Программа «Вечорки»

Данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения и обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

 

Новизна данной программы состоит в взаимосвязи народного пения, театрального искусства, хореографии, что реализуется посредством музыкальных спектаклей, где дети поют, танцуют и играют роль.

 

Особенность данной программы состоит в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые не имеют специальной музыкальной грамотности.

 

С учётом разного стартового уровня, на основе индивидуального подхода с учётом особенностей детей (индивидуальная работа с одарёнными и с дезадаптивными детьми) темы программы могут варьироваться.

 

Значимость программы заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Карпутова Надежда Александровна.

Содержание программы

1 год обучения

1. Введение – музыкальный фольклор (2 ч.).

2. Музыкальные инструменты (50 ч.).

3. Вокально-хоровая работа (77 ч.).

4. Народная хореография (77 ч.).

5. Народный календарь (30 ч.).

6. Народные игры (54 ч.).

7. Народное искусство (6 ч.).

 

2 год обучения

1. Вводное занятие (2 ч.).

2. Народное искусство. Малые жанры русского фольклора: скороговорки, заклички, считалки, сказы, распевки, попевочный словарь, частушки (13 ч.).

3. Музыкальные инструменты. (деревянные ложки, трещотки, бубны, колокольцы, свирельки, тамбурин, рубель) (36 ч.).

4. Вокально-хоровое пение. Пение под гармонь, балалайку.Освоение двухголосия. Сольное пение (85 ч.).

5. Народная хореография – парные бытовые танцы, хоровод (85 ч.).

6. Народный календарь (20 ч.).

7. Народные игры (45 ч.).

8. Работа с народными костюмами, изготовление аксессуаров ( пояса, бусы, браслеты) (10 ч.).

 

3 год обучения

1. Русский народный костюм (2 ч.).

2. Музыкальные инструменты – шумовые (46 ч.).

3. Вокально-хоровое пение (80 ч.).

4. Народная хореография Изучение танцев, кадрилей (90 ч.).

5. Народный календарь: осенние, зимние, весенние, праздники (20 ч.).

6. Народные игры (45 ч.).

7. Изготовление реквизитов для выступлений, украшений для костюмов, бисероплетение, содержание костюмов (13 ч.).

Цели программы

Цель программы «Духовное и нравственное становление личности ребенка в фольклорном коллективе» – способствовать сохранению и утверждению исконных русских традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего поколения; дать идейно – художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства.

 

Для достижения поставленной цели решается ряд задач воспитательной, образовательной и развивающей направленности. 

Воспитательная задачи:

  • воспитать бережное отношение к традициям русской народной культуры, родной природе;
  • воспитать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

Образовательные задачи:

  • познакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками;
  • разучить музыкально-поэтические тексты;
  • способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры.

Развивающая задачи:

  • развить личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).

Результат программы

1 год обучения

  1. Выявить музыкальные способности.
  2. Расширение кругозора.
  3. Научить детей играть на музыкальных инструментах (ложки, свистульки, трещотки).
  4. Умение петь, интонировать простые песенки.
  5. Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы.
  6. Умение применять сценической культуры. Участие в концертах, праздниках.
  7. Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма.

2 год обучения

  1. Закрепить знание детей.
  2. Расширение кругозора.
  3. Научить детей играть на музыкальных инструментах.
  4. Умение петь, чисто интонировать.
  5. Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы.
  6. Умение применять знания и навыки сценической культуры. Участие в традиционных обрядах, концертах, праздниках.
  7. Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма.
  8. Познакомятся с русским народным костюмом, с техникой изготовления элементов народного костюма.

3 год обучения

  1. Развить интерес и уважение к самобытности русской культуры.
  2. Развитие сообразительности, памяти, взаимовыручки, коммуникабельности.
  3. Научить детей играть на музыкальных инструментах.
  4. Умение петь, интонировать Отработка двухголосного исполнения, ритма.
  5. Умение двигаться под музыку в паре, использовать танцевальные элементы.
  6. Умение применять знания в проведении народных праздников. Участие в концертах, праздниках.
  7. Закрепление знаний о русском народном костюме, о элементах народного костюма.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы имеется:

- просторный кабинет;

- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;

- dvd проигрыватель и dvd диски с записями фольклорного материала, ноутбук;

- соответствующий реквизит для проведения праздников;

- народные костюмы для выступлений.