Программа «Самбо»

В послании президента Российской Федерации Федеральному собранию, отмечалась необходимость создания условий молодым поколениям потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Занятия борьбой самбо повышают физическую подготовленность, воспитывают характер и закладывают у занимающихся основы здоровья, а также формируют потребность в здоровом образе жизни.

 

Самбо – не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы.

 

Для развития борьбы самбо необходимо привлечение наибольшего количества занимающихся, что позволит не только отобрать среди них наиболее способных для спортивного совершенствования, но и окажет на всех занимающихся оздоровительный и воспитательный эффект.

 

Разработка настоящей программы осуществлялась с учетом социальной значимости в формировании личности гражданина и патриота, борьба самбо признана национальным и приоритетным видом спорта в России.

 

Программа охватывает учащихся 8-9 летнего возраста, рассчитана на 2 года занятий в спортивно-оздоровительных группах.

 

Программа предназначена для тренеров и руководителей учреждений дополнительного образования детей и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Учебно-тренировочный процесс планируется на основе программы, учебного плана и годового графика расчета учебных часов с учетом возраста, функциональной и психологической подготовки учащихся.

Педагоги

Джунусов Аскар Искакович, тренер-преподаватель, первая категория.
Преподаваемые дисциплины: самбо.
Общий стаж: 5 лет / Педагогический стаж: 2 года.

Уровень образования: высшее, Сиб.гос.университет физической культуры и спорта, «Физическая культура и спорт», 2010 г.
Специальность и квалификация по диплому: специалист по физической культуре и спорту.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».
- 01-10 апреля 2019 г. 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

 

Загребнев Алексей Александрович, тренер-преподаватель, первая категория.
Преподаваемые дисциплины: самбо.
Общий стаж: 14 лет / Педагогический стаж: 10 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, «Физическая культура», 2007 год.
Специальность и квалификация по диплому: педагог по физической культуре.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».
- 01-10 апреля 2019 г. 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

Содержание программы

Физкультурно-спортивный центр организует работу с учащимися в течении учебного года. В каникулярное время организует отдых учащихся в спортивно-оздоровительных лагерях круглосуточным или с дневным пребыванием.

 

Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель занятий непосредственно в условиях физкультурно-спортивного центра.

 

С увеличением общего годового объема тренировочных часов по годам обучения, изменяется и соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней спортивной подготовки.

 

План подготовки на 46 недель учебно-тренировочных занятий в ФСЦ "Лидер"

 

Спортивно-оздоровительный этап:

  • Теоретическая подготовка (10 ч.).
  • Общая физическая подготовка (129 ч.).
  • Специальная физическая подготовка (41 ч.).
  • Технико-тактическая подготовка (76 ч.).
  • Психологическая подготовка (16 ч.).
  • Соревновательная подготовка (2 ч.).
  • Контрольно-переводные испытания (2 ч.).

Общее количество часов: 276 часов.

Цели программы

Спортивно – оздоровительный этап. 

Целью занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки является обеспечение динамики темпов развития имеющихся психофизических качеств ребенка.

 

Продолжительность этапа не ограничена. Охватывает весь период занятий в центре. К тренировкам допускаются все дети желающие заниматься борьбой самбо не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

 

Задачи этапа СО:

  • развитие врожденных психофизических качеств;
  • овладение основами техники борьбы самбо;
  • воспитание потребности ребенка в движении, здоровом образе жизни;
  • укрепление здоровья занимающихся.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю развития самбо;
  • основы философии и психологии спортивных единоборств;
  • место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
  • основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
  • основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила самбо, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по самбо);
  • федеральные стандарты спортивной подготовки по самбо;
  • общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
  • необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
  • гигиенические знания, умения и навыки;
  • режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
  • основы спортивного питания;
  • требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
  • требования техники безопасности при занятиях самбо.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

В области общей и специальной физической подготовки:

  • освоение комплексов физических упражнений;
  • развитие физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на их способностях и их гармоничное сочетание применительно к специфике самбо;
  • укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств.

В области избранного вида спорта(самбо):

  • овладение основами техники и тактики самбо;
  • приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
  • развитие и совершенствование психо-физических качеств;
  • повышение уровня функциональной подготовленности;
  • освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоении спортивных разрядов и званий по самбо;
  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
  • навыки сохранения собственной физической формы.

В области технико-тактической и психологической подготовки:

  • освоение основ технических и тактических действий по самбо;
  • овладение необходимым уровнем автоматизированного реагирования на действия соперника;
  • освоение различных алгоритмов технико-тактических действий;
  • приобретение навыков анализа спортивного мастерства соперников;
  • умение адаптироваться к тренировочной (в том числе, соревновательной деятельности);
  • умение преодолевать пред соревновательные и соревновательные факторы, воздействующие на психологическое состояние спортсмена;
  • умение концентрировать внимание в ходе поединка.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коллективизм, который в свою очередь охватывает качества: товарищество, взаимопомощь, доброжелательность, заботу, дружелюбие и т.д.;
  • дисциплинированность, включающую в себя качества: точность, честность, скромность, уважительность;
  • общественная активность;
  • трудолюбие, которое в свою очередь охватывает качества – творчество. новаторство. мастерство, бережливость и др.;
  • принципиальность, включающую в себя убежденность, энтузиазм и др.;
  • гуманизм, патриотизм, интернационализм.

Особые условия проведения

На спортивно-оздоровительный этап зачисляются учащиеся образовательных учреждений, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача.

Продолжительность этапа 2 года.

Материально-техническая база

Материально-техническая база спортивного центра соответствует целям и задачам Учреждения.

Состояние материально-технической базы и содержание здания соответствует требованиям СанПин, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

 

Каждый корпус оснащен системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), системой пожарного мониторинга и кнопкой экстренного вызова полиции (КТС).

 

Учебно-тренировочный процесс осуществляется в залах борьбы:

  • зал борьбы № 1 – 274,6 м2;
  • зал борьбы № 2 – 127,2 м2.
  • зал борьбы № 4 – 109,2 м2.

В залах борьбы имеются бактерицидные излучатели (рециркуляторы). Все залы оборудованы и оснащены спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии со спецификой вида спорта. Имеется инвентарная комната для хранения мелкого спортивного инвентаря.

 

Информационное обеспечение:

  • Борьба самбо. А.А. Харлампиев Москва. «ФиС». 1964.
  • Спортивная борьба: отбор и планирование. Г.С. Туманян. Москва. «ФиС». 1984.
  • Школа мастерства борцов дзюдоистов и самбистов. Г.С. Туманян. Издательский центр «Академия» 2006.
  • Спортивная борьба. Учебное пособие для пединститутов. В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев. Москва. «Просвещение». 1993.
  • Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. Д. Рудман. Москва. «ФиС». 1983.
  • Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. Д. Рудман. Москва. «ФиС». 1982.
  • Борьба самбо. В.М. Андреев, Е.М. Чумаков. Москва. «ФиС». 1967.
  • Единая всероссийская спортивная классификация. Москва. «Советский спорт». 2007.
  • Самбо. Примерная программа подготовки для ДЮСШ и СДЮСОР. Москва. «Советский спорт». 2005.
  • Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. Учебно-методический комплекс. И.А. Носов. Новосибирск. 2011.