Программа «Следопыт»

В основу содержания программы «Следопыт» положено изучение окружающей среды для жизни и деятельности человека и общества. Программа формирует у школьников  основы географического, экологического, краеведческого пространства на местном, региональном уровнях, а также умение правильно ориентироваться во времени и пространстве.

 

Рабочая программа «Следопыт» направлена на формирование у школьников представлений о специфике природы, населения и хозяйственной деятельности в разное историческое время и на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразительного подхода, в соответствии, с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

 

Содержание структурировано по четырём курсам: «История русской избы и крестьянского быта», «Юный краевед», «Юный эколог», «Юный гражданин».

Педагоги

Гужвина Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения. «История Русской избы и крестьянского быта». 

1. Строительство дома (выбор места, заготовка леса, соблюдение народных традиций, связанных со строительством избы) (15 часов).

2. Путешествие в «красный» угол (почему угол называли «красным», как его украшали, традиции переднего угла) (21 час).

3. Знакомство с задним углом избы («бабий кут», секреты русской печи, о чем звенит самовар) (18 часов).

4. Из бабушкиного сундучка (жили-были … люди, слова и вещи) (39 часов).

5. Праздники, традиции, встречи, соревнования (9 часов).

 

2 год обучения. «Юный краевед». 

1. Введение (2 часа).

2. Музей и история родного края (10 часов).

3. Документоведение (8 часов).

4. Методика подготовки и проведения экскурсий (6 часов).

5. Этнография родного края (10 часов).

6. Поисково-исследовательская работа (14 часов).

7. История города Новосибирска 8 часов).

8. Документоведение (8 часов).

9. Итоговое занятие (2 часа).

 

3 год обучения. «Юный эколог». 

1. Введение (3 часа).

2. Что такое экология (15 часов).

3. Познаем родной край. Экологические проблемы края (63 часа).

4. Мероприятия по охране родного края (21 час).

 

4 год обучения. «Юный гражданин». 

1. Введение (3 часа).

2. Я – гражданин (36 часов).

3. Живые страницы прошлого (27 часов).

4. Знаменитые люди села Верх-Тула (21 час).

5. Прошлое рядом (12 часов).

6. Заключение (3 часа).

Цели программы

Цель программы - формирование экологической, краеведческой, географической культуры кружковцев через обучение новым методам общения с природой, развитие специфических умений следопытства и ценностных ориентаций, направленных на правильное понимание эколого-краеведческих проблем.

 

1. Образовательные:

- научить кружковцев проводить исследования фауны посредством следопытства, выявлять экологические проблемы, предлагать способы их ре­шения;

- углубить знания в смежных дисциплинах: окружающего мира, ОБЖ;

- получить первоначальные сведения о естественных и прикладных науках: экологии, краеведении, топографии, географии.

 

2. Воспитательные:

- формировать в сознании кружковцев понятие о необходимости про­фессионального изучения окружающей природной среды, осмысленного потребления природных ресурсов;

- воспитывать экологически культурную личность;

- воспитывать чувство коллективизма при решении общих проблем.

 

3. Развивающие:

- определить профессиональную ориентацию кружковцев в эколого-краеведческом пространстве;

- способствовать развитию наблюдательности, воображения, логиче­ского мышления, хорошей памяти;

- создать условия для приобретения кружковцами профессиональ­ных навыков, необходимых для изучения природы.

Результат программы

1. Расширение знаний о родном крае.

2. Развитие познавательной деятельности учащихся.

3. Привитие любви к своей малой Родине.

 

Планируемые личностные результаты 

Самоопределение:

· гражданская идентичность в форме осознания себя как гражда­нина России, чувство сопричастности и гордости за свою Роди­ну, народ и историю;

· готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

 

Смыслообразование:

· самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 

Нравственно-этическая ориентация:

· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

· навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

· эстетические потребности, ценности и чувства;

· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

Познавательные:

· знакомить с бытом наших предков;

· ориентироваться в своей системе знаний;

· отличать новое от уже известного;

· добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

· перерабатывать полученную информацию;

· обогащать речь учащихся.

 

Регулятивные:

· определять и формулировать цель деятельности на занятиях;

· сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.

 

Коммуникативные:

· слушать и понимать речь других;

· оформлять свои мысли в устной речи;

· высказывать свою точку зрения.

Материально-техническая база

Занятия в объединении проводятся в школьном музее, оформленном наглядными пособиями, экспонатами, демонстрационными стендами и в учебном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.