- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Социальная адаптация
- Программа «Считалочка»
Рекомендуем посмотреть
Программа «Считалочка»
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.
Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.
В процессе обучения у ребенка формируются математические знания, умения, навыки. Кроме того развивается художественный вкус, творческая активность.
Педагоги
Василевская Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Содержание программы
Первый год обучения:
- Вводное занятие.
- Цвет.
- Оттенки цветов.
- Большой и маленький.
- Цвет и форма.
- Один, много.
- Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества.
- Числа 1 и 2. Цифры 1 и 2.
- Пространственные отношения: длиннее- короче. Сравнение по длине.
- Представление о круге. Распознавание круга.
- Представление о шаре. Распознавание шара.
- Счёт до трёх. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание.
- Пространственные отношения: на- над- под.
- Пространственные отношения: выше- ниже. Сравнение по высоте.
- Пространственные отношения: слева- справа- посередине.
- Заключительное занятие.
Всего: 38 часов.
Второй год обучения:
- Вводное занятие. Вводный инструктаж. Диагностика детей.
- Повторение.
- Пространственные отношения: раньше – позже.
- Счет до четырех. Число 4 и цифра 4.
- Квадрат.
- Куб.
- Пространственные отношения: вверху – внизу.
- Пространственные отношения: шире – уже. Сравнение по ширине.
- Счет до пяти. Число 5 и цифра 5.
- Овал.
- Пространственные отношения: внутри – снаружи.
- Пространственные отношения: впереди – сзади – между.
- Пара.
- Прямоугольник.
- Числовой ряд.
- Ритм.
- Счет до шести. Число 6 и цифра 6.
- Порядковый счет.
- Сравнение по длине.
- Счет до семи. Число 7 и цифра 7.
- Сравнение по толщине.
- Сравнение по высоте.
- План.
- Счет до восьми. Число 8 и цифра 8.
- Сравнение по длине, ширине и толщине.
- Геометрические тела. Цилиндр. Конус. Призма и пирамида.
- Заключительное занятие.
Всего: 72 часа.
Третий год обучения:
- Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
- Повторение.
- Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
- Таблицы.
- Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и не равенства.
- Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.
- Пространственные отношения: на, над, под.
- Повторение.
- Пространственные отношения: справа, слева.
- Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания.
- Пространственные отношения: между, посередине.
- Взаимосвязь между целым и частью. Представление один, много.
- Число 1 и цифра 1.
- Пространственные отношения: внутри, снаружи.
- Число 2 и цифра 2.
- Представления о точке и линии.
- Число 3 и цифра 3.
- Представления о ломаной линии и многоугольнике.
- Число 4 и цифра 4.
- Число 5 и цифра 5.
- Число 6 и цифра 6.
- Число 7 и цифра 7.
- Представление о числовом отрезке.
- Число 8 и цифра 8.
- Число 9 и цифра 9.
- Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше, меньше.
- Пространственные отношения: впереди, сзади.
- Число 0 и цифра 0.
- Число 10 и цифра 10.
- Заключительное занятие.
Всего: 72 часа.
Четвёртый год обучения: (72 часа).
- Вводное занятие.
- Выявление математических представлений у детей. Работа с программным материалом третьего года обучения.
- Представление об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
- Представление о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка).
- Работа с таблицами.
- Символы.
- Число 11 и цифра 11.
- Число 12 и цифра 12.
- Число 13 и цифра 13.
- Число 14 и цифра 14.
- Число 15 и цифра 15.
- Число 16 и цифра 16.
- Число 17 и цифра 17.
- Число 18 и цифра 18.
- Число 19 и цифра 19.
- Число 20 и цифра 20.
- Знакомство пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
- Заключительное занятие.
Цели программы
Цель программы – формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
Задачи программы:
Образовательные:
- приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, цвете, пространстве и времени, как основы математического развития;
- формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности процесса обучения.
Воспитательные:
- умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности;
- содействие процессу социализации личности ребёнка;
- создание в группах гуманного доброжелательного отношения к обучающимся, что способствует воспитанию коллективизма, доброты, инициативы, стремления к творчеству.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- творческая организация (креативность) процесса обучения.
Результат программы
Первый год обучения:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:
- через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 3, с названиями частей суток и времен года;
- узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трёх тел (шар, куб, цилиндр);
- научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа.
Второй год обучения.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать уметь:
- пересчитывает и отсчитывает предметы, их изображения в пределах пяти;
- понимает, как образуется число;
- знает цифры в пределах пяти;
- понимает, как образуется число;
- знает цифры в пределах пяти;
- умеет сравнивать группы предметов, отличающиеся по количеству на один элемент;
- группирует множества по одному из признаков: цвету, форме, размеру, количеству;
- понимает и различает количественный и порядковый счёт;
- выделяет отдельные параметры, сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, строит ряд размеров.
- знает названия и понимает особенности геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, цилиндр, куб), использует их как эталоны обозначений формы предметов;
- ориентируется в пространстве. Использует в активном словаре слова и выражения: впереди меня, за тобой, под окном, между деревьями;
- ориентируется во времени, выделяет части суток словами: утро, день, вечер, ночь. Описывает последовательность действий, использует слова: завтра, вчера, сегодня.
Третий год обучения.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:
- знает числа и цифры в пределах десяти;
- понимать отношения между смежными числами, количественный состав числа из единиц в пределах пяти, считает в прямом и обратном порядке;
- сравнивать предметы по двум-трем параметрам одновременно. При сравнении предметов по размеру используют условную меру, понимает, что результат измерения зависит от выбранной меры;
- ориентируется в пространстве от любого предмета, используя знания и умения в самостоятельной деятельности.
- ориентируется во времени;
- знает дни недели, времена года по порядку, осознанно использует в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра.
Четвёртый год обучения.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:
- знать числа и цифры в пределах двадцати;
- понимать отношения между смежными числами, количественный состав числа из единиц в пределах десяти, считает в прямом и обратном порядке;
- сравнивать предметы по двум-трем параметрам одновременно. При сравнении предметов по размеру используют условную меру, понимает, что результат измерения зависит от выбранной меры;
- правильно называть элементы геометрических фигур: стороны, углы, вершины;
- умеют переконструировать геометрические фигуры путём практических и мысленных операций;
- ориентируется в пространстве от любого предмета, используя знания и умения в самостоятельной деятельности.
- ориентируются во времени.
- знают дни недели, времена года по порядку, осознанно использует в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра;
- умеют пользоваться моделями времени;
- понимают объективность, непрерывность (продолжительность), необратимость времени.
- проявляют инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Материально-техническая база
Занятия проводятся в помещении, в котором достаточно места, соответствующем нормам СаНПин.
В кабинете имеется доска (на стене) размером не менее 1,5 м ×1,5 м, необходимая мебель, соответствующая возрасту детей (стулья, столы, соответствующие росту детей), шкафы для хранения учебного материала.
Средства обучения (учебное оборудование, материалы).