Программа «Горница»

  • (2)

На занятиях дети учатся различным видам рукоделия: бисероплетению, шитью, вышивке, участвуют в беседах о старинных и современных русских народных промыслах, конструируют и прошивают уникальные лоскутные полотна, создают авторские куклы, изучают многогранное, уникальное явление, гордость русской национальной культуры – русский национальный костюм.

 

Дети знакомятся не только с технологией изготовления костюма, различными способами его декорирования, но и с этнографическими особенностями русского крестьянского костюма, вопросами территориального распространения его видов, с символикой цвета и орнаментов. Культурологический исследовательский подход к традиционной орнаментальной вышивке крестом обогащает и поэтизирует учебные занятия по этой теме.

Педагоги

Николаева Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа).

2. Земли сибирской роднички (62 часа).

3. Сибирь мастеровая (72 часа).

4. Народный календарь (12 часов).

5. Итоговое занятие (2 часа).

 

2 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа).

2. Земли сибирской роднички (58 часов).

3. Сибирь мастеровая (52 часа).

4. Волшебная страна творчества (30 часов).

5. Народный календарь (4 часа).

6. Итоговое занятие (2 часа).

 

3 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа).

2. Земли сибирской роднички (66 часов).

3. Сибирь мастеровая (48 часов).

4. Волшебная страна творчества (25 часов).

5. Народный календарь (5 часов).

6. Итоговое занятие (2 часа).

Цели программы

ЦЕЛЬ: оказание детям педагогической помощи в раскрытии, реализации и развитии их творческих способностей в декоративно-прикладном творчестве.

 

В практической работе с детьми эта цель реализуется (и конкретизируется) через решение следующих задач:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- формирование у обучающихся теоретических знаний в области декоративно-прикладного творчества;

- формирование у детей практических умений и навыков работы с разными материалами (ткань, кожа, бисер, мулине, пряжа и пр.);

- обучение детей различным приемам вышивки, бисероплетения, другим видам декорирования одежды и предметов быта;

- ознакомление обучающихся с основами конструирования, моделирования и пошива традиционной куклы и русского национального народного костюма на нее.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- формирование художественно-эстетического вкуса, чувства композиции, гармонии;

- развитие у детей фантазии, творческого воображения; ассоциативно-образного мышления;

- развитие творческой самостоятельности и творческой активности.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- создание для обучающихся полноценной нравственно-эстетической среды общения;

- содействие воспитанию у детей трудолюбия, усидчивости, аккуратности, ответственности;

- формирование у обучающихся культуры поведения, умений и навыков бесконфликтного общения.

Результат программы

Результатом реализации данной программы является формирование устойчивого осознанного интереса к народному искусству, помощь в профессиональном самоопределении, воспитание патриотизма, гражданственности.

 

Как практический результат – содействие в организации, обустройстве своего личного пространства, окружение себя и своих близких истинно красивым предметно-вещественным миром. Предполагаем, что обучающиеся по этой программе дети будут стремиться строить жизнь по законам красоты и гармонии.

Материально-техническая база

Светлое удобное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебное оборудование: комплект мебели, необходимый для организации занятий (столы для раскроя, шкафы для хранения дидактического материала, материала для работы, выставочного фонда детских работ, магнитной доски и т.п.), инструменты, приспособления, швейные машины, оверлог.

 

Учебно-дидактические материалы:

- учебные пособия по темам учебного плана;

- плакаты-схемы по конструированию различных элементов русского костюма;

- карты распространения по территории России различных видов костюмов;

- папки с лучшими детскими работами прошлых лет;

- альбомы, иллюстрации, картины, рисунки, открытки, фотографии;

- видеокассеты, диафильмы, слайды по различным темам учебного плана.