Программа «Веснянка»

Новизна программы состоит в комплексном изучении различных русских народных праздников в процессе изготовления изделий прикладного творчества (лепка, флористика, декорирование, плетение, ткачество, роспись и т.д.).

 

Не ограничивая обучающегося одним только видом деятельности и определенным набором материалов мы, тем самым, способствуем формированию как аналитического, так и художественно-образного мышления, развитию свободного, творческого подхода к любому виду деятельности.

 

Реализация содержания программы «Ступени мастерства» происходит в художественных мастерских различных направлений: мастерская игрушки «Кукольный сундучок», мастерская глиняной игрушки, мастерская живописи, мастерская росписи по дереву и т.д. Программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Педагоги

Шейко Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения

1-3. Кукольная мастерская: Народная текстильная кукла.

4-6. Путешествие по истории народной игрушки. «Дымковская ярмарка».

7-8. Декорирование дымковской игрушки. Элементы орнамента.

9-10. Русский лубок.

11-13. Мягкая игрушка.

14-15. Аппликация из соломки.

16. Плоская лепка по контурному рисунку.

17-18. Изготовление масок.

19-20. Рождественский вертеп.

21. Новогодние снежинки.

22. Ёлочные игрушки.

23. Поздравительные открытки.

24. «Зимняя сказка» Рисуем зимний пейзаж. Гуашь. Холодная гамма.

25. Рождественская Звезда.

26-27. Маски из бумаги.

28. Композиция «Сказка зимнего леса». Синяя бумага, белая гуашь.

29. Голубая гжель. Элементы.

30-32. «Чайная парочка». Импровизация по мотивам гжельской росписи.

33. Подарок папе: открытка.

34. Делаем чучело масленицы.

35-36. Маски к масленице.

37. «Златокудрое солнышко». обрядовое печенье тетёрки.

38. Портрет весны. Акварельные краски.

39-40. Работа с тканью. Лоскутная мозаика. Коллективная работа.

41. Подарок маме «Открытка».

42. Лепка жаворонков из солёного теста.

43. Роспись медовых пряников.

44-45. Мастерская глиняной игрушки: «Изображать можно в объёме». Превратить комок глины в птицу. Лепка.

46-48. Мезенская роспись.

49. Пасхальные открытки.

50-51. Роспись пасхальных яиц. Материалы: свечка, пищевые красители.

52. Декупаж пасхальных яиц.

53-54. Коллаж «Весна». Коллективная работа.

55-56. Макетирование. Бумажная пластика.

57. Народный костюм. Аппликация.

58-60. Лоскутная мозаика. Моделирование из ткани по мотивам лоскутных ковриков.

61. «Люблю берёзку русскую…». Акварель. Зарисовки с натуры. Рисование по памяти.

62-64. Урало-сибирская роспись. Приёмы выполнения элементов росписи: листья, ягодки, цветы. Композиция букет.

 

2 год обучения

1. Вводное занятие.

2. Кукольная мастерская: народная текстильная кукла.

3. Мастерская живописи: тёплые цвета. Пейзаж «Красота родной природы».

4. Мастерская флористики: аппликация из засушенных растений.

5. Мама – главное слово в каждой судьбе. Подготовка к конкурсу. 

6. Мастерская «Батик».

7. Мягкая игрушка. Мой домашний друг.

8. Рождественские пряники.

9. Композиция «Сказка зимнего леса».

10. Ёлочные игрушки. Игрушки из ваты.

11. Проект: Нетканый гобелен.

12. Масленица.

13. Подарок папе: открытка. Выполнение подарка в технике скраб-букинг.

14. Маски к масленице.

15. «Златокудрое солнышко». обрядовое печенье тетёрки.

16. Портрет весны. 

17. Работа с тканью. Лоскутная мозаика. Коллективная работа. Тема: «Моя деревня».

18. Подарок маме «Букет с конфетами».

19. Проект: Текстильная кукла.

20. Подготовка к конкурсу «Весенняя капель».

21. Пасхальные открытки.

22. Роспись пасхальных яиц.

23. Узелковый батик. Упражнения различных способов вязания узелков. Изготовление изделия в технике узелкового батика.

24. Живопись масляной пастелью. Весеннее настроение.

25. Мастерская флористики: Подводный мир.

26. «Плетение браслета на вилке».

27. «Люблю берёзку русскую…» акварель.

28. Итоговая выставка «Наше творчество». Подведение итогов.

Цели программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества.

 

Основные задачи программы:

Обучающие:

- дать представление о русском фольклоре, изобразительном и народном декоративно-прикладном творчестве;

- повышать мотивацию обучения через активизацию познавательной, творческой деятельности, развитие общих и специальных способностей детей;

- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

- научить основам художественной грамоты;

- сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

- научить различным техникам декоративно-прикладного творчества и основам художественного мастерства;

- научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества.

 

Воспитательные:

- воспитывать средствами народного творчества значимость таких исконных добродетелей, как приоритет духовных ценностей над материальными, чувство глубоко почтения и уважения к старшим, миролюбие и приветливость, гостеприимство, уважение к традициям разных народов, честность и прямодушие, трудолюбие, любовь и привязанность к родному краю, бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство патриотизма, интернационализма, любви к родному краю;

- воспитывать любовь к природе путём создания на занятии экологической образовательной среды, направляя детей на познание природы в действительном её существовании (не на покорение природы, а на сотрудничество с ней);

- воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

 

Развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

- развивать у детей и подростков партнёрские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений;

- совершенствовать развитие личности учащегося, ориентированной на высокие нравственные качества человека;

- максимально развивать положительные природные задатки, творческий потенциал ребёнка;

- развивать личность, способную осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость ведения здорового образа жизни.

Результат программы

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:

Знать:

· иметь представления о художественных средствах выразительности графики, тестопластики, живописи, бумагопластики (живопись – цвет, графика, колорит, мазок; бумагопластика – фактура, форма, объем; тестопластика – образ, фактура материалов, пропорции);

· технологию работы с бумагой, виды аппликаций;

· технологию приготовления солёного теста к работе и сушки готового изделия;

· иметь представление о подготовке творческой работы к выставке, конкурсу.

 

Уметь:

· пользоваться разными материалами и инструментами;

· самостоятельно начинать и заканчивать работу (от создания эскиза, до оформления её в паспарту);

· выбирать и комбинировать разные техники, используя разную фактуру, цвета, размеры;

· лепить как однопредметные, так и многопредметные композиции;

· лепить на плоской и объемной поверхностях;

· уметь продумывать художественный «образ» (характер, настроение, пропорции, одежду и т.д.).

 

К концу 2-го года обучения учащиеся должны:

Знать:

- основные народные промысловые центры;

- основные праздники и обряды народного календаря;

- традиционные приёмы и способы изготовления традиционных изделий из глины, текстиля, природных материалов;

- правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;

- свойства глины и приемы лепки;

- технологические особенности лепки животных, людей;

- способы последовательного соединения элементов для создания орнамента;

- технологию выполнения ручных швов;

- технологию выполнения изделия по выкройкам;

- технологию изготовления основы для цельнокроеных игрушек и игрушек из волокнистых материалов.

 

Уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- анализировать форму предметов; сравнивать по форме, массе, цвету и размерам;

- лепить по правилу «от общей формы к деталям»;

- пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;

- придумывать, фантазировать, воображать;

- воплощать свой замысел в практической деятельности;

- подбирать орнамент в зависимости от формы изделия;

- умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента;

- выполнять изученные швы;

- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию.

Материально-техническая база

Мебель:

стол педагога, столы и стулья для учащихся, соответственно возрасту и росту, шкафы для хранения изделий, материалов и инструментов, методических пособий, доска, мольберты.

 

Инструменты:

кисточки, баночки для воды, тряпочки, ножницы, стеки, дощечки для лепки, линейки, клеенка для клея, клеевой пистолет, швейные машинки, утюг, иглы швейные, специальные иглы для ковровой вышивки.