Программа «Вертикаль»

Актуальность данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

 

Программа направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

Данная программа даёт возможность обучающимся получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

 

Обучаясь по данной программе, дети знакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, осваивают теоретические основы шахматной игры, приобретают турнирный опыт и могут получать и получают спортивные разряды.

 

Новизна и отличительная особенность данной программы заключаются:

- В поэтапном освоении учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

 

- В авторской методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.

- В использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно: компьютерных образовательных шахматных программ.

- В авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся.

- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в «Шахматных турнирах семейных команд», которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам («Новый год», «День защитника отечества» и др.).

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

 

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Педагоги

Брагин Александр Владимирович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

1 ГОД.

1. Шахматная доска. (8 ч.).

2. Шахматные фигуры. (4 ч.).

3. Начальная расстановка фигур. (4 ч.).

4. Ходы и взятие фигур. (68 ч.).

5. Цель шахматной партии. (32 ч.).

6. Игра всеми фигурами из начального положения. (28 ч.).

Итого: 144 ч.

 

2 ГОД.

1. Элементарные понятия о шахматной игре. (19 ч.).

2. Тактика. (65 ч.).

3. Окончания. (28 ч.).

4. Элементы стратегии (13 ч.).

5. Как изучать дебют (19 ч.).

Итого: 144 ч.

3 ГОД.

1. Тактика (42 ч.).

2. Основы стратегии (76 ч.).

3. Борьба при необычном соотношении сил и компенсация за материал (32 ч.).

4. Окончания (66 ч.).

Итого: 216 ч.

Цели программы

Цель:

Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

 

Задачи.

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры; научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

- обучить решать комбинации на разные темы; обучить самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

 

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы; способствовать развитию творческой активности; сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику.

 

Воспитательные:

- стремиться к развитию личностных качеств (целеустремленность, трудолюбие), прививать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки, сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.

Результат программы

К концу обучения по программе обучающиеся должны знать:

  • шахматные термины;
  • названия шахматных фигур;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур;
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы.

Уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • правильно вести себя за доской;
  • записывать шахматную партию;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приемы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются УУД:

Личностные:

· определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД:

· Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий.

· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

· Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

 

2. Познавательные УУД:

· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

 

3. Коммуникативные УУД:

· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

· Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет.

2. Шахматные столы на 20 посадочных мест.

3. Двадцать стульев.

4. Сорок комплектов шахмат.

5. Демонстрационная доска с магнитными фигурами.

6. Стенд с фотографиями.

7. Стенд для кубков.

8. Стенд для турнирных таблиц, извещений и объявлений.

9. Галерея портретов чемпионов мира.

10. Шкаф для хранения инвентаря и шахматной литературы.

11. Печатные бланки для записи партий, письменные принадлежности.

12. Оргтехника (компьютер, принтер, сканер).

13. Стол для компьютера.

14. Стол для педагога.