Программа «Основы организации предметной среды»

Воспитание эстетического вкуса во все времена, кроме нынешних, было основано на изучении достижений искусства и архитектуры предыдущих эпох, переосмыслении и развитии этих достижений в связи с изменяющимся ритмом жизни людей, обусловленным техническим прогрессом.

 

В начале ХХ века на первый план вышла функциональность как основополагающая доктрина архитектуры конструктивизма. Начиная с формирования внешнего облика зданий, основанного на рациональной организации внутреннего пространства, архитекторы-конструктивисты Лисицкий, Татлин, Макинтош выделили в отдельную область разработку функциональной мебели и предметов быта. Важную и значимую роль в их разработках играло и цветовое пятно, раскрывающее эмоциональный потенциал человека.

 

Так появился дизайн – деятельность, направленная на преобразование и формирование окружающей среды с учетом изменяющихся условий жизни человека и новых возможностей производства.

 

Чтобы стать дизайнером, недостаточно освоить современную компьютерную технику, необходимо иметь идеи и концептуальное мышление, чтобы их реализовать.

 

Чтобы реализовать себя в профессии, дизайнер должен знать эргономику человека, конструирование, свойства различных материалов и технологию изготовления разных изделий, изучать их условия эксплуатации и утилизации. Грамотно использовать свойства цвета и света для достижения поставленных задач в разработке интерьеров различных помещений. Дизайнер-график должен уметь применять шрифт и цветовое пятно для создания ёмкой информационной композиции, не нарушающей личное пространство человека, разрабатывать знаки-символы, стилизованно отражающие суть той или иной деятельности.

 

Чтобы создать новое, нужно использовать рациональное существующее, опираясь на знания и хорошую зрительную память, уметь анализировать и делать выводы, то есть обосновывать свое решение – чем новое превосходит существующее, знать законы тектоники и пропорций, помнить о свойстве цвета влиять на восприятие объекта, знать современные тенденции в области дизайна, быть трудолюбивым и настойчивым в завершении работы и продвижении ее в жизнь.

 

Формируя цель и задачи данной программы, разрабатывая учебно-тематические планы занятий, руководитель студии "Прикосновение" Красина Лидия Ивановна использовала свои знания и многолетний практический опыт профессионального дизайнера. Не всякий из ее учеников выберет профессию дизайнера. Но она уверенна, что каждый из них, осознанно посещая занятия программы, сможет в будущей взрослой жизни создать себе гармоничный интерьер, стильный гардероб, не теряясь в море торговых предложений, выбрать хорошую машину и «правильные цветы» к определенному случаю. Гармоничная личность начинается с малого – умения трудиться в заданном направлении.

Педагоги

Красина Лидия Ивановна, педагог дополнительного образования.
Высшая квалификационная категория.
Преподаваемые дисциплины: ИЗО.
Общий стаж: 30 / Педагогический стаж: 9 лет.

Уровень образования: высшее, Свердловский архитектурный институт, 1983 г.

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО: «Психолого-педагогическая компетентность ПДО», 72 ч., (2014).
  • НИПКиПРО: «Система воспитательной деятельности ПДО, учителя в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ», 72 ч., (2018).
  • УЦ «Атон»: «Оказание первой помощи пострадавшим», 8 ч., (2018).

Содержание программы

1. Первый этап программы ориентирован на детей младшего школьного возраста 8-10 лет. Обучение рассчитано на 2 года.

 

Предмет «Цветоведение и формообразование» направлен на развитие ассоциативного и логического мышления. Предмет является введением в программу, развивает зрительную память, умение анализировать явления и события окружающего мира, выстраивать ассоциативные и логические цепочки, различать цвета и оттенки, выражать свое мироощущение посредством цвета и формы.

 

Первый год обучения – часть первая «Ощущение и представление».

Режим занятий: 2 часа в неделю, 60 часов в год.

Обучение рассчитано на 1 год.

Рекомендуемое количество детей в группе – 7 человек.

 

Второй год обучения – часть вторая «Изучение и воплощение».

Режим занятий: 2 часа в неделю, 60 часов в год.

Обучение рассчитано на 1 год.

Рекомендуемое количество детей в группе – 7 человек.

 

2. Второй этап программы ориентирован на детей среднего и старшего школьного возраста 11-15 лет, делится на три части, последовательно раскрывающие основы деятельности трех направлений дизайна – графический дизайн, предметный дизайн и организация пространства.

В процессе реализации второй этап программы корректируется с учетом возможностей детей с разной подготовкой.

 

Предмет «Основы организации предметной среды» (основы дизайна).

Первый год обучения.

Часть первая: «Графический дизайн и его влияние на формирование предметно-пространственной среды» направлена на изучение взаимосвязи ассоциативного, логического и образного мышления.

Режим занятий: 2 часа в неделю, 60 часов в год.

Обучение рассчитано на 1 год.

Рекомендуемое количество детей в группе – 6 человек.

 

Второй год обучения.

Часть вторая: «Предмет, функция, форма, материал» направлена на формирование навыков анализа и постановки задачи.

Часть третья: «Организация пространства» направлена на изучение понятий «идея»и «концепция».

Режим занятий: – 2 часа в неделю, 60 часов в год.

Обучение рассчитано на 1 год.

Рекомендуемое количество детей в группе – 6 человек.

 

Третий год обучения.

Тематический «Индивидуальный проект» завершает обучение по программе ООПС, выполняется на основе полученных знаний и навыков второго этапа обучения.

Общая тема проекта задается в рамках задач одной из 3-х частей второго этапа обучения

Третий год обучения включает краткий курс по истории дизайна.

Режим занятий: – 2 часа в неделю, 60 часов в год.

Обучение рассчитано на 1 год.

Рекомендуемое количество детей в группе – 6 человек.

 

Предмет «Основы организации предметной среды» формирует навыки анализа и постановки задачи, дает представление о понятиях «идея» и «концепция», развивает чувство цвета (умение сочетать цвета и оттенки) и формы и умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Цели программы

Основная цель программы «Основы организации предметной среды» – формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, умеющей понимать и преобразовывать окружающую среду, стремящейся к обучению и саморазвитию.

 

Задачи:

Обучающие:

  • обучать первичным навыкам осознанного анализа;
  • учить пользоваться накопленными знаниями и навыками в решении творческих задач и в повседневной жизни.

Развивающие:

  • развивать зрительную память;
  • развивать умение обосновывать свои решения.

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус;
  • воспитывать терпение и целеустремленность.

Результат программы

Главным результатом обучения является сформированная способность ребенка применять на практике и развивать полученные в процессе обучения созидательные навыки.

 

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

  • понятийный аппарат, термины и основные понятия;
  • изобразительные техники.

В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

  • владеть понятийным аппаратом;
  • работать с цветовой палитрой;
  • анализировать, думать;
  • владеть изобразительными техниками.

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы личностные качества:

  • терпение;
  • целеустремленность;
  • мотивация к обучению и саморазвитию.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

1. Оборудованное учебное и выставочное пространство.

Для реализации образовательного процесса в студии художественного творчества «Прикосновение» создано хорошо оборудованное учебное пространство, состоящее из двух кабинетов с дополнительным потолочным освещением, дополнительным локальным (настольные лампы освещением), мобильными партами, демонстрационными подставками, светокопировальным столом, мольбертами, стеллажами для хранения реквизита, детских работ, различных материалов и инструментов.

 

Декоративное оформление кабинетов подчеркивает направленность художественно- эстетической деятельности студии.

В коридоре второго этажа ЦДТ оборудовано выставочное пространство для демонстрации законченных детских работ.

 

2. Для занятий в студии обучающимся необходимо иметь:

– файловую папку (30 карманов), формата А4;

– чертежную бумагу ватман «ГОЗНАК» (100 листов), формата А4;

– чертежную бумагу ватман «ГОЗНАК» (50 листов), формата А3;

– писчую бумагу (150листов), формата А4, для теоретических обоснований и эскизных работ;

– цветную бумагу, окрашенную в массе (80 г., 160 г., 250 г.), для практических работ;

– изобразительные средства (простой карандаш НВ, ВВ, гуашь);

– плоские кисти из искусственного волокна разных размеров;

– клей ПВА;

– резак для бумаги, ножницы;

– чертежные инструменты (линейка 30 см, треугольник, циркуль, ластик);

– полиграфический иллюстративный материал;

– другие материалы, необходимые для выполнения определенных тематических работ подбираются индивидуально.

 

Методическое обеспечение программы «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»

1. УМК, включающий:

– авторскую методику практического исследования цветов и оттенков «Изучаем природные цвета» в рамках темы «Цвет в природе»;

– авторскую методику «Изучение формы объекта на основе стилизации (разложение на простые и сложные геометрические тела)».

 

2. Развернутый структурированный учебно-методический план занятий по каждому предмету, в основе которого лежит алгоритм проектной деятельности.

3. Авторская методика выполнения индивидуального проекта.

Видео