Программа «Считалочка»

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

 

Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

 

В процессе обучения у ребенка формируются математические знания, умения, навыки. Кроме того развивается художественный вкус, творческая активность.

Педагоги

Василевская Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие.
  2. Цвет.
  3. Оттенки цветов.
  4. Большой и маленький.
  5. Цвет и форма.
  6. Один, много.
  7. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества.
  8. Числа 1 и 2. Цифры 1 и 2.
  9. Пространственные отношения: длиннее- короче. Сравнение по длине.
  10. Представление о круге. Распознавание круга.
  11. Представление о шаре. Распознавание шара.
  12. Счёт до трёх. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание.
  13. Пространственные отношения: на- над- под.
  14. Пространственные отношения: выше- ниже. Сравнение по высоте.
  15. Пространственные отношения: слева- справа- посередине.
  16. Заключительное занятие.

Всего: 38 часов.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Диагностика детей.
  2. Повторение.
  3. Пространственные отношения: раньше – позже.
  4. Счет до четырех. Число 4 и цифра 4.
  5. Квадрат.
  6. Куб.
  7. Пространственные отношения: вверху – внизу.
  8. Пространственные отношения: шире – уже. Сравнение по ширине.
  9. Счет до пяти. Число 5 и цифра 5.
  10. Овал.
  11. Пространственные отношения: внутри – снаружи.
  12. Пространственные отношения: впереди – сзади – между.
  13. Пара.
  14. Прямоугольник.
  15. Числовой ряд.
  16. Ритм.
  17. Счет до шести. Число 6 и цифра 6.
  18. Порядковый счет.
  19. Сравнение по длине.
  20. Счет до семи. Число 7 и цифра 7.
  21. Сравнение по толщине.
  22. Сравнение по высоте.
  23. План.
  24. Счет до восьми. Число 8 и цифра 8.
  25. Сравнение по длине, ширине и толщине.
  26. Геометрические тела. Цилиндр. Конус. Призма и пирамида.
  27. Заключительное занятие.

Всего: 72 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
  2. Повторение.
  3. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
  4. Таблицы.
  5. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и не равенства.
  6. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения.
  7. Пространственные отношения: на, над, под.
  8. Повторение.
  9. Пространственные отношения: справа, слева.
  10. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания.
  11. Пространственные отношения: между, посередине.
  12. Взаимосвязь между целым и частью. Представление один, много.
  13. Число 1 и цифра 1.
  14. Пространственные отношения: внутри, снаружи.
  15. Число 2 и цифра 2.
  16. Представления о точке и линии.
  17. Число 3 и цифра 3.
  18. Представления о ломаной линии и многоугольнике.
  19. Число 4 и цифра 4.
  20. Число 5 и цифра 5.
  21. Число 6 и цифра 6.
  22. Число 7 и цифра 7.
  23. Представление о числовом отрезке.
  24. Число 8 и цифра 8.
  25. Число 9 и цифра 9.
  26. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше, меньше.
  27. Пространственные отношения: впереди, сзади.
  28. Число 0 и цифра 0.
  29. Число 10 и цифра 10.
  30. Заключительное занятие.

Всего: 72 часа.

 

Четвёртый год обучения: (72 часа).

  1. Вводное занятие.
  2. Выявление математических представлений у детей. Работа с программным материалом третьего года обучения.
  3. Представление об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  4. Представление о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка-маленькая клетка).
  5. Работа с таблицами.
  6. Символы.
  7. Число 11 и цифра 11.
  8. Число 12 и цифра 12.
  9. Число 13 и цифра 13.
  10. Число 14 и цифра 14.
  11. Число 15 и цифра 15.
  12. Число 16 и цифра 16.
  13. Число 17 и цифра 17.
  14. Число 18 и цифра 18.
  15. Число 19 и цифра 19.
  16. Число 20 и цифра 20.
  17. Знакомство пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
  18. Заключительное занятие.

Цели программы

Цель программы – формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, цвете, пространстве и времени, как основы математического развития;
  • формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности процесса обучения. 

Воспитательные:

  • умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности;
  • содействие процессу социализации личности ребёнка;
  • создание в группах гуманного доброжелательного отношения к обучающимся, что способствует воспитанию коллективизма, доброты, инициативы, стремления к творчеству. 

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти;
  • использование здоровьесберегающих технологий;
  • творческая организация (креативность) процесса обучения.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 3, с названиями частей суток и времен года;
  • узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трёх тел (шар, куб, цилиндр);
  • научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа.

 

Второй год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать уметь:

  • пересчитывает и отсчитывает предметы, их изображения в пределах пяти;
  • понимает, как образуется число;
  • знает цифры в пределах пяти;
  • понимает, как образуется число;
  • знает цифры в пределах пяти;
  • умеет сравнивать группы предметов, отличающиеся по количеству на один элемент;
  • группирует множества по одному из признаков: цвету, форме, размеру, количеству;
  • понимает и различает количественный и порядковый счёт;
  • выделяет отдельные параметры, сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, строит ряд размеров.
  • знает названия и понимает особенности геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, цилиндр, куб), использует их как эталоны обозначений формы предметов;
  • ориентируется в пространстве. Использует в активном словаре слова и выражения: впереди меня, за тобой, под окном, между деревьями;
  • ориентируется во времени, выделяет части суток словами: утро, день, вечер, ночь. Описывает последовательность действий, использует слова: завтра, вчера, сегодня.

 

Третий год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • знает числа и цифры в пределах десяти;
  • понимать отношения между смежными числами, количественный состав числа из единиц в пределах пяти, считает в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать предметы по двум-трем параметрам одновременно. При сравнении предметов по размеру используют условную меру, понимает, что результат измерения зависит от выбранной меры;
  • ориентируется в пространстве от любого предмета, используя знания и умения в самостоятельной деятельности.
  • ориентируется во времени;
  • знает дни недели, времена года по порядку, осознанно использует в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра.

 

Четвёртый год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • знать числа и цифры в пределах двадцати;
  • понимать отношения между смежными числами, количественный состав числа из единиц в пределах десяти, считает в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать предметы по двум-трем параметрам одновременно. При сравнении предметов по размеру используют условную меру, понимает, что результат измерения зависит от выбранной меры;
  • правильно называть элементы геометрических фигур: стороны, углы, вершины;
  • умеют переконструировать геометрические фигуры путём практических и мысленных операций;
  • ориентируется в пространстве от любого предмета, используя знания и умения в самостоятельной деятельности.
  • ориентируются во времени.
  • знают дни недели, времена года по порядку, осознанно использует в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра;
  • умеют пользоваться моделями времени;
  • понимают объективность, непрерывность (продолжительность), необратимость времени.
  • проявляют инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в помещении, в котором достаточно места, соответствующем нормам СаНПин.

 

В кабинете имеется доска (на стене) размером не менее 1,5 м ×1,5 м, необходимая мебель, соответствующая возрасту детей (стулья, столы, соответствующие росту детей), шкафы для хранения учебного материала.

 

Средства обучения (учебное оборудование, материалы).