Программа «Уроки мастерства»

Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

 

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.

 

Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.

 

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.

 

Содержание данной программы направлено на приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка. В результате дети, в соответствии с их возрастными особенностями, учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами (пластилин, бумага, ткань, нити), а также с широким ассортиментом материалов разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Это, во-первых, материалы растительного происхождения: сосновые и еловые шишки, жёлуди, листья деревьев, кустарников и трав, мхи и лишайники, кора и береста, солома, мочало, ветки, семена и т.п. Во–вторых, широко распространённые в природе глина и кварцевый песок, а также камешки и ракушки. Это и доступные для обработки силами младших школьников тонкая и мягкая проволока, тонкая жесть, алюминиевая фольга, пенопласт, поролон, синтетические плёнки, а также специально подготовленные полуфабрикаты: деревянные дощечки, брусочки и рейки, кусочки фанеры. Это, наконец, материалы, часто называемые бросовыми: небольшие бумажные и картонные коробки, пластмассовые пробки, исписанные стержни от шариковых ручек, спичечные коробки, целлофан и т.п.

 

Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Педагоги

Яковлева Ирина Александровна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: ДПИ.

Общий стаж: 38 лет.

Педагогический стаж: 38 лет.

Образование: средне-специальное, Новосибирское областное педагогическое училище, 1981 год.

Направление подготовки и/или специальности: учитель начальных классов, старший пионервожатый.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Работа с природным материалом – 8 ч.
  3. Лепка изделий из пластилина: рельефное изображение животных – 4 ч.
  4. Лепка изделий из глины: лепка фруктов процарапыванием – 4 ч.
  5. Работа с соломкой – 12 ч.
  6. Работа с тканью – 8 ч.
  7. Работа с тканью и мехом – 4 ч.
  8. Работа с нитками: декоративная вазочка – 4 ч.
  9. Работа с соленым тестом – 12 ч.
  10. Работа с опилом – 8 ч.
  11. Работа с картоном – 4 ч.
  12. Работа с полосками бумаги – 4 ч.
  13. Работа с бумагой: аппликация Незнайки, Буратино и других героев – 4 ч.
  14. Работа с различными материалами – 54 ч.
  15. Папье–маше – 10 ч.
  16. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Лепка – 8 ч.
  3. Аппликация – 10 ч.
  4. Мозаика – 16 ч.
  5. Оригами – 8 ч.
  6. Шитье и вышивание – 12 ч.
  7. Плетение – 8 ч.
  8. Моделирование и конструирование – 28 ч.
  9. Изонить – 20 ч.
  10. Работа с соленым тестом – 24 ч.
  11. Работа с нитками – 6 ч.
  12. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Средства художественной выразительности. Приемы лепки и их сочетание – 4 ч.
  3. Лепка с натуры – 12 ч.
  4. Способы художественного декорирования (роспись) – 14 ч.
  5. Иллюстрирование сказок и литературных произведений – 16 ч.
  6. Работа с глиной – 12 ч.
  7. Лепка по наблюдению (по памяти) – 6 ч.
  8. Лепка по сказкам – 6 ч.
  9. Лепка на темы – 8 ч.
  10. Лепка объемных фигур – 8 ч.
  11. Орнамент – 4 ч.
  12. «В чудесном лесу» (поделки из природных материалов) – 14 ч.
  13. Аппликация – 36 ч.
  14. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Четвертый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Средства художественной выразительности – 2 ч.
  3. Лепка с натуры – 10 ч.
  4. Способы художественного декорирования (роспись, ажур, мраморизация) – 8 ч.
  5. Лепка по сказкам и литературным произведениям – 16 ч.
  6. Упражнения – 10 ч.
  7. Лепка по наблюдению (памяти) – 6 ч.
  8. Кожная пластика – 20 ч.
  9. Лепка на тему – 8 ч.
  10. Работа с природным материалом – 16 ч.
  11. Оригами – 20 ч.
  12. Бумагопластика или объемное конструирование – 26 ч.
  13. Итоговое занятие – 2 ч.

Цели программы

Цель программы – создание условий для творческой самореализации личности через углубление знаний о технологии обработки различных материалов и совершенствовании умений работать с ними.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
  • овладение техникой изготовления изделий из различных декоративных материалов.

Воспитательные:

  • привитие любви к Родине, родной природе, народным традициям;
  • воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры.

Развивающие:

  • формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии;
  • формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
  • развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • виды материалов (пластилин, бумага, природный материал, ткань, солёное тесто и др.), их свойства и способы применения при изготовлении поделок;
  • различать однодетальные и многодетальные конструкции, принцип и последовательность их построения;
  • технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов (пластилина, бумаги, природного материала, ткани, и др.);
  • различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина).

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
  • правильно работать ручными инструментами (стек, ножницы, пластмассовый нож) с соблюдением техники безопасности;
  • самостоятельно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии;
  • экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
  • реализовывать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные понятия: «пластилиновая основа», «аппликация» из природных материалов, «мозаика», «оригами», «моделирование», «плетение»;
  • основные знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках;
  • пользоваться нужными инструментами и приспособлениями;
  • экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
  • реализовывать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • законы композиции, практическое их применение;
  • технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках;
  • пользоваться нужными инструментами и приспособлениями;
  • экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
  • аккуратно относиться к любой декоративной деятельности;
  • реализовывать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • законы композиции, практическое их применение;
  • технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках;
  • пользоваться нужными инструментами и приспособлениями;
  • экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
  • аккуратно относиться к любой декоративной деятельности;
  • реализовывать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.

Материально-техническая база

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

 

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.