Программа «Защитники отечества»

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».

 

Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности к судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества.

 

Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности.

 

Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки, по данным социологических опросов, неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%).

 

Это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:

· имеет военно-патриотическую направленность;

· отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота.

 

Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевых направления деятельности:

· поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);

· поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);

· обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

Педагоги

Педагог дополнительного образования, Дашков Николай Николаевич.

Первая квалификационная категория.

Закончил Томский государственный университет, факультет физической культуры и спорта.

Содержание программы

Учебно-тематический план.

  1. Введение.
  2. Общефизическая подготовка.
  3. Строевая подготовка.
  4. Основы выживаемости.
  5. Ориентирование топография.
  6. Огневая подготовка.
  7. Медицинская подготовка.
  8. Гражданская оборона.
  9. Основы военной службы в РФ.
  10. Дни воинской славы.
  11. Диагностика уровня освоения программы.
  12. Заключение.

Формы учебных занятий.

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.

2. Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.

3. Трудовая деятельность педагога и обучаемых. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.

5. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.

6. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.

 

Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:

· клубный день (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);

· участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;

· показательные выступления.

Цели программы

Целью программы является достижение поставленных целей в социальном становлении и формировании активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.

 

Основными задачами программы являются:

1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

2. Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.

3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.

4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

 

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут:

- иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить:

- критическое мышление, потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений;

- креативность – потребность, способность и готовность к созданию нового;

- коммуникацию – потребность, способность и готовность к общению;

- коллаборацию – потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности;

- самопрезетацию – потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.

 

Прогнозируемые результаты реализации программы.

1-й год обучения:

- овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания;

- освоение приемами строевой подготовки;

- получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и лекарственные растения;

- выполнение нормативов «Юный стрелок»;

- знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.

 

2-й год обучения:

- укрепление общей физической подготовки;

- совершенствование строевой подготовки;

- выполнение норматива «Меткий стрелок»;

- выполнение упражнений по сборке-разборке АКС-74.

 

3-й год обучения:

- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;

- совершенствование строевой подготовки;

- выполнение упражнений контрольных стрельб из АКС-74 и ПМ.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 11 до 18 лет. Набор обучающихся в группы свободный: все учащиеся, кто проявляют желание и интерес, независимо от физических данных. Но, главное, без медицинских противопоказаний.

 

 

На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими высокие результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы подготовки.

 

При реализации программы и организации детского клуба руководствуемся следующими педагогическими принципами:

· гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;

· приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;

· непрерывности образования и воспитания;

· воспитывающего обучения;

· учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;

· обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;

· содействия выбору индивидуального образовательного маршрута и темы его освоения.

Материально-техническая база

1. Спортзал МБОУ- СОШ № 3.

2. Открытая спортивная площадка с элементами полосы препятствий: лабиринт, турник, кочки, забор.

3. Пневматический тир, мишени бумажные, мишени металлические, учебные места для разборки и сборки оружия.

4. Комната для хранения оружия.

5. Средства индивидуальной защиты: гражданский противогаз ГП-5 (3 шт.), общевойсковой защитный комплект (1 шт.), аптечка индивидуальная (2 шт.), респиратор (3 шт.), медицинские носилки (1 шт.).

6. Стрелковое оружие: макет АК-74 (1 шт.), пневматическая винтовка ИЖ-38 (4 шт.)

7. Спортивное оборудование: спортивный мат (2 шт.), футбольный мяч (1 шт.), волейбольный мяч (1 шт.), баскетбольный мяч (1 шт.).

8. Видеоаппаратура: телевизор, видеоплеер, видеодиски

9. Аппаратура: стереомагнитофон, радиоприемник.