Программа по керамике «У истоков мастерства».

  • Источником развития художественно-творческих и коммуникативных способностей ребенка могут стать занятия декоративно-прикладной деятельностью, в частности, художественной керамикой. Лепка, как самый осязаемый вид художественного творчества дает удивительную возможность ребенку не только отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах, но и способствует развитию художественно-образного мышления, внимания, творческого потенциала, коммуникативных качеств, что поможет ему в дальнейшей жизни.

 

  •   Глина является и  средством творческого самовыражения, и превосходным психотерапевтическим инструментом самотерапии, который облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность импульсивных действий в реальной действительности.При использовании приема размазывания глины по поверхности происходит положительная динамика в реабилитации детей, переживших травматические ситуации, восстановление их психической чувствительности.

 

  • Данная программа знакомит с народными традициями и историей возникновения глиняных промыслов; с миром профессий, связанных с художественной керамикой. Дает возможность постичь накопительный человеческий опыт.

 

  • В процессе занятий происходит освоение приемов работы с глиной при создании различных керамических изделий, закрепление практических навыков и проявление творческих способностей в создании индивидуальных работ. Все это в комплексе нацеливает обучающихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремёсел.

Педагоги

Кошкарова Ольга Владимировна. Педагог высшей квалификационной категории.

Общий педагогический стаж 32 года.

Образование: высшее профессиональное.

НГПИ, специальность: учитель рисования, черчения и трудового обучения, квалификация: учитель изобразительного искусства, черчения и трудового обучения.

Повышение квалификации

 НИПКиПРО: «Развитие художественной одаренности в условиях системы дополнительного образования», 72 часа.    

 

Профессиональные достижения   Педагог награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ «За значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи, многолетний добросовестный труд». 04.05 2018г.

Благодарность: "За высокие показатели в профессиональной деятельности и большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения" от Законодательного собрания Новосибирской области.

Гран-При Международного конкурса «КИТ» 2020г.

Гран-При Открытой международной Олимпиады талантов «Богатство России» 2021г.

Большая медаль памяти М.Н. Мельникова Регионального этнокультурного конкурса «Через прошлое в будущее» 2018-2020гг.

 

Достижения обучающихся

Международный Сибирский фестиваль керамики - Лауреаты 1, 2, 3 степени 10 человек обучающихся 2020г.  

Всероссийские фестивали детского и юношеского творчества:

  •  «Шедевры России»: Гран-При – Образцовая студия «Керамика»; лауреаты 1 степени – 14 человек. 2020г.
  • «Шедевры планеты»: лауреаты 1 степени –15 человек. 2020г.
  • «Парад искусств»: лауреаты 1 степени – 8 человек. 2020г.
  • «Сокровища нации», «Звезды России» - лауреаты 1 степени 11 человек.2020г.
  • «Таланты России»: Гран-При – Образцовая студия «Керамика»; лауреаты 1 степени – 6 человек. 2021г.

Расписание

Режим занятий

1 год обучения – два раза в неделю по 2 часа;

2, 3,4 годы обучения – два раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. 

Содержание программы

Уровень  программы  - базовый. Это освоение: специализированных знаний по  декоративно - прикладному искусству (ДПИ) – керамика, технологического процесса лепки из глины;  обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.

1 год обучения включает знакомство обучающихся с материалом, с основами эскизирования, цветоведения и росписи изделий из керамики. Получение начальных сведений по истории народных промыслов, формирование начальных навыков обработки глины. 

2 год обучения – углубление знаний обучающихся о работе с материалом, что расширяет их «творческий кругозор». Развитие практических навыков. Первоначальное включение в проектную деятельность.   

3 год обучения направлен на выработку у обучающихся авторского стиля и их участие в проектной деятельности. Создание индивидуальных творческих работ по эскизам как педагога, так и самих обучающихся.

 4 год обучения - включает совершенствование навыков работы с глиной, изучение новых видов обработки и декорирования керамики, развитие мотивации к участию в культурной жизни социума.

 

Основные разделы учебного плана

  •  Вводное занятие - 1\1\1\1 час.
  • «Осенние фантазии» - 15\ 23\ 23\ 23 часа.
  • «Мир живых существ» - 16\ 24\ 0\0 часов.
  • «Мир вокруг. Народная игрушка» - 16\ 24\ 0\0 часов.
  • «Рождественские сувениры» - 16\ 24\ 24\0 часов.
  • «Чудесные животные» - 16\ 24\ 0\0 часов.
  • «Плоско– рельефная лепка» 16\23\24\66 – часов.
  • «Весенние голоса» 15\0\0\0 часов.
  • «Веселая мастерская» - 16\0\0\0 часов.
  • «Лепка по творческим эскизам и выбору обучающихся» - 16\24\48\0 часов.
  • «Бусы и подвески» -  0\24\0\0 часов.
  • «Портрет в интерьере»-  0\24\0\0 часов.
  • «Мир животных» - 0\0\24\0 часов.
  • «Оформление интерьеров» - 0\0\24\24 часа.
  • «Сказочные существа и мифологические животные» - 0\0\24\0 часов.
  •  Этнос - 0\0\23\0 часов.
  •  Сюжетная лепка - 0\0\0\24 часа.
  • «Лампы, светильники, фонарики» - 0\0\0\24 часа.
  • «Сказочный цветок» - 0\0\0\6 часов.
  • «Персонажи» - 0\0\0\24 часа.
  •  Окарина - 0\0\0\6 часов.
  •  Ваза «Лес» - 0\0\0\11 часов.
  •  Итоговое занятие - 1\1\1\1час.

 


 

 

Цели программы

Формирование и развитие творческого отношения обучающихся к изучению окружающего мира и умения отобразить его в своих изделиях из глины.

 

Задачи.

 Предметные:

  • обучать свободно пользоваться многообразием приёмов, способов обработки глины, изучить особенности стилизации формы в материале;
  • обучать создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
  • обучать разным подходам к формообразованию изделий из глины, способам декорирования и особенностям художественной стилизации;
  • знакомить с народными промыслами и авторскими керамическими стилями;
  • изучать на практике культурное наследие через утилитарные произведения ДПИ;
  • формировать, развивать и закреплять навыки при работе с глиной, красками и другими художественными материалами.

 

Развивающие:

  • развивать творческую фантазию, художественный вкус, культуру труда;
  • развивать зрительное восприятие, память, образное мышление;
  • совершенствовать природное осязание обеих рук.

 

Личностные

формировать:

  • у обучающихся  нравственно – эстетическую отзывчивость;
  • патриотические качества и активную гражданскую позицию;
  • навыки контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
  • умения выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • навыки привнесения элементов творчества, эстетического отношения к окружающему миру в повседневную жизнь, и впоследствии – в среду профессиональной деятельности.

 

Метапредметные:

  • приобретать навыки социальной компетенции: учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; 
  • развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать происходящее в процессе коллективной работы; 
  • формировать умения переносить знания и представления с одного вида деятельности на другой, привлекать знания из разных областей (литература, история, основы черчения и начертательной геометрии, математика);
  • развивать навыки использования личного опыта и полученных знаний в практическом воплощении художественного замысла.
  • учить планировать свое учебное и свободное время;
  • определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю развития и традиции народных промыслов;
  • способы свободно пользоваться многообразием приёмов обработки глины;
  • особенности стилизации формы в материале. .

 Будут уметь:

создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
владеть разными подходами к формообразованию изделий из глины, способам декорирования и особенностям художественной стилизации.
Разовьется внимание, зрительная память, наблюдательность.

Получат развитие личностные качества:

  • мыслить творчески и эстетически оценивать различные явления нашей жизни;
  • организовывать свой труд;
  • сотрудничать при выполнении коллективной работы;
  • оценивать с нравственной точки зрения свои поступки и поступки других людей;
  • грамотно воспринимать культурное мировое наследие, классическое и современное искусство.

 

Метапредметные результаты (умения):

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • анализировать, сравнивать и обобщать происходящее в процессе коллективной работы;
  • переносить знания и представления с одного вида деятельности на другой, привлекать знания из разных областей (литература, история, основы черчения и начертательной геометрии, математика) для выполнения творческой работы;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • привносить элементы творчества, эстетического отношения к окружающему миру в повседневную жизнь, стремление к самопознанию и саморазвитию.

 

Особые условия проведения

В творческое объединение принимаются все желающие дети, имеющие медицинский допуск, на основании заявления родителей (законных представителей).

 

Образовательная программа предусматривает включение детей в учебный процесс в течение учебного года.

 

Материально-техническая база

Учебный кабинет, соответствует противопожарным, санитарно – гигиеническим  и предметным нормам.

Имеется отдельное помещение с сушильным шкафом и муфельной печью для обжига керамики. Оборудовано стеллажами для хранения материалов (ангобы, глазури и т.д.)

 

Перечень оборудования учебного помещения:

  • Рабочие столы, стулья.
  • Шкаф для хранения материалов и пособий.
  • Стеллажи для хранения работ.
  • Демонстрационная доска; стенды для хранения образцов изделий по различным разделам программы.
  • Ящики для хранения глины.

 

Перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения занятий:

  • турнетки, гипсовые подставки;
  • подставки для хранения стеков и кистей, ёмкости для воды;
  • стеки различного назначения, кисти;
  • глина, шамотная масса, ангобы, глазури, гуашь, акварель, акрил. Текстиль.

 

Перечень технических средств обучения:

  • Гончарный круг;
  • Печи для обжига изделий (Лаборантская).

 

 Информационное обеспечение

  • Информационный стенд для детей и родителей студии «Керамика;
  • аудио-, видео записи, интернет-материалы.