Программа «Художественная обработка бумаги»

Оригами – древнее искусство складывания бумажных фигурок. Появление оригами тесно связано с изобретением техники изготовления бумаги в Китае, но наибольшее распространение получило в Японии и стало значимой частью культурного наследия этой страны.

 

Подарок, сделанный в технике оригами, – это всегда просто и оригинально, главное достоинство в том, что из простого квадрата бумаги можно сделать буквально все. А тот человек, который складывает, превращается в творца, волшебника, кудесника.

 

В оригами основой складывания могут быть различные фигуры: треугольник, прямоугольник, многоугольники, круг – фигурки из квадрата. Также в начале пути освоения техники оригами необходимо ознакомиться с международной системой обозначений действий на чертежах-схемах. Благодаря этой системе, которую создал японский оригамист Акира Есидзава, оригамисты всего мира без проблем могут использовать чертежи фигурок, сконструированных авторами, живущими в разных уголках планеты и говорящими на разных языках.

 

Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком и раскрывает перед детьми творческие возможности, предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала.

Педагоги

Макарова Юлия Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Общий стаж: 16 / Педагогический стаж: 16 лет.

 

Уровень образования: высшее, НГПУ.
Направление подготовки и/или специальности: педагогика и методика начального образования / учитель начальных классов.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО «Совершенствование профессионального мастерства ПДО с учётом требований профессионального стандарта», 2017 г.
  • АНО ДПО УПЦ «Проект-5» по теме: «Оказание первой помощи», 2017 г.

Содержание программы

Режим работы:

  • 1 год обучения – 4 часа в неделю 144 часа в год (1 ступень).
  • 2 год обучения – 6 часов в неделю 216 часов в год (1 ступень).
  • 3 год обучения – 6 часов в неделю 216 часов в год (2 ступень). 
  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Аппликация.
  3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
  4. Оригами.
  5. Творческая работа.

Цели программы

Выявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности при работе с бумагой и картоном.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • умение самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • умение самостоятельно изготавливать изделие (по шаблону, рисунку, замыслу);
  • умение изготавливать объемные игрушки-сувениры из бумаги по инструкционным картам, схемам с учетом правил рациональной организации рабочего места и времени;
  • умение экономно использовать материалы;
  • умение контролировать правильность выполнения работы.

Развивающие:

  • речь, обогащая словарный запас, способствуя овладению выразительными свойствами языка;
  • навыки анализа, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации;
  • навыки самоанализа и самооценки;
  • глазомер, мелкую моторику рук;
  • пространственное воображение, фантазию;
  • чувство цвета, гармонии, композиции.

Воспитывающие:

  • художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное;
  • чувства меры, аккуратности, правильного представления о цветовом соотношении;
  • дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие при выполнении длительных по времени работ;
  • ответственность, настойчивость, самостоятельность, деловые качества, от которых зависит мотивация достижения успехов;
  • чувство прекрасного, эстетический вкус;
  • коммуникативные навыки.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • основу материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • изготавливать декоративные изделия из бумаги и картона в технике аппликации, оригами, моделирования;
  • подбирать бумагу и картон (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;
  • составлять композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;
  • создавать художественные образы декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу;
  • рационально организовывать свое рабочее место и время, безопасно использовать инструменты и приемов работы с ними;
  • применять усвоенные знания на практике.

 

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

  • владеет выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов;
  • умеет анализировать сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
  • владеет художественно прикладными и творческими способностями;
  • умеет разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность;
  • умеет быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки в самооценке;
  • владеет социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности;
  • владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках обязательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Материально-техническая база

В целях обеспечения комфортных и безопасных условий реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимо соблюдение требований СанПин и правил техники безопасности при использовании материальных ресурсов инструментов и приспособлений. Для этого педагог ведет целевой журнал инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного труда и проведении учебных и внеурочных мероприятий.

 

Занятия проводятся в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении – удобным кабинетом. Каждый ребенок обеспечен отдельным столом и набором необходимых инструментов. Кабинет оборудован для занятий по творчеству и имеет для этого все необходимые материалы и приспособления:

  1. бумага различных видов (писчая, картон, ватман, цветная бумага, калька);
  2. карандаши простые;
  3. ластик;
  4. ножницы, макетный нож (резак со сменными лезвиями);
  5. линейка;
  6. транспортир;
  7. циркуль;
  8. кнопки, скрепки;
  9. клей ПВА;
  10. кисти для клея;
  11. нитка с иголкой;
  12. клеенка;
  13. коробка для обрезков. 

В оформлении кабинета предусмотрено наличие специальных стендов для демонстрации наглядных, дидактических пособий и лучших работ учащихся.