Программа «Лира»

Программа знакомит детей с теоретическими основами музыкальной грамоты, формирует музыкально-слушательский и информационный кругозор в области художественной культуры и музыкального искусства. Работа по данной Программе позволяет дать общее музыкальное развитие всем детям, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах народной и классической музыки, воспитать активных участников художественной самодеятельности.

 

Работа с каж­дым обучающимся ведётся по индивидуальному плану. Это позволяет детям посещать за­нятия в объединении столько лет, сколько они захотят. Адаптивность программы позволя­ет корректировать задания в процессе обучения в соответствии с уровнем подготовки ребёнка и темпами его развития.

 

В программу включена и досуговая деятельность объединения, что благотворно влияет на профессиональные и межличностные отношения детей, способствует укрепле­нию коллектива.

Педагоги

Коротких Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения

1. Первая встреча (1 час).

2. Знакомство с инст­рументом (1 час).

3. Подбирание мелодий по слуху (6 часов).

4. Транспонирование песен от различных звуков (7 часов).

5. Изучение клавиатуры (8 часов).

6. Изучение нотной записи. Навык игры по нотам. Чтение нот с листа (12 часов).

7. О выразительности исполнения (4 часа).

8. Динамические нюансы (4 часа).

9. Развитие игровых навыков (8 часов).

10. Изучение ансамб­лей (6 часов).

11. Слушание музыки. Посещение «Музы­кальной гостиной» (20 часов).

 

2 год обучения

1. Работа над поли­фонией (8 часов).

2. Крупная форма сонатины (7 часов).

3. Вариации (7 часов).

4. Пьесы малой формы (10 часов).

5. Работа над техни­кой (6 часов).

6. Гаммы (4 часа).

7. Чтение с листа (3 часа).

8. Подбор по слуху (4 часа).

9. Подбор аккомпа­немента (3 часа).

10. Посещение заня­тий «Музыкаль­ной гостиной» (20 часов).

 

3 год обучения

1. Прослушивание летней самостоятельной работы (1 час).

2. Работа над проблемами аппарата (3 часа).

3. Работа над полифонией (8 часов).

4. Работа над крупной формой: сонатина, вариации, рондо (10 часов).

5. Пьесы малой формы (12 часов).

6. Работа над техникой (6 часов).

7. Гаммы мажорные и минорные до 2-х знаков в ключе (5 часов).

8. Чтение с листа (3 часа).

9. Подбор по слуху (2 часа).

10. Подбор аккомпанемента (7 часов).

11. Элементы сочинения (5 часов).

12. Игра в ансамбле (4 часа).

13. Посещение занятий «Музыкальной гостиной» (6 часов).

 

4 год обучения

1. Прослушивание летней самостоятельной работы (1 час).

2. Работа над полифонией (8 часов).

3. Работа над крупной формой: соната, вариации, рондо (10 часов).

4. Пьесы малой формы (10 часов).

5. Работа над техникой (7 часов).

6. Гаммы до 3-х знаков в ключе. Аккорды, арпеджио короткие, длинные (6 часов).

7. Чтение с листа (3 часа).

8. Подбор аккомпанемента (7 часов).

9. Элементы сочинения (5 часов).

10. Игра в ансамбле (7 часов).

11. Посещение занятий «Музыкальной гостиной» (8 часов).

 

5 год обучения

1. Прослушивание летней самостоятельной работы (1 час).

2. Прослушивание и выбор концертных тем (1 час).

3. Работа над полифонией (10 часов).

4. Работа над крупной формой: соната, вариации, рондо, концерт (14 часов).

5. Пьесы малой формы (12 часов).

6. Работа над техникой (6 часов).

7. Гаммы (4 часа).

8. Чтение с листа (2 часа).

9. Подбор аккомпанемента (4 часа).

10. Игра в ансамбле (10 часов).

11. Посещение занятий "Музыкальной гостиной" (8 часов).

Цели программы

Цель программы – сформировать исполнительские умения и навыки игры на фортепиано через раскрытие и развитие музыкальных способностей детей.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

Воспитательные:

а) сформировать у обучающихся такие качества как трудолюбие, чувство долга, са­модисциплина, выдержка, настойчивость;

б) содействовать процессу социализации личности через формирование таких качеств как чуткость, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, ответственность за порученное дело;

в) воспитать чувство исполнительской ответственности;

г) помочь развить и укрепить у обучающихся уверенности в себе.

 

Обучающие:

а) сформировать умения и навыки игры на фортепиано;

б) обучить детей музыкальной грамоте;

в) научить слушать и анализировать музыкальные произведения;

г) сформировать у обучающихся технику фортепианной игры через развитие техни­ческих навыков;

д) научить самостоятельно и творчески музицировать в быту.

 

Развивающие:

а) содействовать формированию у обучающихся общей музыкальной культуры;

б) развить музыкальные способности детей;

в) развить у обучающихся двигательные навыки и координацию движений;

г) содействовать развитию у обучающихся внимания, памяти, мышления, воображе­ния;

д) развить у обучающихся творческие способности и творческую активность;

е) привить любовь к музыке, искусству, творчеству.

Результат программы

Программа направлена на воспитание личности, способной к творче­ству в любой сфере жизнедеятельности человека. В процессе совместной деятельности в период обучения у детей развивается воображение, внимание, организо­ванность, целеустремлённость и любовь к музыке. Ребята начинают выступать в художе­ственной самодеятельности в школе, посещать театры, концерты.

 

На занятиях фортепиано дети учатся исполнять по нотам пьесы, подбирать по слу­ху популярные мелодии с аккомпанементом. Уровень исполнительских умений и навыков определяется содержанием программы каждого года обучения.

 

Итогом пятилетнего обучения игре на фортепиано должен стать квалифицирован­ный любитель музыки, владеющий навыками практического музицирования.

Материально-техническая база

Рабочий кабинет, фортепиано, звуковоспроизводящая аппаратура, нотной библиотека и методическая литература.