Программа «Занимательная математика»

Данный курс «Занимательная математика» направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.

 

Ценность программы заключается в том, что Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.

 

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание данного курса «Занимательная математика» строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач и заданий не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи и задания, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Педагоги

Тупицина Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Уровень образования: высшее, НГПУ.
Направление подготовки и/или специальности: педагогика и методика начального обучения / учитель начальных классов.

 

Повышение квалификации:

  • МКУ ДПО «ГЦРО» по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы организации воспитания в образовательных учреждениях», 2018 г.
  • ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: Математическое образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО" 2017 г.

Содержание программы

Режим работы:

  • Группы обучения из расчета 3 часа в неделю (108 часа в год). 
  1. Вводное занятие «Математика – царица наук».
  2. Как люди научились считать.
  3. Логические цепочки.
  4. Классификация предметов.
  5. Интересные приемы устного счёта.
  6. Составление и сравнение числовых выражений.
  7. Упорядочивание чисел, числовых выражений по заданному правилу.
  8. Классификация чисел, числовых выражений по разным основаниям.
  9. Числовые головоломки, лабиринты и ребусы, задания «Расшифруй».
  10. Выражения с буквой, сравнение выражений.
  11. Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии.
  12. Взаимное расположение фигур на плоскости.
  13. Магические квадраты.
  14. Танграм.
  15. Ребусы с предлогами.
  16. Ребусы с числами.
  17. Кто лишний?
  18. Задания со счетными палочками.
  19. Шифровальщики.
  20. Зоркий глаз.
  21. Задачи о сказочных героях.
  22. Примеры с окошками.
  23. Какое число я задумал?
  24. Задачи комбинаторного типа.
  25. Задачи на сравнение.
  26. Сюжетные логические задачи.
  27. Задачи на внимание, задачи-шутки, кроссворды.
  28. Рисунки по клеточкам.
  29. Счёт удобным способом.
  30. Нестандартные задачи.
  31. Занимательная геометрия: сети линий.
  32. Буквы латинского алфавита.
  33. Прямые и обратные операции.
  34. Числовые лабиринты.
  35. Римская нумерация.
  36. Круговые выражения. Игра «Математическое домино».
  37. Площадь составной фигуры.
  38. Цепочки примеров.
  39. Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника.
  40. Расположение фигур на плоскости.
  41. Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей.
  42. Преобразование фигур по заданным условиям.
  43. Ориентирование в пространстве.
  44. Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения.
  45. Окружность. Радиус. Диаметр.
  46. Площадь сложных фигур.
  47. Задания на развитие восприятия.
  48. Дерево возможностей.
  49. Интеллектуальный аукцион.
  50. Решение занимательных задач в стихах.
  51. Упражнения с числами.
  52. Учимся отгадывать ребусы.
  53. Числа-великаны. Коллективный счёт.
  54. Упражнения с числами.
  55. Решение ребусов и логических задач.
  56. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  57. Загадки- смекалки.
  58. Игра «Знай свой разряд».
  59. Обратные задачи.
  60. Практикум «Подумай и реши».
  61. Задачи с изменением вопроса.
  62. «Газета любознательных».
  63. Решение нестандартных задач.
  64. Решение олимпиадных задач.
  65. Решение задач международной игры «Кенгуру».
  66. Игра «Работа над ошибками».
  67. Математические горки.
  68. Наглядная алгебра.
  69. Решение логических задач.
  70. Игра «У кого какая цифра».
  71. Знакомьтесь: Архимед!
  72. Задачи с многовариантными решениями.
  73. Знакомьтесь: Пифагор!
  74. Задачи с многовариантными решениями.
  75. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
  76. Задачи с многовариантными решениями.
  77. Математический КВН.
  78. Круглый стол «Подведем итоги».

Цели программы

Развитие умственных, коммуникативных и художественных способностей ребенка, его самореализация.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
  • научить применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения текстовых задач;
  • познакомить с простейшими геометрическими формами.

 

Развивающие:

  • развитие логического и образного мышления;
  • развитие устойчивого интереса к занятиям;
  • создавать условия для увеличения объема внимания и памяти;
  • формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

 

Воспитывающие:

  • укрепление здоровья детей;
  • способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • способствовать умению целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • начальные математические знания;
  • основы логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
  • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения текстовых задач;
  • познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
  • приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • читать; считать, решать примеры;
  • правильно и красиво говорить;
  • составлять рассказы по картинам;
  • описывать предметы. 

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

  • развитие познавательных способностей мышления, внимания.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении – учебной мастерской. Каждый ребенок обеспечен отдельным столом и набором необходимых инструментов.

 

Кабинет оборудован для занятий по математике и имеет для этого все необходимые материалы и приспособления:

  • счетный материал;
  • доска. 

В оформлении кабинета предусмотрено наличие специальных стендов для демонстрации наглядных, дидактических пособий.