Комплекс программ «Начало пути»

Комплекс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Начало пути» реализуется в рамках деятельности дошкольной студии «Веселый улей». Обучение по программам комплекса направлено на развитие интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а также раскрытие их творческого потенциала и коммуникативных навыков.

 

В процессе реализации программ, входящих в состав комплекса решаются два аспекта: познавательный (обучение способам действия с предметами) и воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).

 

В состав комплекса «Начало пути» включены семь дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

1. «АБВГДейка».

2. «Математические ступеньки».

3. «Волшебные ручки».

4. «Весёлые нотки».

5. «Основы хореографии».

6. «Я рисую».

7. «Шахматные ступеньки».

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» направлена на обучение чтению, развитие фонематического слуха, овладение звуковым анализом слов, знакомство со слоговым строением слова, словесным ударением, предложением.

 

В основу данной программы положены авторская программа Шумаевой Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», метод проведения звукового анализа слова Л.Е. Журовой и игровые приемы обучения детей Н.А. Зайцева. Новизна программы заключается в ее адресности. Типовые программы воспитания и обучения детей в детском саду не предполагают обучения чтению. Существующие методики обучения чтению рассчитаны на первоклассников, и обучение дошкольников по ним малоэффективно. Данная программа адаптирована и модифицирована по отношению к детям дошкольного возраста (5-6 лет) с учетом особенностей организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

 

Обучение в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математические ступеньки» способствует формированию элементарных математических знаний о числе, величине и форме предметов, умению ориентироваться во времени и пространстве; предусматривает овладение детьми специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и др. В основу программы положены разработки Е.В. Колесниковой, программа «2100» (дидактический материал Питерсона).

 

Программа адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что обучение математике не сводится к «натаскиванию» ребенка на знание цифр и простейших операций с ними. Прежде всего, программой предусмотрено развитие у ребенка интереса к математической науке, что является непременным условием для успешного овладения ею. В основе работы лежит не работа в рабочих тетрадях, а работа с карточками и раздаточным материалом (счетные палочки, математический набор Фребеля, геометрические фигуры, объемные тела и др.).

 

Основным направлением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные ручки» является формирование ручных навыков, развитие эстетического вкуса, как основы самостоятельной художественной деятельности через лепку, аппликацию, и бумагопластику. Содержание программы направлено на художественно-эстетическое развитие обучающихся, выявление и развитие их творческих способностей в процессе декоративно-прикладной деятельности.

 

Музыкальное воспитание детей достаточно актуально в настоящее время, т.к. является средством формирования в личности активного творческого «я», которое необходимо воспитывать с детского возраста. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» решает задачи творческого развития дошкольников и раскрытия в них ярких личностей. И пусть ребенок не станет в будущем музыкантом или вокалистом, но соприкосновение с миром прекрасного уже в таком раннем возрасте обогатит его духовный мир, позволит ему раскрыться как личности.

 

Развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в общении ребенка с окружающими, углубляются познавательная и двигательная деятельность. Для того чтобы эта деятельность была разнообразной и эмоционально насыщенной, предлагается дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии». Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, танцевальные элементы исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышают эмоциональность детей, питают воображение. Танцы имеют не только большое воспитательное значение, но и доставляют эстетическую радость. В тоже время, увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, дети укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движений и ориентацию в пространстве.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматные ступеньки» адаптирована для детей дошкольного возраста. Содержание и построение программы дает возможность знакомить с шахматной игрой детей, начиная с достаточно раннего возраста – 5 лет. Шахматы для ребенка – это новая, неизведанная, «непонятная» игра, которая становится близкой и доступной при педагогически последовательном, целенаправленном обучении. Все занятия, предусмотренные содержанием программы, даются детям в игровой, сказочной форме, что позволяет даже самым маленьким обучающимся успешно осваивать такую, нелегкую, на первый взгляд, игру.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я рисую» направлена на формирование базиса графической изобразительной грамотности, ручных умений, как основы самостоятельной художественной деятельности. Программа разработана в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к развитию творческого начала в ребенке средствами изобразительной деятельности и направлена на поддержание устойчивого интереса детей к изобразительному творчеству и формирование у них уверенности в себе в отношении изобразительной деятельности.

Педагоги

Баталова Елена Геннадьевна, методист дошкольной студии «Весёлый улей», педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 19 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2018 год, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Развитие профессиональной компетентности начинающих педагогов – воспитателей в условиях наставнической деятельности педагогического коллектива», 108 часов.

 

Ермоченко Анна Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 26 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2019 год, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Теоретический анализ, систематизация и презентация авторского педагогического опыта» 72 часа.Зенкова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы – 21 год.

Прохождение курсов повышения квалификации:

2017 год, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Реализация системно- деятельностного подхода в воспитательном пространстве ОО», 72 часа.

 

Никитина Анжелика Сергеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 9 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2018 год, Новосибирский институт дополнительного образования, филиал СибГАУ «Педагогика и психология дополнительного образования» 270 часов.

 

Роман Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 30 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2016 год, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательном пространстве ОО» 72 часа.

 

Деринг Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования, квалификационной категории не имеет.

Стаж педагогической работы: 15 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2019 год, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Теоретический анализ, систематизация и презентация авторского педагогического опыта» 72 часа.

 

Карелина Марина Александровна, педагог дополнительного образования, квалификационной категории не имеет.

Стаж педагогической работы: 4 года.

 

Стрижова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, квалификационной категории не имеет.

Стаж педагогической работы: 19 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2017 год, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Реализация системно- деятельностного подхода в воспитательном пространстве ОО», 72 часа.

Расписание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка»

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.

Общая продолжительность обучения 72 часа в год.

Срок реализации программы – 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии»

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматные ступеньки»

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я рисую»

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут.

Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка»

Учебный план программы – 72 часа

1. Развитие артикуляционного аппарата  3 ч.

2. Знакомство со звуками  8 ч.

3. Звуковой анализ слова  8 ч.

4. Слоговое строение слова  5 ч.

5. Знакомство с предложением и его анализ  6 ч.

6. Обучение чтению  34 ч.

7. Подготовка руки к письму  8 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»

Учебный план программы – 36 часов

1. Количество и счёт в пределах десяти 9 ч.

2. Геометрические фигуры 5 ч.

3. Величина 6 ч.

4. Ориентировка во времени 6 ч.

5. Ориентировка в пространстве 6 ч.

6. Логические задачи 4 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Учебный план программы – 36 часов

1. Лепка из пластилина или полимерной глины 18 ч.

2. Аппликация и основы бумагопластики 18 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»

Учебный план программы – 36 часов

1. Основы музыкальной грамоты 8 ч.

2. Интонационное развитие 7 ч.

3. Ритмическое развитие 6 ч.

4. Слушание музыки 13 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии»

Учебный план программы - 36 часов

1. Азбука музыкального движения 3 ч.

2. Основы классического танца 2 ч.

3. Основы народного танца 8 ч.

4. Навыки актерской выразительности 6 ч.

5. Постановочная и репетиционная работа 17 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматные ступеньки»

Учебный план программы - 36 часов

1. Ходы фигур. Правила шахматной игры 17 ч.

2. Начало шахматной партии 19 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я рисую»

Учебный план программы – 36 часов

1. Введение 2 ч.

2. Декоративное рисование 15 ч.

3. Пейзаж 10 ч.

4. Животные, люди 9 ч.

Цели программы

Способствовать развитию художественно-творческих способностей, коммуникативных навыков и умений, эмоционально-волевой сферы детей;

Создавать условия для развития интеллектуальных способностей, познавательной активности и интереса к учебной деятельности.

 

Задачи

 

Образовательные:

  • познакомить со всеми буквами русского алфавита, обучать слоговому и слитному способам чтения;
  • формировать навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков;
  • учить анализу и синтезу предложений разной конструкции;
  • познакомить с понятиями множества, числа, величины, формы, пространства и времени;   
  • формировать умения и навыки в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании;
  • формировать навыки работы с различными пластическими материалами;
  • формировать навыки моделирования, формообразования, комбинаторики и трансформации объектов;
  • формировать практические умения и навыки во всех видах музыкальной деятельности;
  • обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  • познакомить с элементарными правилами игры в шахматы.

 

Развивающие:

  • активизировать мыслительную деятельность дошкольников;
  • тренировать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность;
  • развивать творческие способности детей (в том числе исследовательские, конструктивные и т.д.);
  • развивать речь детей, обогащать их словарный запас.

 

Воспитательные:

  • формировать навыки общения друг с другом и окружающими людьми;
  • формировать и развивать произвольность поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований;
  • формировать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач, умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  •  воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности и культуру поведения.

Результат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • понятие: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • гласные и согласные звуки.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять ударный гласный звук;
  • правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
  • составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
  • печатать буквы и слова в тетради.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • цифры;
  • количественный состав чисел 2 и 3 из единиц;
  • разницу между количественным и порядковым счетом;
  • особенности геометрических фигур (стороны, углы);
  • дни недели;
  • части суток;
  • понимать, что такое условная мера.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • считать в пределах десяти;
  • объяснять разницу между количественным и порядковым счетом;
  • самостоятельно измерять, пользуясь условной мерой;
  • устанавливать ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте, толщине);
  • ориентироваться от любого предмета в ограниченном пространстве: учебном кабинете, на площади стола, листе бумаги;
  • группировать геометрические фигуры по конкретным признакам: цвету, размеру и др.;
  • сравнивать предметы по размерам накладыванием, прикладыванием, измерением.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • название спектральных цветов, теплых цветов;
  • тонкости и особенности пластичных материалов и инструментов;
  • значение понятий: трансформация, формообразование, конструирование, комбинация, декорирование;
  • понятия: модуль, рельеф, геометрические фигуры, линейный элемент, орнамент, узор;
  • понятия: поверхность, ребро;
  • технологию работы многослойной аппликации.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • передавать выразительные особенности формы и размеров предмета;
  • соотносить размеры изображаемого изображения и изделия;
  • работать в группе;
  • выполнять работу по предложенной теме, а именно по объяснению;
  • подбирать цветовую гамму и выражать отношение к изображаемому предмету;
  • подготовить рабочее место;
  • работать с острыми инструментами, вырезать простейшие элементы;
  • декорировать изделия, используя простые элементы и комбинации.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • понятие гаммы как звукоряда; знать понятие нотного стана;
  • структуру песни;
  • состав струнных и духовых музыкальных инструментов;
  • об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выявлять штрихи: легато, стаккато;
  • определять регистры: высокий, низкий;
  • обрисовывать характер звучащего произведения;
  • чисто интонировать в пределах октавы.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать / понимать:

  • жанры музыкального сопровождения (марш, хоровод, полька и др.);
  • позиции ног и положения рук (в характере народного танца);
  • правильное положение корпуса при выполнении движений.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • начинать движение после музыкального вступления, и заканчивать одновременно с окончанием музыки;
  • передавать характер музыки в пластике и движении;
  • выполнять танцевальные шаги: боковой галоп, подскоки, боковой приставной шаг);
  • исполнять движения и танцевальные композиции хоровода, польки, народных танцев самостоятельно.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматные ступеньки»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • все шахматные фигуры;
  • геометрию шахматной доски (понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ).

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выполнять ходы отдельными шахматными фигурами;
  • расставлять на шахматной доске начальную позицию;
  • играть всеми фигурами, знать основные дебютные принципы:
    • установить контроль над центром своими фигурами, лучше эту роль отвести пешкам, но им должны помогать «кони» и «слоны»,
    • думать о безопасности своего «короля», уметь отправлять своего «короля» в спасительную рокировку,
    • ставить «мат» одинокому «королю»: линейный «мат» двумя «ладьями».

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я рисую»

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные и составные цвета.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • использовать сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа;
  • правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине;
  • изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывать единым содержанием;
  • создавать узоры на полосе, в квадрате, круге, розетте, ритмично располагая элементы.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие дети, которым на 01.09.2019 года исполняется полных 5 лет. Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Комплекс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Начало пути» реализуется на базе Дома детского творчества «Центральный». Для занятий имеются специально оборудованные кабинеты:

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматные ступеньки»

Для занятий выделен кабинет площадью 31,1 кв. м. Кабинет оборудован столами и стульями для занятий с детьми дошкольного возраста, шкафами с отделениями для хранения дидактических, методических материалов, литературы, доской магнитной. В кабинете имеются технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер.

Имеются в наличии демонстрационная доска, шахматы, шахматные часы, методическая и учебная литература, книги по шахматам.

 

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Волшебные ручки», «Я рисую»

Кабинет площадью 31,4 кв. м., оборудованный столами и стульями ученическими, шкафами с отделениями для хранения наглядных пособий, методических материалов, детских работ, учебной литературы и др. Согласно требованиям СанПиН кабинет оборудован раковиной с подачей холодной и горячей воды.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»

Занятия проводятся в театральном зале площадью 59,7 кв. м., оборудованном сценой, секциями трехместными для зрительного зала, стульями для проведения занятий с дошкольниками, электрофортепиано, мультимедийным экраном, звуковоспроизводящей аппаратурой: радиомикрофонами, микрофонами проводными, усилителем, эквалайзером, микшерским пультом, проигрывателем. Имеются в наличие наглядные пособия, дидактический материал, фонотека, детские музыкальные инструменты.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии»

Занятия проводятся в хореографическом зале площадью 77,3 кв. м., оснащенном зеркалами, тренировочными станками, шкафами с отделениями для хранения наглядных пособий, методических материалов, учебной литературы, ковриков для занятий партером, костюмов для концертных номеров. В зале имеются все необходимые технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, достаточное количество аудиозаписей, содержащих музыкальный материал, используемый на занятиях.

 

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «АБВГДейка», «Математические ступеньки»

Для занятий оборудован отдельный кабинет площадью 32,4 кв. м., оснащенный столами и стульями для детей дошкольного возраста, шкафами с отделениями для хранения литературы, методических, раздаточных и других материалов. В кабинете имеются технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

 

Информационно-методическое обеспечение комплекса

В процессе реализация программ комплекса «Начало пути» используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические и т.д.), чаще всего в различных сочетаниях. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных тем.

 

Каждое занятие по темам программ включает в себя теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.

 

Теоретический материал дается в начале занятия (5 минут), основное время остается на практическое выполнение задания. Новая тема или задание объясняется просто и доходчиво, обязательно подкрепляется показом наглядного материала и приемов работы.

 

Для успешной реализации программ комплекса имеются в наличии учебно-методические и дидактические материалы. В их числе:

  • разработки учебных занятий, игр, физминуток и т.п.;
  • репродукции картин, литература по искусству, наглядные пособия;
  • материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, пастель, кисти, бумага и т.д.);
  • комплекты дидактических, раздаточных и наглядных материалов по всем основным разделам программ;
  •  иллюстрации, фотографии, соответствующие тематике занятий;
  • изделия и иллюстрации народного творчества;
  • фонды детских работ (включая работы выпускников);
  • диагностические материалы;
  • программно-методический комплекс для интерактивной доски «Начальная математика»;
  • программно-методический комплекс для интерактивной доски «Буквария. Обучение чтению».

Стоимость

Платные образовательные услуги. Оплата 560 рублей в месяц.