Программа «Веселые нотки»

Пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь, поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства.

 

Данная программа имеет много общего с программой воспитания и обучения в детском саду. Она включает несколько видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмическое движение, музицирование на детских музыкальных инструментах, знакомство с первоначальными знаниями о музыке и музыкантах

 

Больше внимания уделено пению, как наиболее доступному виду музыкальной деятельности детей. Слушание музыки и музыкально-ритмическое движение обязательно присутствуют на каждом занятии. Игре на музыкальных инструментах и инсценированию песен отведено в программе меньше времени. В программе представлены такие виды деятельности как изучение элементов нотной грамоты, детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений.

Педагоги

Павлова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Первый год обучения:

Раздел I (7 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

Раздел II (8 часов):

  1. Новогодние песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

Раздел III (7 часов):

  1. Песенки о весне.

Раздел IV (9 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

Раздел V (4 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

 

Второй год обучения:

Раздел I (14 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

Раздел II (16 часов):

  1. Новогодние песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.

Раздел III (14 часов):

  1. Детские песенки.

Раздел IV (18 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами.

Раздел V (8 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление ранее пройденного материала.
  3. Постановка номеров. Сводная репетиция.

 

Третий год обучения:

Раздел I (14 часов):

  1. Песенки про осень.
  2. Знакомство с музыкальными инструментами.

Раздел II (16 часов):

  1. Песенки о зиме.
  2. Повторение новогодних песен и хороводов.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами.

Раздел III (14 часов):

  1. Песенки о весне.
  2. Повторение и закрепление пройденного материала.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами.

Раздел IV (18 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Закрепление пройденного материала.
  3. Повторение и закрепление пройденного материала.
  4. Урок концерт (для родителей).

Раздел V (8 часов):

  1. Детские песенки.
  2. Повторение и закрепление пройденного материала.
  3. Постановка номеров. Сводная репетиция.

 

Четвёртый год обучения

Раздел I (14 часов):

  1. Урок – повторение.
  2. Детские песни.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Повторение и закрепление пройденного материала.

 Раздел II (16 часов):

  1. Песни о зиме.
  2. Закрепление новогодних песен и хороводов.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами.
  4. Повторение и закрепление пройденного материала.
  5. Урок-концерт.

Раздел III (14 часов):

  1. Детские песни.

Раздел IV (18 часов):

  1. Детские песни.
  2. Закрепление пройденного материала.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами.
  4. Повторение и закрепление пройденного материала.

Раздел V (8 часов):

  1. Детские песни.
  2. Закрепление пройденного материала.
  3. Повторение и закрепление пройденного материала.
  4. Урок-концерт для родителей (итоговое занятие).
  5. Постановка номеров. Сводная репетиция.

Цели программы

Цель – формирование музыкальной культуры детей как части их духовной культуры.

 

Задачи программы:

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
  • воспитание коммуникативных качеств: умения слушать товарищей, проявлять к ним интерес и внимание, оказывать и принимать помощь. 

Развивающие:

  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия детьми образцов музыкальной культуры и накопление на его основе музыкальных впечатлений, необходимых для ориентации в сложном мире музыкального искусства;
  • развитие музыкальной памяти, внимания, чувства ритма и ансамбля;
  • развитие творческого воображения, ассоциативного мышления. 

Образовательные:

  • освоение языка музыки как «как искусства интонируемого смысла» (Б. Асафьев) через опыт общения ребенка с музыкальными произведениями;
  • освоение первоначальных знаний о музыке и музыкантах;
  • освоение музыкально-практических умений и навыков:
  • ориентировать детей в различных свойствах музыкального звука;
  • расширить диапазон детского голоса;
  • формировать хорошую артикуляцию;
  • учить определять жанры и характер музыкального произведения;
  • осваивать приемы правильного звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.

Результат программы

Первый год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • эмоционально отзываться на песни разного характера;
  • самостоятельно узнают и называют песни по вступлению и мелодии, начинают пение после вступления вместе с педагогом;
  • поют собственным голосом, без крика, слажено, точно интонируя несложные мелодии, построенные в поступенном движении звуков вверх, вниз, с помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него;
  • умеют правильно брать дыхание, четко произносить слова во время пения;
  • двигаться, согласовывая движения с ритмом музыки;
  • умеют воспроизводить простой ритмический рисунок мелодии.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • эмоционально отзываться на песни различного характера, высказываются о характере прослушанных произведений;
  • самостоятельно узнают и называют песни по вступлению, мелодии, различают звуки по высоте, слышат движение мелодии вверх – вниз, поступенное и скачкообразное. Показывают рукой звуковысотное положение мелодии;
  • передают простой ритмический рисунок;
  • правильно берут дыхание между музыкальными фразами, начинают пение после вступления вместе с педагогом и без него, прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Поют качественным голосом без напряжения, чисто интонируют мелодию, контролируют слухом качество исполнения;
  • правильно произносят гласные в словах, согласные в конце слов;
  • умеют сохранять правильную осанку во время пения;
  • двигаются, согласовывая движения с ритмом и характером музыки, с текстом песни.

 

Третий год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • эмоционально отзываться на песни различного характера;
  • умеют различать эмоциональное содержание песен и музыкальных пьес, высказываются о характере песен, различают жанры (марш, колыбельные, танец и т.д.), выделяют 2-х и 3-х частные формы;
  • связывают средства музыкальной выразительности с содержанием музыки;
  • различают и самостоятельно определяют направление движения мелодии, определяют повторность звуков, наличие скачков, различают долгие и короткие звуки, отличают длительность движения руки;
  • слушают себя и товарищей во время пения, точно попадают на первый звук мелодии песни, поют естественным голосом, без напряжения, правильно берут дыхание между музыкальными фразами, удерживают интонацию на одном звуке, чисто пропевают скачки в мелодии;
  • поют хором, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;
  • поют выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни, правильно выполняют логические ударения, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;
  • умеют самостоятельно давать оценку качества пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение;
  • двигаются в соответствии с характером музыки, ритмично согласовывая с началом и окончанием музыки, определяя различный характер танцевальности контрастных пьес (полька, вальс);
  • играют на металлофоне попевки и упражнения.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • умеют различать эмоциональное содержание песен, высказываются о характере песен;
  • слушают себя и товарищей;
  • точно, попадают на первый звук мелодии песни;
  • поют легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;
  • поют хором, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;
  • поют, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук, выразительно исполняют песни;
  • во время пения сидят прямо, не прислоняясь к спинке стула;
  • различают жанры: марш, колыбельная, танец и т.д.;
  • выделяют части (двух частная, трех частная формы);
  • связывают средства музыкальной выразительности с содержанием музыки;
  • передают в движении различный характер музыкальных образов;
  • эмоционально отзываются на песни разного характера;
  • высказываются о форме песни (музыкального произведения), о темповых и динамических изменениях, о характере произведения в целом, о жанре;
  • чисто пропевают поступенные и скачкообразных движений мелодии;
  • различают долгие и короткие звуки, отмечают длительность движения руки;
  • удерживают интонацию на одном звуке;
  • удерживают дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывают, заканчивают мягко, правильно выполняют логические ударения;
  • поют выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.);
  • различают средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр);
  • двигаются в соответствии с характером музыки, ритмично, согласовывая с началом и окончания музыки;
  • эмоционально отзываются на песни веселого – радостного, веселого – лирического, нежного и энергичного характера;
  • умеют самостоятельно давать оценку качества пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение.

Материально-техническая база

Для занятий необходимо помещение, в котором будет достаточно места, чтобы расположить детей, инструменты и свободное место для ритмических движений.

 

В помещении должно быть фортепиано и доска (на стене) размером не менее 1,5 м × 1,5 м, необходимая мебель, соответствующая возрасту детей (стулья, столы, соответствующие росту детей), шкафы для хранения учебного материала.