Программа «Знакомство с художественной литературой»

Для воспитания любви и уважения к книге и художественному слову в данной программе используются сразу несколько видов искусств одновременно (художественные произведения – поэзия, проза, малые фольклорные формы; живопись, драматизация, музыка).

 

Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей эмоционально-эстетическое переживание и помогает возникновению целостного художественного образа.

 

Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей (импровизация, создание живописного, пластического образа разными художественными средствами, речетворчество, театрализация и т. д.). Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Педагоги

Савицкая Людмила Георгиевна, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Общий стаж: 34 года.

Педагогический стаж: 14 лет.

Стаж по специальности: 14 лет.
Образование: Лиепайский Государственный Педагогический Институт, 1988 год.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО - 108 часов, с 02.03-02.03.2015 г.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводный инструктаж – 1 ч.
  2. Фольклор. Потешки. Скороговорки. Загадки – 2 ч.
  3. Стихотворения об осени (И. Мазнина «Осень», Г. Новицкой «Тишина») – 2 ч.
  4. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» – 2 ч.
  5. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» – 2 ч.
  6. Ознакомление с малыми фольклорными формами – 1 ч.
  7. Веселые стихотворения – 1 ч.
  8. Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат» – 2 ч.
  9. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» - 2 ч.
  10. Стихотворения о зиме (И. Суриков «Зима») – 1 ч.
  11. Русская народная сказка «Зимовье зверей» – 2 ч.
  12. Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами – 1 ч.
  13. Русская народная сказка «Жихарка»- 2 ч.
  14. Русская народная сказка «У страха глаза велики» - 2 ч.
  15. Стихотворения о весне – 2 ч.
  16. Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха» – 2 ч.
  17. Веселые стихотворения – 1 ч.
  18. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» – 2 ч.
  19. Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» – 2 ч.
  20. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – 2 ч.
  21. Рассказ Е. Чарушина «Воробей» – 2 ч.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 1 ч.
  2. О чем печалишься Осень? Чтение стихотворений русских писателей – 1 ч.
  3. Малые фольклорные формы – 1 ч.
  4. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало». Чтение и анализ стихотворения – 1 ч.
  5. Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» – 2 ч.
  6. Стихотворения К. Чолиева «Деревья спят», Е. Трутневой «Первый снег» – 2 ч.
  7. Рассказ С. Иванова «Каким бывает снег» - 1 ч.
  8. Малые фольклорные формы – 1 ч.
  9. Жанр-басня И. Крылова «Стрекоза и муравей» – 2 ч.
  10. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» – 2 ч.
  11. Составление сказок по пословицам – 2 ч.
  12. Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки» – 1 ч.
  13. Рассказ В. Драгунского «Друг детства» - 1 ч.
  14. Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен» – 1 ч.
  15. Беседа о русском устном народном творчестве.- 1 ч.
  16. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» – 1 ч.
  17. Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам – 1 ч.
  18. Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа» – 1 ч.
  19. Рассказ Н. Носова «На горке» – 1 ч.
  20. Стихотворение Я. Акима «Апрель» – 1 ч.
  21. А мы масленицу встречали – 2 ч.
  22. Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях» – 1 ч.
  23. Сказки Д. Родари «Большая морковка» – 1 ч.
  24. Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» – 1 ч.
  25. Малые фольклорные формы – 1 ч.
  26. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» – 2 ч.
  27. Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова – 1 ч.
  28. Анализ фразеологизмов, пословиц – 1 ч.
  29. Литературная викторина по изученным произведениям – 1 ч.

Цели программы

Цель программы – развитие творческих способностей детей через ознакомление дошкольников с художественной литературой.

 

Задачи программы: 

Образовательные:

  • знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
  • обращать внимание на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
  • расширять и активизировать словарный запас детей. 

Воспитательные:

  • эмоционально воспринимать образное содержание произведения;
  • помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
  • сформировать интерес к художественной литературе. 

Развивающие:

  • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;
  • развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка по средствам чтения стихотворений, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивая образные выражения;
  • развивать творческие способности у детей.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения);
  • жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм;
  • жанровые особенности и назначения пословиц, поговорок;
  • жанры литературных произведений;
  • жанровые, композиционные, языковые особенности русской сказки, рассказа;
  • жанровые особенности басни;
  • жанровые особенности, назначение малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки).

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
  • находить сходство и отличие в сюжетах похожих произведений, осмысливать идею произведения, оценивать характеры персонажей;
  • выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно – передавать характер поэтического произведения;
  • понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
  • подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания пейзажей; составлять лирические сказки на определенную тему;
  • передавать образы природы в словесном описании, выражая свои переживания и впечатления;
  • точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

У обучающихся будут развиты личностные качества:

  • уверенность;
  • психическая устойчивость;
  • целеустремленность;
  • дисциплинированность;
  • самообладание;
  • коллективизм;
  • общительность.

Особые условия проведения

Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста (4-7 лет).

1 год обучения: 1 раз в неделю (32 занятия в год).

2 год обучения: 1 раза в неделю (32 занятия в год).

3 год обучения: 1 раза в неделю (32 занятия в год).

 

Длительность занятий: 30 мин. в зависимости от возрастной группы. Между занятиями обязательны подвижные организованные перемены.

Материально-техническая база

  1. Учебный класс.
  2. Дидактический материал.
  3. Интерактивная доска.

 

Список используемой литературы:

  1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва «Мозаика-Синтез», 2005 г.
  2. Доронова Т. Н., Гербова В. В. «Радуга» программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 – 6 лет в детском саду, Москва «Просвещение», 1997 г.
  3. Самолдина К. А., Марков Е. П. «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников», Новосибирск, НИПКиПРО, 2009 г.
  4. Некрасова З., Некрасова Н. «Сказочные возможности», «София», 2007 г.
  5. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой», Харьков «Фолио», Москва «АСТ», 2000 г.
  6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В., «Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет», Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
  7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 5 – 7 лет», Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
  8. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва ТЦ «Сфера», 2009 г.
  9. Гейци Э. Д. «Диагностика среднего и старшего дошкольного возраста», Новосибирск «Бора – Пресс», 2006 г.
  10. Гаврина С. Е. «Большая книга тестов. Для детей 4 – 5 лет», Москва «Росмэн – Пресс», 2006 г.
  11. Гаврина С. Е. «Большая книга тестов. Для детей 5 – 6 лет», Москва «Росмэн – Пресс», 2007 г.
  12. Колесникова Е. В. «Тесты для детей 5 лет», Москва «Ювента», 2007 г.
  13. Томилова С. Д. «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками», Москва «Астрель», 2009 г.