Программа «Чудесные уроки»

В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.

 

В объединении «Чудесные уроки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

 

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

 

Обучаясь в объединении «Чудесные уроки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета.

 

Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

Педагоги

Пискунович Мария Сергеевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: ДПИ.

Общий стаж: 6 лет.

Педагогический стаж: 6 лет.

Образование: высшее, Московский педагогический государственный университет, 2015 г.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Изделия из природного материала – 20 ч.
  3. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы – 20 ч.
  4. Объемные игрушки из бумаги – 20 ч.
  5. Игрушки из ниток – 10 ч.
  6. Фигурки животных, сказочных персонажей и человека из пластилина – 20 ч.
  7. Украшения для новогодней елки – 10 ч.
  8. Оригами: конструирование поделок из бумаги – 10 ч.
  9. Игрушки из яиц – 10 ч.
  10. Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами – 12 ч.
  11. Общая коллективная тематическая работа – 10 ч.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. «В чудесном лесу» – 24 ч.
  3. «Пластилинография» – 20 ч.
  4. «Бумагопластика» – 14 ч.
  5. «Пластилиновая гора» – 12 ч.
  6. «Остров ненужных вещей» – 12 ч.
  7. «Лебединое озеро» – 12 ч.
  8. «Изготовление кукол» – 6 ч.
  9. «Лоскутный город» – 8 ч.
  10. «Башня принцессы Иголочки» – 12 ч.
  11. «Бисероплетение» – 16 ч.
  12. «Тайна шерстяных ниток» – 4 ч.
  13. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. «В чудесном лесу» – 24 ч.
  3. Пластилинография – как способ декорирования – 20 ч.
  4. «Пластилиновая гора» – 14 ч.
  5. Бумагопластика – 12 ч.
  6. «Остров ненужных вещей» – 12 ч.
  7. Изготовление кукол – 12 ч.
  8. «Плетение из газетных трубочек» – 6 ч.
  9. «Город декупажа» – 8 ч.
  10. «Вышивка атласными лентами» – 12 ч.
  11. «Бисероплетение» – 16 ч.
  12. «Мир соленого теста» – 4 ч.
  13. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Четвертый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. «В чудесном лесу» – 24 ч.
  3. «Пластилинография» – 20 ч.
  4. «Пластилиновая гора» – 14 ч.
  5. «Бумагопластика» – 12 ч.
  6. «Остров ненужных вещей» – 12 ч.
  7. «Лебединое озеро» – 12 ч.
  8. «Мир соленого теста» – 6 ч.
  9. «Лоскутный город» – 8 ч.
  10. «Башня принцессы Иголочки» – 12 ч.
  11. «Бисероплетение» – 16 ч.
  12. «Работа с текстильными материалами» – 4 ч.
  13. Итоговое занятие – 2 ч.

Цели программы

Цель программы – создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из разных материалов.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

  • научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желание преобразить и украсить свой домашний интерьер;
  • овладеть начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы.

Воспитательные:

  • воспитать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интерес к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Развивающие:

  • развить творческие способности, мелкую моторику рук, пространственное воображение, логическое мышление, глазомер;
  • способность ориентироваться в информации.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • назначение инструментов и материалов и правила работы с ними;
  • терминологию в области декоративно – прикладного искусства;
  • технологию заготовки природного материала;
  • технологию обработки природного материала, строения материала;
  • технологию подетального способа изготовления изделий;
  • порядок изготовления аппликаций из засушенных листьев;
  • порядок изготовления поделок из природного материала;
  • порядок изготовления аппликаций из бумаги;
  • историю возникновения ремёсел;
  • порядок изготовления плоских фигурок из пластилина.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • работать с инструментами и приспособлениями;
  • заготавливать и обрабатывать природный материал;
  • изготавливать плоские композиции из природного материала;
  • изготавливать поделки из природного материала;
  • подбирать фон;
  • выполнять аппликацию, используя шаблоны;
  • работать с пластилином, пластикой, соленым тестом;
  • работать подетальным способом;
  • изготавливать сувениры.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;
  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином;
  • жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
  • понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
  • о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;
  • о работе с яичной скорлупой.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
  • решать художественно – творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация);
  • лепить разными способами;
  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства;
  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
  • работать в паре, распределяя обязанности с помощью педагога, осуществлять взаимоконтроль;
  • выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
  • проявлять элементы творчества на всех этапах.
  • соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
  • эстетично оформлять изделия.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
  • материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
  • традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
  • историю русского народного костюма;
  • игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
  • выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
  • выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
  • выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
  • наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
  • подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
  • сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах.
  • добывать необходимую информацию (устную и графическую).
  • анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
  • подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
  • соблюдать общие требования дизайна изделий;
  • планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Материально-техническая база

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

 

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.