Программа «Вольная борьба»

Борьба, один из древнейших видов спорта, единоборство двух атлетов по определенным правилам с помощью специальных технических приемов. Цель борцовского поединка – заставить соперника коснуться ковра обеими лопатками и удержать его в таком положении не менее 2 сек. Если за время схватки никому из соперников сделать это не удается, победителем признается спортсмен, набравший большее количество очков за удачно проведенные технические приемы. Современная спортивная борьба входит в программу олимпийских игр.

 

Физкультурно-спортивный центр (ФСЦ), являясь учреждением дополнительного образования, призван способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

 

Перед ФСЦ, деятельность которого направлена на развитие массового спорта, ставятся задачи, специфические для каждого этапа подготовки.

 

На спортивно-оздоровительном этапе ставится задача привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности,утверждение здорового образа жизни, развитие физических, и воспитание морально-этических и волевых качеств.

 

В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно в первые два-три года обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единоборства с позиций возникающих и создающих в ходе поединка ситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом вольной борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям спортивной борьбой.

 

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

 

Расписание тренировок составляется администрацией центра по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

 

Занятия борьбой могут удовлетворять различные потребности детей, подростков, укрепить здоровье, достигнуть физического совершенства, развить личностные качества, воспитать характер, сформировать необходимые двигательные умения и навыки. В зависимости от потребностей у занимающихся формируется цель занятий борьбой. Формирование цели не происходит у них одномоментно. Поставленная цель оказывает влияние на интерес и усиливает положительное отношение к системе занятий со стороны борцов детско-юношеского возраста.

Педагоги

Тарасов Валерий Геннадьевич, тренер-преподаватель, без категории.
Преподаваемые дисциплины: вольная борьба.
Общий стаж: 8 лет / Педагогический стаж: 1 год.

Уровень образования: высшее, МИЭП, 1998 г.
Направление подготовки и/или специальности: бакалавр по направлению подготовки: юриспруденция.

 

Профессиональная переподготовка:

- НГПУ, 2006 г. «Физическая культура».

 

Тушин Евгений Сергеевич, тренер-преподаватель.
Преподаваемые дисциплины: вольная борьба.
Общий стаж: 14 лет / Педагогический стаж: 10 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ, «Физическая культура», 2004 г.
Специальность и квалификация по диплому: бакалавр физической культуры.

 

Повышение квалификации:

- 18-27 апреля 2016 г., 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».
- 01-10 апреля 2019 г. 72 ч., НГПУ, «Психолого-педагогические и медико-биологические основы повышения эффективности подготовки спортсменов различных видов спорта».

Содержание программы

Физкультурно-спортивный центр организует работу с учащимися в течении учебного года. В каникулярное время организует отдых учащихся в спортивно-оздоровительных лагерях круглосуточным или с дневным пребыванием.

 

Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель занятий непосредственно в условиях физкультурно-спортивного центра.

 

С увеличением общего годового объема тренировочных часов по годам обучения, изменяется и соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней спортивной подготовки.

 

План подготовки борцов вольного стиля на 46 недель учебно-тренировочных занятий в ФСЦ "Лидер".

Спортивно-оздоровительный этап:

- Общая физическая подготовка (143 ч.).

- Специальная физическая подготовка (48 ч.).

- Технико-тактическая подготовка (70 ч.).

- Теоретическая и психологическая подготовка (13 ч.).

- Участие в соревнованиях (2 ч.).

Общее количество часов: 276 часов.

Цели программы

Перед физкультурно-спортивным центром, деятельность которого направлена на развитие массового спорта, ставятся задачи, специфические для каждого этапа подготовки. Подготовка борцов вольного стиля включает в себя следующие этапы:

 

Спортивно-оздоровительный этап (СО).

Зачисления в группу осуществляется, всех желающих, минимальный возраст для зачисления 8 лет, имеющих допуск врача. Продолжительность этапа 2 года. Режим занятий 6 часов в неделю, минимальная наполняемость групп 15 человек. На этапе СО осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники вольной борьбы, выполнение контрольных нормативов для зачисления на начальный этап спортивной подготовки.

 

Задачи этапа СО:

- укрепление здоровья и закаливание;

- коррекция недостатков физического развития;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям вольной борьбой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни;

- овладение необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в т. ч. не только в условиях спортивного зала);

- обучение основам техники вольной борьбы, подготовка к действиям в различных ситуациях самозащиты;

- развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости);

- воспитание моральных и волевых качеств, становление спортивного характера;

- поиск талантливых в спортивном отношении детей.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- историю развития Физической культуры и спорта в РФ;

- историю развития Спортивной борьбы в РФ;

- влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена;

- технику безопасности и профилактику травматизма на занятиях борьбой;

- основы техники и тактики спортивной борьбы;

- правила соревнований по спортивной борьбе, планирование, организация и проведение соревнований.


В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья,необходимые гигиенические навыки;

- владеть основами выполнения физических упражнений;

- владеть элементами страховки и самостраховки при падениях;

- выполнять нормативные требования по физической и специальной подготовке соответствующей возрастной группы;

- владеть основами техники и тактики вольной борьбы.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- коллективизм, который в свою очередь охватывает качества: товарищество, взаимопомощь, доброжелательность, заботу, дружелюбие и т.д.;

- дисциплинированность, включающую в себя качества: точность, честность, скромность, уважительность;

- общественная активность;

- трудолюбие, которое в свою очередь охватывает качества – творчество. новаторство. мастерство, бережливость и др.;

- принципиальность, включающую в себя убежденность, энтузиазм и др.;

- гуманизм, патриотизм, интернационализм.

 

Это основные моральные качества борца. Кроме перечисленных имеется еще большое количество их разновидностей. Моральные качества развиваются упражнениями в процессе занятий борьбой. Кроме того следует воспитывать способность борца выполнять нормы общечеловеческой морали.

Особые условия проведения

Зачисления в группу осуществляется, всех желающих, минимальный возраст для зачисления 8 лет, имеющих допуск врача.

Материально-техническая база

Состояние материально-технической базы и содержание здания соответствует требованиям СанПин, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

 

1. Учебное помещение – специализированный зал борьбы.

2. Материально-техническое обеспечение – инвентарь для занятия вольной борьбой (стенка гимнастическая. маты гимнастические, скакалки, мячи набивные, теннисные, гантели, скамейка гимнастическая).

3. Информационное обеспечение:

- Спортивная борьба: Учебное пособие для техн. и инст. физ. культ. (пед. фак.) / Под ред. Г. С. Туманяна. – Москва. «ФиС», 1985 г.

- Спортивная борьба. Учебное пособие для пед. институтов. В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев. Москва. «Просвещение», 1993 г.

- Спортивная борьба (классическая и вольная). Учебник для ИФК.

- Борьба вольная. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСОР. Москва. «Советский спорт», 2005 г.

- Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо): Учебник для ИФК / Под ред. Н.М.Галковского, А.З.Катулина. – М.: ФИС, 1968 г.

- Концепция системного подхода к организации физкультурного занятия в условиях образовательного учреждения. О.В. Головин. Новосибирск. НГПУ, 2010 г.

- Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительных систем: учебное пособие. / автор – составитель – И.А. Носов. – Новосибирск: НГПУ, 2006 г.