбираться в музыке.

 

Содержание учебного предмета «Сольфеджио»:

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

 

Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

 

Содержание учебного предмета «Музыкальная литература»:

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

 

Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета «Хор»:

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности. Помимо этого идет активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества.

Цели программы

Цель программы – развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на шестиструнной гитаре произведения различных жанров и форм.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

Воспитательные:

  • привить обучающимся интерес к музыкальному искусству в целом и в частности к гитарному исполнительскому искусству;
  • сформировать критический подход к выбору музыкального материала для самостоятельного творчества;
  • привить желание трудиться с целью повышения исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • обогатить слуховой опыт и расширить кругозор в области музыкального исполнительского искусства;
  • сформировать и развить музыкальное мышление;
  • выявить творческие способности обучающегося в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на шестиструнной гитаре.

Образовательные:

  • овладеть знаниями, умениями и навыками игры на шестиструнной гитаре;
  • спроецировать сформированный интерес к музыкальному искусству на приобретение исполнительских навыков;
  • сформировать у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Метапредметные:

  • развить позитивное отношение к занятиям, уверенность в своих силах;
  • развить творческий потенциал, как основу дальнейшего становления личности.

Социально-педагогическая:

  • повысить занятость детей в свободное время, организовать полноценный досуг.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные исторические сведения об инструменте;
  • конструктивные особенности инструмента;
  • элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • основы музыкальной грамоты;
  • систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре;
  • функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно настраивать инструмент;
    самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
  • уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений,
  • необходимый для ансамблевого музицирования;
  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху;
  • приобрести навык публичных выступлений.

Особые условия проведения

Наличие музыкального инструмента (гитары).

Материально-техническая база

Учебное помещение: класс для индивидуальных занятий.

 

Материально-техническое обеспечение:

1. Разноразмерные инструменты (гитары). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого обучающегося. Традиционно, рекомендации выглядят следующим образом:
- Гитара 1/2 – для детей 6-9 лет.

- Гитара 3/4 – для детей 8-11 лет.

- Гитара 7/8 – для невысоких подростков с маленькими руками.

- Гитара 4/4 – полноразмерная гитара для крупных подростков и старше.

2. Разноуровневые подставки под ноги или суппорты (устройства, позволяющие играть в классической посадке без использования подставки под ногу и держать ноги на одном уровне).
3. Гитарные чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
4. Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
5. Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.

 

Педагогические технологии:

Процесс обучения протекает с учетом индивидуальных психических особенностей обучающегося, его физических данных. В начале каждого полугодия педагог составляет для обучающегося индивидуальный план, в котором учитывается индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

 

В репертуар включаются произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.

 

Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у ребенка уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала применяются различные варианты – штриховые, динамические, ритмические и т.д.