Программа «Веснянка»

Новизна программы состоит в комплексном изучении различных русских народных праздников в процессе изготовления изделий прикладного творчества (лепка, флористика, декорирование, плетение, ткачество, роспись и т.д.).

 

Не ограничивая обучающегося одним только видом деятельности и определенным набором материалов мы, тем самым, способствуем формированию как аналитического, так и художественно-образного мышления, развитию свободного, творческого подхода к любому виду деятельности.

 

Реализация содержания программы «Веснянка» происходит в художественных мастерских различных направлений: мастерская игрушки «Кукольный сундучок», мастерская глиняной игрушки, мастерская живописи, мастерская росписи по дереву и т.д. Программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Педагоги

Шейко Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

 1 год обучения

1. Знакомство. Вводное занятие (1,5 часа).

2-4. Кукольная мастерская: Народная текстильная кукла (6 часов).

5-7. Путешествие по истории народной игрушки. «Дымковская ярмарка» (6 часов).

8. Декорирование дымковской игрушки. Элементы орнамента (1,5 часа).

9-10. Русский лубок (3 часа).

11-13. Мягкая игрушка (6 часов).

14-15. Аппликация из соломки (3 часа).

16. Плоская лепка по контурному рисунку (1,5 часа).

17-18. Изготовление масок (3 часа).

19-20. Рождественский вертеп (3 часа).

21. Новогодние снежинки (1,5 часа).

22. Ёлочные игрушки (1,5 часа).

23. Поздравительные открытки (2 часа).

24. «Зимняя сказка» Рисуем зимний пейзаж (2 часа).

25. Рождественская Звезда (1,5 часа).

26-27. Маски из бумаги (3 часа).

28. Композиция «Сказка зимнего леса» (1,5 часа).

29. Голубая гжель. Элементы (1,5 часа).

30-32. «Чайная парочка». Импровизация по мотивам гжельской росписи (3 часа).

33. Подарок папе: открытка (1,5 часа).

34. Делаем чучело масленицы (3 часа).

35-36. Маски к масленице (1,5 часа).

37. «Златокудрое солнышко». обрядовое печенье тетёрки (1,5 часа).

38. Портрет весны (1,5 часа).

39-40. Работа с тканью. Лоскутная мозаика. Коллективная работа (4 часа).

41. Подарок маме «Открытка» (1,5 часа).

42. Дерево из бисера (1,5 часа).

43. Роспись медовых пряников (1,5 часа).

44-45. Мастерская глиняной игрушки: «Изображать можно в объёме». Превратить комок глины в птицу. Лепка (3 часа).

46-48. Мезенская роспись (5 часов).

49. Пасхальные открытки (1,5 часа).

50-51. Роспись пасхальных яиц (3 часа).

52. Декупаж пасхальных яиц (1,5 часа).

53-54. Коллаж «Весна». Коллективная работа (3 часа).

55-56. Плетение цветов на проволоке. Цветы «Фиалки» (3 часа).

57. Народный костюм. Аппликация (1,5 часа).

58-60. Лоскутная мозаика. Моделирование из ткани по мотивам лоскутных ковриков (4,5 часа).

61. «Люблю берёзку русскую...». Акварель (1,5 часа).

62-64. Урало-сибирская роспись (5 часов).

 

2 год обучения

1. Вводное занятие (1,5 часа).

2. Кукольная мастерская: народная текстильная кукла (2 часа).

3-4. Мастерская живописи: тёплые цвета. Пейзаж «Красота родной природы» (3 часа).

5-6. Мастерская флористики: аппликация из засушенных растений (3 часа).

7-8. Мама – главное слово в каждой судьбе (3 часа).

9-12. Мастерская «Батик» (7 часов).

13-16. Мягкая игрушка. Мой домашний друг (7 часов).

17-19. Рождественские пряники (5 часов).

20. Композиция «Сказка зимнего леса» (1,5 часа).

21-24. Ёлочные игрушки. Игрушки из ваты (6 часов).

25-31. Проект: Нетканый гобелен (11 часов).

32. Подарок папе: открытка (1,5 часа).

33. Делаем чучело масленицы (1,5 часа).

34-35. Маски к масленице (3 часа).

36. «Златокудрое солнышко». Обрядовое печенье тетёрки (1,5 часа).

37. Портрет весны (1,5 часа).

38-39. Работа с тканью. Лоскутная мозаика. Коллективная работа (4 часа).

40. Подарок маме "Букет с конфетами" (1,5 часа).

41-45. Проект: Текстильная кукла (8,5 часов).

46-47. Подготовка к конкурсу "Весенняя капель" (3 часа).

48. Пасхальные открытки (1,5 часа).

49-50. Роспись пасхальных яиц (3 часа).

51-53. Узелковый батик (4,5 часа).

54-55. Живопись масляной пастелью. Весеннее настроение (4 часа).

56-57. Мастерская флористики (4 часа).

58-59. "Плетение браслета на вилке" (3 часа).

60-61. «Люблю берёзку русскую...» акварель (3 часа).

62-63. Итоговая выставка «Наше творчество». Подведение итогов (3 часа).

Цели программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества;

Основные задачи программы:

Обучающие:

1. дать представление о русском фольклоре, изобразительном и народном декоративно-прикладном творчестве;

2. повышать мотивацию обучения через активизацию познавательной, творческой деятельности, развитие общих и специальных способностей детей.

3. формировать у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества

4. научить основам художественной грамоты;

5. сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

6. научить различным техникам декоративно-прикладного творчества и основам художественного мастерства;

7. научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества.

Воспитательные:

1. воспитывать средствами народного творчества значимость таких исконных добродетелей, как: приоритет духовных ценностей над материальными, чувство глубоко почтения и уважения к старшим, миролюбие и приветливость, гостеприимство, уважение к традициям разных народов, честность и прямодушие, трудолюбие, любовь и привязанность к родному краю, бережное отношение к природе;

2. воспитывать чувство патриотизма, интернационализма, любви к родному краю;

3. воспитывать любовь к природе путём создания на занятии экологической образовательной среды, направляя детей на познание природы в действительном её существовании (не на покорение природы, а на сотрудничество с ней).

4. воспитывать аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

Развивающие:

1. развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

2. развивать у детей и подростков партнёрские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений;

3. совершенствовать развитие личности учащегося, ориентированной на высокие нравственные качества человека;

4. максимально развивать положительные природные задатки, творческий

потенциал ребёнка;

5. развивать личность, способную осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость ведения здорового образа жизни.

Также программа призвана способствовать социализации ребёнка – обеспечению условий для успешного вхождения ребёнка в жизнь взрослых, приобретение и развитие в совокупности определённых качеств: гуманности, ответственности, доброты, порядочности, деловой активности.

Результат программы

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:

Знать:

· иметь представления о художественных средствах выразительности графики, тестопластики, живописи, бумагопластики (живопись – цвет, графика, колорит, мазок; бумагопластика – фактура, форма, объем; тестопластика – образ, фактура материалов, пропорции);

· технологию работы с бумагой, виды аппликаций;

· технологию приготовления солёного теста к работе и сушки готового изделия;

· иметь представление о подготовке творческой работы к выставке, конкурсу.

 

Уметь:

· пользоваться разными материалами и инструментами;

· самостоятельно начинать и заканчивать работу (от создания эскиза, до оформления её в паспарту);

· выбирать и комбинировать разные техники, используя разную фактуру, цвета, размеры;

· лепить как однопредметные, так и многопредметные композиции;

· лепить на плоской и объемной поверхностях;

· уметь продумывать художественный «образ» (характер, настроение, пропорции, одежду и т.д.).

 

К концу 2-го года обучения учащиеся должны:

Знать:

- основные народные промысловые центры;

- основные праздники и обряды народного календаря;

- традиционные приёмы и способы изготовления традиционных изделий из глины, текстиля, природных материалов;

- правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;

- свойства глины и приемы лепки;

- технологические особенности лепки животных, людей;

- способы последовательного соединения элементов для создания орнамента;

- технологию выполнения ручных швов;

- технологию выполнения изделия по выкройкам;

- технологию изготовления основы для цельнокроеных игрушек и игрушек из волокнистых материалов.

 

Уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- анализировать форму предметов; сравнивать по форме, массе, цвету и размерам;

- лепить по правилу «от общей формы к деталям»;

- пользоваться материалами, инструментами в процессе создания образа;

- придумывать, фантазировать, воображать;

- воплощать свой замысел в практической деятельности;

- подбирать орнамент в зависимости от формы изделия;

- умело использовать средства выразительности – разнообразные цветовые сочетания, ритмическое построение орнамента;

- выполнять изученные швы;

- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию.

Материально-техническая база

Мебель:

стол педагога, столы и стулья для учащихся, соответственно возрасту и росту, шкафы для хранения изделий, материалов и инструментов, методических пособий, доска, мольберты.

Инструменты:

кисточки, баночки для воды, тряпочки, ножницы, стеки, дощечки для лепки, линейки, клеенка для клея, клеевой пистолет, швейные машинки, утюг, иглы швейные, специальные иглы для ковровой вышивки.