Программа «Дзюдо»

В послании президента Российской Федерации Федеральному собранию, отмечалась необходимость создания условий молодым поколениям потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Занятия дзюдо повышают физическую подготовленность, воспитывают характер и закладывают у занимающихся основы здоровья, а также формируют потребность в здоровом образе жизни.

 

Для развития дзюдо необходимо привлечение наибольшего количества занимающихся, что позволит не только отобрать среди них наиболее способных для спортивного совершенствования, но и окажет на всех занимающихся оздоровительный и воспитательный эффект.

 

Разработка настоящей программы осуществлялась с учетом социальной значимости в формировании личности гражданина и патриота, дзюдо является олимпийским видом спорта

 

Программа охватывает всю систему подготовки дзюдоистов и делится на две части: теоретическую и практическую.

 

Программа предназначена для тренеров и руководителей учреждений дополнительного образования и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Учебно-тренировочный процесс планируется на основе программы, учебного плана и годовых графиков расчета учебных часов с учетом возраста, функциональной и психологической подготовки.

 

При разработке содержания программы учитывалось «Положение о порядке аттестационной деятельности по присвоению квалификационных степеней КЮ и ДАН в дзюдо» Содержание учебного материала также планировалось в зависимости от дополнений к судейским правилам Международной Федерации дзюдо (для соревнований юношей и девушек до 14 лет). В материалы программы вошли тесты по общей и специальной подготовленности для дзюдоистов.

 

На теоретических занятиях, которые рекомендуется проводить в форме бесед, занимающиеся получают знания по анатомии, физиологии, гигиене, врачебному контролю, технике и тактике борьбы, методике обучения самостраховке, а также необходимые знания для будущей инструкторской и судейской практики по дзюдо.

Педагоги

Андреев Александр Вячеславович, тренер-преподаватель, первая категория.
Преподаваемые дисциплины: дзюдо.
Общий стаж: 11 лет / Педагогический стаж: 10 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, «Физическая культура», 2007 г.
Специальность и квалификация по диплому: педагог по физической культуре.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

- 01-10 апреля 2019 г. 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

 

Вяткин Виталий Викторович, тренер-преподаватель, высшая категория.
Преподаваемые дисциплины: дзюдо.
Общий стаж: 8 лет / Педагогический стаж: 7 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, «Физическая культура», 2007 г.
Специальность и квалификация по диплому: педагог по физической культуре.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

- 01-10 апреля 2019 г. 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

 

Вяткина Ольга Геннадьевна, тренер-преподаватель, высшая категория.
Преподаваемые дисциплины: дзюдо.
Общий стаж: 21 лет / Педагогический стаж: 10 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, «Физическая культура», 2004 г.
Специальность и квалификация по диплому: педагог.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

 

Дергилев Даниил Валерьевич, тренер-преподаватель, первая категория.
Преподаваемые дисциплины: дзюдо.
Общий стаж: 21 лет / Педагогический стаж: 11 год.

Уровень образования: высшее, СГАПС, «Экономика и управление на транспорте», 1994 г.
Специальность и квалификация по диплому: инженер-экономист.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».
- 01-10 апреля 2019 г. 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».


Профессиональная переподготовка:

- НИПКиПРО, «физическая культура», 2011 г.

 

Кирсанов Андрей Владимирович, тренер-преподаватель, первая категория.
Преподаваемые дисциплины: дзюдо.
Общий стаж: 19 лет / Педагогический стаж: 17 лет.

Уровень образования: среднее проф., НКОР, «Физическая культура», 2011 г.
Специальность и квалификация по диплому: педагог по физической культуре и спорту.

 

Повышение квалификации:

- 10-25 мая 2018, 108 часов, НИПКиПРО «Современные подходы к преподаванию по дополнительным программам в области физической культуры и спорта».

Содержание программы

Физкультурно-спортивный центр организует работу с учащимися в течении учебного года. В каникулярное время организует отдых учащихся в спортивно-оздоровительных лагерях круглосуточным или с дневным пребыванием.

 

Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель занятий непосредственно в условиях физкультурно-спортивного центра.

 

С увеличением общего годового объема тренировочных часов по годам обучения, изменяется и соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней спортивной подготовки.

 

План подготовки на 46 недель учебно-тренировочных занятий в ФСЦ "Лидер".

 

Этап начальной подготовки 1 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (9 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (129 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (7 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (83 ч.).
  5. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (2 ч.).

Общее количество часов: 230 часов.

 

Этап начальной подготовки 2 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (11 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (141 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (14 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (104 ч.).
  5. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (6 ч.).

Общее количество часов: 276 часов.

 

Этап начальной подготовки 3 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (11 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (127 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (22 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (110 ч.).
  5. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (6 ч.).

Общее количество часов: 276 часов.

 

Этап начальной подготовки 4 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (11 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (115 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (28 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (116 ч.).
  5. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (6 ч.).

Общее количество часов: 276 часов.

 

Тренировочный этап 1 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (22 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (138 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (111 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (248 ч.).
  5. Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (33 ч.).

Общее количество часов: 552 часа

 

Тренировочный этап 2 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (27 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (117 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (116 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (248 ч.).
  5. Участие в соревнованиях,инструкторская и судейская практика (44 ч.).

Общее количество часов: 552 часа

 

Тренировочный этап 3 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (29 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (141 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (162 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (338 ч.).
  5. Участие в соревнованиях,инструкторская и судейская практика (66 ч.).

Общее количество часов: 736 часов

 

Тренировочный этап 4 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (33 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (157 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (182 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (382 ч.).
  5. Участие в соревнованиях,инструкторская и судейская практика (74 ч.).

Общее количество часов: 828 часов

 

Тренировочный этап 5 год:

  1. Теоретическая, психологическая подготовка (33 ч.).
  2. Общая физическая подготовка (141 ч.).
  3. Специальная физическая подготовка (182 ч.).
  4. Технико-тактическая подготовка (389 ч.).
  5. Участие в соревнованиях,инструкторская и судейская практика (83 ч.).

Общее количество часов: 828 часов

Цели программы

Система подготовки дзюдоистов предусматривает постановку цели, прогнозирование спортивных достижений, моделирование уровня подготовленности дзюдоистов и его реализацию в соревновательной деятельности, планирование системы тренировочных занятий и соревнований, а также факторов, усиливающих их эффективность.

 

Настоящая программа по дзюдо предусматривает планирование материала для изучения на нескольких этапах: этапе начальной подготовки (НП)-4 года, тренировочном этапе (Т)-5 лет.

 

Этап начальной подготовки (НП). В группы начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься дзюдо и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики дзюдо, ставятся задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям дзюдо.

 

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники по виду спорта «дзюдо»;

- всестороннее гармоничное развитие психо-физических качеств;

- укрепление здоровья;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшей спортивной подготовки.

 

Тренировочный этап (Т) содержит две отдельные составляющие: этап начальной специализации (до 2 лет занятий); этап углубленной тренировки (свыше двух лет обучения). Коллектив занимающихся формируется на конкурсной основе из учащихся достигших 11-летнего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, выполнившие приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке, выполнившие нормативные требования второго юношеского спортивного разряда. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

 

На тренировочном этапе подготовки ставятся следующие задачи:

- повышение уровня общей физической и специальной физической подготовки, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «дзюдо»;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья.

 

Этап начальной спортивной специализации (Т)-до 2 лет обучения.

Задачи и преимущественная направленность подготовки:

- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

- овладение основами техники и тактики дзюдо;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях.

 

Этап углубленной тренировки (Т)-свыше двух лет обучения.

Задачи и преимущественная направленность подготовленности:

- совершенствование техники и тактики дзюдо;

- развитие специальных физических качеств;

- повышение уровня функциональной подготовленности;

- освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

- накопление соревновательного опыта;

- сохранение здоровья.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю развития дзюдо;
  • основы философии и психологии спортивных единоборств;
  • место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
  • основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
  • основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила дзюдо, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по дзюдо);
  • федеральные стандарты спортивной подготовки по дзюдо;
  • общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
  • необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
  • гигиенические знания, умения и навыки;
  • режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
  • основы спортивного питания;
  • требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
  • требования техники безопасности при занятиях дзюдо.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: 

 

В области общей и специальной физической подготовки:

  • освоение комплексов физических упражнений;
  • развитие физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на их способностях и их гармоничное сочетание применительно к специфике дзюдо;
  • укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств.

В области избранного вида спорта (дзюдо):

  • овладение основами техники и тактики дзюдо;
  • приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
  • развитие и совершенствование психо-физических качеств;
  • повышение уровня функциональной подготовленности;
  • освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоении спортивных разрядов и званий по дзюдо;
  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
  • навыки сохранения собственной физической формы.

В области технико-тактической и психологической подготовки:

  • освоение основ технических и тактических действий по дзюдо;
  • овладение необходимым уровнем автоматизированного реагирования на действия соперника;
  • освоение различных алгоритмов технико-тактических действий;
  • приобретение навыков анализа спортивного мастерства соперников;
  • умение адаптироваться к тренировочной (в том числе, соревновательной деятельности);
  • умение преодолевать предсоревновательные и соревновательные факторы, воздействующие на психологическое состояние спортсмена;
  • умение концентрировать внимание в ходе поединка.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коллективизм, который в свою очередь охватывает качества: товарищество, взаимопомощь, доброжелательность, заботу, дружелюбие и т.д.;
  • дисциплинированность, включающую в себя качества:
  • точность, честность, скромность, уважительность;
  • общественная активность;
  • трудолюбие, которое в свою очередь охватывает качества – творчество. новаторство. мастерство, бережливость и др.;
  • принципиальность, включающую в себя убежденность, энтузиазм и др.;
  • гуманизм, патриотизм, интернационализм.

Особые условия проведения

На этап Начальной подготовки (НП) зачисляются учащиеся образовательных учреждений (7-10 лет), желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача физкультурно-спортивного диспансера. Продолжительность этапа 4 года.

 

На Тренировочный этап группы формируются из учащихся(11-17 лет), проявивших способности к дзюдо. прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по ОФП и специальной подготовке,выполнившие нормативные требования второго юношеского спортивного разряда. и имеющие письменное разрешение врача физкультурно-спортивного диспансера. Продолжительность этапа 5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнении учащимися контрольно- переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

 

Материально-техническая база

Материально-техническая база спортивного центра соответствует целям и задачам Учреждения.

Состояние материально-технической базы и содержание здания соответствует требованиям СанПин, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

 

Каждый корпус оснащен системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), системой пожарного мониторинга и кнопкой экстренного вызова полиции (КТС).

 

Учебно-тренировочный процесс осуществляется в залах борьбы:

- зал борьбы № 1 – 275 м2;
- зал борьбы № 2 – 118 м2.

 

В залах борьбы имеются бактерицидные излучатели (рециркуляторы). Все залы оборудованы и оснащены спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии со спецификой вида спорта. Имеется инвентарная комната для хранения мелкого спортивного инвентаря.

 

Информационное обеспечение:

1. Андреев В.М., Матвеева Э.А., Сытник В.И. Определение интенсивности тренировочной нагрузки в борьбе дзюдо // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1974. – с. 13-16.

2. Велитченко В.К. Физкультура без травм. – М.: Просвещение, 1993. 128 с.

3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002. с.140 – 142.

4. Добровольский В.А. Профилактика повреждений, патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1987. – 206 с.

5. Европейская спортивная политика. Документы / Под ред. В.Б. Шестакова, Р. Р. Вайгартнера. – М., С. 13-20.

6. Ерегина С.В., Свищев И.Д., Соловейчик С.И., Шишкин В.А., Дмитриев Р.М., Зорин Н.Л., Филиппов Д.С. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2006.

7. Информационный справочник на 2005 год. Федерация дзюдо России, Национальный союз дзюдо. –М.: СпортУниверГрупп, 2005.

8. Коблев Я.К., Письменский И.А., Чермит К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990.

9. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1976.

10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – Физкультура и спорт, 1977.

11. Матвеева Э.А., Сытник В.И. Методика определения средней частоты сердечных сокращений у борцов дзюдо во время выполнения тренировочных и соревновательных упражнений // Спортивная борьба: Ежегодник. – М., 1973.

12. Меньшиков В.В., Волков Н.И. Биохимия: Учебник для ин-тов физ. Культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976.

13. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта: Документы и материалы (1999-2004) / Авторы-составители П.А. Рожков. П.А. Виноградов, В.П. Моченов – М.: Советский спорт, 2004.

14. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ / Составители В.Г. Бауэр. Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова. – М., 1995.

15. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ: Методические рекомендации. – М.: Советский спорт, 2003.

16. Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка дзюдоистов. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

17. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2005.

18. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные, правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Автор-составитель А.В. Царик. – 2-е изд., доп. И испр. – М.: Советский спорт, 2003.

19. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов. – М.: Физкультура и спорт, 1979.